Изобретение относится к испытаниям неподвижных цилиндрических соединений с гарантированным натягом на прочность в условиях приложения эксплуатационных нагрузок и может быть использовано для сравнительной оценки эффективности применения новых материалов или технологических процессов обработки поверхностей контакта элементов соединения типа вал - внутреннее кольцо подшипника качения.
Известен способ испытания неподвижного соединения вала с внутренним кольцом подшипника качения по его прочности на осевой сдвиг, предусматривающий суждение о прочности соединения по усилию запрессовки-распрессовки.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является
способ испытания неподвижного соединения вала с кольцом подшипника качения, который осуществляют путем прикладывания к диаметрально расположенным точкам дорожки качения кольца, наружный диаметр которого вне дорожки качения уменьшен на 0,2 - 0,32 диаметра тела качения, напрессованного на вращающийся вал, радиальной нагрузки через тела качения.
Однако для осуществления способа необходимо предварительное уменьшение наружного диаметра кольца подшипника вне дорожки качения на величину, равную 0,2 - 0,32 диаметра тела качения, что приводит к изменению его упругих свойств в худшую сторону и снижению достоверности испытаний.
VI
СО
о сл N VI
Условия нагружения соединения не соответствуют эксплуатационным, что искажает характер и сущность процессов, происходящих в зоне контакта.
Ввиду того, что прикладываемая нагрузка не имеет осевую составляющую, переменную по величине и направлению, всегда присутствующую в эксплуатационных условиях, то это не соответствует реальным условиям работы соединения вала с кольцом подшипника качения и, как следствие, не соответствует эксплуатационным условиям его работы.
Цель изобретения - повышение достоверности испытаний путем обеспечения в соединении условий, близких к эксплуатационным.
Поставленная цель достигается тем, что способ испытания неподвижного соединения вала с внутренним кольцом подшипника качения, заключается в том, что напрессовывают на вал с заданным натягом внутреннее кольцо подшипника качения, приводят вал во вращение с заданной скоростью, нагружают дорожку качения кольца подшипника через тело качения и регистрируют положение кольца относительно вала, кольцо на вал напрессовывают с перекосом, угол которого равен максимально допустимому по техническим условиям углу перекоса, а после регистрации положения кольца измеряют время, через которое происходит изменение положения кольца относительно вала по скорости вращения вала и продолжительности испытаний рассчитывают число циклов нэгружения и путь трения, по которым определяют прочность соединения вал - кольцо.
На фиг. 1 -изображено устройство для осуществления способа испытания неподвижного соединения вала с внутренним кольцом подшипника качения; на фиг. 2: а) - схема действия составляющих прикладываемой нагрузки в крайнем правом положении точки ее приложения, 9 0мак.с б) - схема действия прикладываемой нагрузки в момент, когда направление действия нагрузки и точка ее приложения лежат на одной прямой; в) - то же, составляющих прикладываемой нагрузки в крайнем левом положении точки ее приложения, в вмаксИзобретение осуществляют следующим образом.
На вал 1, ось посадочной поверхности под кольцо 2 которого наклонена на величину допустимого по техническим условиям угла перекоса 0по отношению к оси вращения, с заданным натягом напрессовывают внутреннее кольцо подшипника 2 качения,
зажимают его в шпиндель 5 привода, центрируют вращающимся центром 6 и задают валу 1 вращение (фиг.1). Нагрузку на испытываемое соединение прикладывают через
тело 4 качения с помощью нагрузочного устройства 3. Ввиду изменения траектории движения профиля дорожки качения вследствие наклона оси вращения кольца к оси вращения вала, кольцо взаимодействует с
0 телом качения различными точками профиля дорожки качения (фиг.2а,б.в,), что вызывает изменение величины и направления действия прикладываемой нагрузки, моделируя условия работы реального подшипни5 кового узла.
В процессе испытаний следят за изменением положения кольца 2 на валу 1. При достижении заданного изменения положения кольца 2, выраженного в дробных или
0 целых числах оборотов, выключают привод 5 вращения вала 1 и по продолжительности испытаний, числу циклов нагружения и пути трения определяют прочность соединения вал - кольцо.
5Пример. Производили изнашивание
неподвижных соединений типа вал - внутреннее кольцо шарикоподшипника типоразмера 313 в характерном режиме работы подшипникового узла коробки передач
0 трактора К-700А при нагрузке 11 кН. Материал вала 1 - термообработанная сталь 40ХС, внутреннего кольца подшипника 2 - сталь подшипниковая ШХ15.
