Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к контролю изготовления и сборки гасителей крутильных колебаний для дизельных двигателей, т.е. определения степени свободы вращения маховика внутри корпуса перед заполнением корпуса вязкой жидкостью.
Известен способ определения качества гасителей крутильных колебаний, наполненных вязкой жидкостью, заключающийся в том, что возбуждают свободные колебания испытуемого гасителя, закрепленного на торсионной оси, выполненной в виде пружины заданной жесткости, а число свободных колебаний учитывают при определении коэффициента демпфирования, При этом предварительно определяют допустимые граничные величины коэффициента демпфирования системы и строят графическую зависимость коэффициента демпфирования от числа свободных колебаний с выбранными амплитудами. Регулируют систему путем изменения массы диска или жесткости пружины для получения измеряемой зависимости в полученном диапазоне, возбуждают свободные колебания с заданной начальной амплитудой системы с испытуемым гасителем. Затем измеряют число колебаний гасителя в этой системе по характеристической кривой и сравнивают измеренное число с числами, лежащими в пределах граничных значений числа колебаний.
Недостатками известного способа является сложность способа определения качества гасителя, заключающаяся в том, что применяют возбудитель свободных колебаний, выполненный в виде торсионной оси заданной жесткости, и строят графическую зависимость коэффициента демпфирования от числа свободных колебаний с выбранными амплитудами. