Изобретение относится к машиностроению.
Известны зубчатые передачи, у которых колеса выполнены с выемками по торцам зубьев, передачи с пустотелыми зубьями, характеризующиеся высокой податливостью в момент входа зубьев в контакт друг с другом.
Недостатком указанных передач является малая несущая способность по сравнению со стандартами передачи.
Наиболее близкой к предлагаемой является зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, в одном из которых во впадинах между зубьями выполнены углубления в виде прорезей глубиной, равной (2-3) т, и шириной (0,1-0,2) т, заполненных эластичным материалом, при этом в прорезях выполнены радиальные отверстия для повышения надежности передачи.
Недостатком известной передачи является малая надежность передачи из-за большой динамической нагрузки и низкой демпфирующей способности материала в прорези.
Цель изобретения - повышение надежности передачи путем уменьшения динамической нагрузки.
Поставленная цель достигается тем, что одно из зубчатых колес в зубчатой передаче выполнено с радиальными прорезями, состоящими из двух частей, одна из которых выполнена цилиндрической с определенной шириной и глубиной, а другая более широкая и глубокая. Каждая часть прорези выполнена по определенному геометрическому соотношению.
На чертеже показана конструкция колеса, общий вид.
В зубчатой передаче в колесе 1 во впадинах между зубьями выполнены радиальные прорези, состоящие из двух частей. Часть 2 прорези, примыкающая к впадине между зубьями, выполнена шириной Ди длиной li по среднему радиусу R с осью, лежащей на цилиндрической поверхности, проходящей через середину глубины И. Другая часть 3 выполнена шириной hi и глубиной I.
(Л
С
VI
CJ
со VI
VI
vi
Ширина, глубина и радиус прорезей выбраны из следующих соотношений:
(l+Y )2(215ti+2l+3h)
Д 3 Hi E(H +l +h)
(rf2-Hi)sin |J-Hi;
22 R(1,5-2)m; h(0,5-1,0)m;
где А - ширина прорези первого участка;
hi - ширина прорези второго участка;
R - средний радиус прорези первого участка;
И - длина прорези первого участка;
t - длина прорези второго участка;
h - высота зуба колеса;
Z2 - число зубьев колеса;
Hi - минимальное расстояние между соседними прорезями;
rf2 - радиус окружности ножек колеса;
сги - допускаемое напряжение изгиба материала колеса,
Е - модуль упругости материала колеса.
Зубчатая передача работает следующим образом.
При входе зуба зубчатого колеса 1 в зацепление с соответствующим зубом второго колеса происходит удар. Динамическая нагрузка в зацеплении зависит от жесткости зуба, которая в начальный мо- мент определяется длиной L зуба, и деформации зацепления Поскольку длина L значительно больше высоты стандартного зуба, динамическая нагрузка в передаче падает, падают частота колебаний зуба и час- тота соударений зубьев друг о друга при сопересопряжении. В зоне двухпарного зацепления зазор А части 2 прорези выбирается и жесткость зацепления резко возрастает, а его деформация уменьшается. Однако при выборе зазора А нужно свести до минимума контактные напряжения на
поверхностях, формирующих часть 2 прорези. Этому требованию отвечает прорезь части 2, имеющая цилиндрические поверхности с радиусами кривизны ,5- 2,0)m и длиной перемычки между впадиной и частью 3 прорези H(0,5-1,0)m. Формула изобретения Зубчатая передача, содержащая зубчатые колеса, в одном из которых во впадинах между зубьями выполнены радиальные прорези, отли чающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи, прорези выполнены из двух частей, часть, примыкающая к впадине, выполнена цилиндрической шириной А и глубиной И по среднему радиусу R с осью, лежащей на цилиндрической поверхности, проходящей через середину глубины И, другая часть выполнена шириной hi и глубиной I, причем ширина, глубина и радиус прорезей выбраны из следующих соотношений:
А
ou -(I + y)2(2,5h +2l+3h) 3 Hi Е (H +l +h)
(rf2-l-h)sin -Hi;
R(1,5-2)m; h-(0,5-1,0)m;
где А - ширина прорези первого участка;
hi - ширина прорези второго участка;
R - средний радиус прорези первого участка;
И - длина прорези первого участка;
I - длина прорези второго участка;
h - высота зуба колеса;
Z2 - число зубьев колеса;
Hi - минимальное расстояние между соседними прорезями;
rf2 - радиус окружности ножек колеса;
7U - допускаемое напряжение изгиба материала колеса;
Е - модуль упругости материала колеса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2225552C1 |
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160858C1 |
АРОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2092725C1 |
Зубчатая передача внутреннего зацепления | 1986 |
|
SU1364805A1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
Прямозубое цилиндрическое колесо | 1982 |
|
SU1076664A1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА ДИСКРЕТНОГО ДВИЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2588560C1 |
РЕЗЦОВАЯ ЗУБОРЕЗНАЯ ГОЛОВКА ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2009 |
|
RU2430813C2 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности передачи. Зубчатое колесо 1 передачи выполнено с радиальными прорезями между зубьями. Каждая из прорезей состоит из узкой 2 и широкой 3 частей,опи- сываемых математическими зависимостями, учитывающими геометрические соотношения зубчатого венца и свойства материала, из которого он изготовлен. 1 ил.
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1237844A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
"Венец зубчатого колеса | 1977 |
|
SU641216A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU655852A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1989-10-16—Подача