Изобретение относится к пластичным смазкам и может быть использовано для узлов трения в подшипниках скольжения и качения различных передач машин и механизмов, в том числе на автомобильном транспорте.
В качестве пластичной смазки общего назначения, предназначенной для работы в мало- и средненагруженных подшипниках качения и скольжения широко используют смазку ЦИАТИМ-201. В состав этой смазки входят, мас.%: масло приборное или трансформаторное 84,7: стеарат лития 15,0; дифениламин 0,5.
Однако противоизносные и противоза- дирные свойства этой смазки недостаточно высоки.
Известна смазка ЦИАТИМ-202, используемая также при смазке скоростных подшипников, небольших зубчатых передач, узлов трения приборов и точных механизмов. Состав смазки ЦИАТИМ-202, мас.%: масло МС-14 65,3: масло трансформаторное 22,0; масло касторовое 1,5; стеариновая кислота 9,5; гидрат окиси лития 1,4; дифениламин 0,3.
Противозадирные и противоизносные свойства этой смазки также невысоки.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемой пластичной смазке является смазка Литол-24 следующего состава, мас.%: масло веретенное АУ 19,4; масло И-50А 62,0; оксистеарат лития 12,9; полиизобутилен П-20 4.0; нафтам 2 -0,7.
К недостаткам этой смазки можно отнести сравнительно невысокие противоизносные свойства.
Цель изобретения - повышение проти- воизносных свойств смазки.
Поставленная цель достигается тем, что пластичная смазка, включающая литиевое мыло карбоновых кислот и базовую основу, в качестве литиевого мыла жирных кислот содержит литиевое мыло жирных кислот, выделенных дистилляцией из продукта разСП
с
со XI о о о
ложения соапстока хлопкового масла 13- 14 мас.% и в качестве базовой основы - отработанное очищенное моторное масло 86-87 мас.%.
Для приготовления загустителя используют жировое сырье, полученное следующим образом.
В процессе рафинирования хлопковое масло для удаления свободных жирных кислот обрабатывают каустической содой и получают соапсток. Последний разлагают серной кислотой, получая жирные кислоты хлопкового соапстока (недистиллированные). Дополнительная очистка кислот путем вакуумной дистилляции при 210-260°С позволяет получать дистиллированные жирные кислоты (ДЖК) хлопкового соапстока. Полученные кислоты имеют следующий состав, мас.%: насыщенные - миристиновая (Сi/i) 0,8-1,0; пальмитиновая (Сш) 48,4-54,7; стеариновая (Cis) 2,8-4,0; ненасыщенные пальмитолеиновая (Ci6:i) 1,0-1,3; олеиновая (Ci8:i) 26.2-38,3; линолевая (Ci8:2) 8,9-9,3; остальные 0,2-3,5. Температура плавления ДЖК не менее 32°С. число омыления 189- 199мг КОН/г.
В качестве дисперсной среды использовали отработанное моторное масло (ММО), очищенное физическим методом, например фильтрацией под вакуумом. Основные показатели ММО: кинематическая вязкость: при 100°С - 7,4-8,6 мм2/с, при 50°С - не менее 35 мм2/с; кислотное число 1,7-2,9 мг КОН/г; температура вспышки в открытом тигле не менее 100°С; температура застывания -10- 22°С.
Образцы смазок готовили следующим образом.
Омыляли ДЖК водным раствором гидрата окиси лития до слабощелочной реакции в присутствии фенолфталеина. Полученное мыло сушили до воздушно-сухого состояния при температуре не выше 80°С. Литиевое мыло ДЖК и ММО. взвешенные в соответствующих пропорциях, в сум марном количестве 100г помещали в варочный сосуд с обогревом дна и стенок. Проводили нагрев реакционной смеси при перемешивании до 190-195°С, после чего смазку медленно охлаждали на воздухе. Го-
могенизацию проводили в роторно-диско- вом гомогенизаторе.
Составы смазок приведены в табл.1. Испытания проводили в сравнении со 5 смазкой Литол-24 следующего состава, мас.% (состав 7): масло веретенное АУ 24,9; масло И-50А 37,9; масло М-20А 21.3; поли- изобутилен П-20 2,3: нафтам 2-0,7.
У полученных пластичных смазок опре- 10 деляли предел прочности, коллоидную стабильность, эффективную вязкость, стабильность против окисления, защитные свойства в морской воде, противоизносные и противозадирные свойства. 15Результаты испытаний представлены в
табл.2.
Из табл.2 видно, что оптимальной является концентрация загустителя 13-14 мас.%. При меньшей концентрации загусти- 20 теля не всегда обеспечивается необходимый предел прочности (450 Па, как для Литол-24). Увеличение концентрации мыла выше 14% экономически нецелесообразно. По основным физико-химическим и проти- 25 возадирным свойствам предлагаемая смазка не уступает товарной смазке Литол-24, а по защитным и противоизносным свойствам превосходит последнюю, обеспечивая снижение диаметра пятна износа с 0,79 30 до 0,52-0,58 мм.
Формула изобретения Пластичная смазка, содержащая базовую основу и литиевое мыло жирных кислот, отличающаяся тем. что, с целью 35 повышения противоизносных свойств, смазка в качестве литиевого мыла жирных кислот содержит литиевое мыло жирных кислот, выделенных дистилляцией из продукта разложения соапстока хлопкового 40 масла, и в качестве базовой основы - очищенное отработанное моторное масло при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Литиевое мыло жирных 45кислот, выделенных дистилляцией из продукта разложения соапстока хлопкового масла13-14
Очищенное отрпботан- 50ное моторное масло86-87.
Таблица 1
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2018 |
|
RU2682881C1 |
Пластичная смазка | 1988 |
|
SU1576545A1 |
Морозостойкая смазка | 2016 |
|
RU2622398C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2019 |
|
RU2711022C1 |
Антифрикционная смазка | 1990 |
|
SU1737004A1 |
Многоцелевая пластичная смазка | 2019 |
|
RU2698463C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2016 |
|
RU2622400C1 |
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К МЫЛЬНЫМ ПЛАСТИЧНЫМ СМАЗКАМ | 1992 |
|
RU2067609C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1993 |
|
RU2034909C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1994 |
|
RU2061740C1 |
Использование: для узлов трения в подшипниках скольжения и качения различных передач машин и механизмов. Сущность изобретения: смазка содержит литиевое мыло жирных кислот, выделенных дистилляцией из продукта разложения соапстока хлопкового масла 13 - 14% и очищенное отработанное моторное масло 86-87%. Диаметр пятна износа 0,52-0,54 мм, нагрузка заедания 710 Н,сваривания 1880-2000 Н. 2 табл.
Ваванов В.В, и др | |||
Автомобильные пластичные смазки | |||
М.: Транспорт, 1986, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU102A1 |
Синицын В.В | |||
Пластичные смазки в СССР, М.: Химия, 1984, с | |||
Нивелир для отсчетов без перемещения наблюдателя при нивелировании из средины | 1921 |
|
SU34A1 |
Авторы
Даты
1992-05-30—Публикация
1990-03-05—Подача