После 5-часовой наработки в зоне кон5 такта вала с кольцом подшипника были зафиксированы продукты износа в результате фреттинг-коррозии. После 45-часовой наработки было зарегистрировано смещение кольца относительно посадочной поверхно0 сти вала.
В целях выявления влияния перекоса на долговечность сопряжения были изготовлены валы-образцы, оси вращения посадочных поверхностей под кольца подшипников
5 которых наклонены по отношению к оси вращения вала на некоторый угол 0(угоп перекоса), что позволило получить горизонтальную составляющую прикладываемой к дорожке качения нагрузки, имеющую место
0 в условиях эксплуатации.
При в 8 горизонтальная составляющая прикладываемой нагрузки
Fai Fb Sin ймакс 11000Ю.0023 25 Н. При в &2макс 40 горизонтальная со5
ставляющая прикладываемой нагрузки
Fa2 - Fb«sin &макс 11000-0.0116 128 Н
При условии, когда угол перекоса
0 $1макс продукты износа в результате
фреттинг-коррозии были зафиксированы через 4,1 ч работы, а после 37-часовой наработки зарегистрировано смещение кольца относительно посадочной поверхности вала.
При условии, когда угол перекоса 0 Фмакс- продукты износа в результате фреттинг-коррозии были зафиксированы через 2 ч работы, а после 21-часовой наработки зарегистрировано смещение кольца относительно посадочной поверхности вала.
Следовательно, перекос отрицательно влияет на долговечность неподвижного соединения вала с кольцом подшипника качения.
Формула изобретения
Способ испытания неподвижного сое- дмнения вала с внутренним кольцом подшипника качения, заключающийся в том.
0
что напрессовывают на вал с заданным натягом внутреннее кольцо подшипника качения, приводят вал во вращение с заданной скоростью, нагружают дорожку качения кольца подшипника через тело качения и регистрируют положение кольца относительно вала, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности испытаний путем обеспечения в соединении условий, близких к эксплуатационным, кольцо на вал напрессовывают с перекосом, угол которого равен максимально допустимому по техническим условиям углу перекоса, а после регистрации положения кольца отно сительно вала по скорости вращения вала и продолжительности испытаний расчитывают число циклов нагружения и путь трения, по которым определяют прочность соединения вал-кольцо.
20
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для испытания неподвижных соединений вала с внутренним кольцом подшипника качения | 1990 |
|
SU1751653A1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА ИЗНОС ПРЕССОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГОМ | 1991 |
|
RU2057319C1 |
Способ испытания неподвижно сопряженного вала с кольцом подшипника качения | 1984 |
|
SU1187007A1 |
Способ испытания на износ прессовых соединений с натягом | 1990 |
|
SU1711033A1 |
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора | 1985 |
|
SU1325288A1 |
ПОДШИПНИК РОЛИКОВЫЙ РАДИАЛЬНЫЙ И СПОСОБ ЕГО МОНТАЖА В ПОДШИПНИКОВОМ УЗЛЕ | 2012 |
|
RU2489616C1 |
Подшипниковый узел ротора винтового компрессора | 2019 |
|
RU2702812C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ШАРИКОПОДШИПНИКАХ | 2010 |
|
RU2432560C1 |
Способ восстановления изношенных деталей | 1990 |
|
SU1791090A1 |
ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА "ЦИЛИНДР-ЦИЛИНДР" | 2019 |
|
RU2726255C1 |
Изобретение относится к испытаниям неподвижных цилиндрических соединений с гарантированным натягом на прочность в условиях приложения эксплуатационных нагрузок и может быть использовано для сравнительной оценки эффективности применения новых материалов или технологических процессов обработки поверхностей контакта элементов соединения типа вал - внутреннее кольцо подшипника качения. Цель - повышение достоверности испытаний путем обеспечения в соединении условий, близких к эксплуатационным. Напрессовывают на вал с заданным натягом внутреннее кольцо подшипника качения, задают валу вращение, прикладывают к дорожке качения кольца нагрузку через тело качения и регистрируют положение кольца относительно вала. Нагрузку, прикладываемую к дорожке качения кольца, изменяют по величине и направлению (радиальная составляющая нагрузки изменяется по величине, осевая составляющая нагрузки - по величине и направлению), моделируя условия работы реального подшипникового узла с перекосом. 2 ил. сл с
3
Vuil
Способ испытания неподвижно сопряженного вала с кольцом подшипника качения | 1984 |
|
SU1187007A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-04-30—Публикация
1990-03-19—Подача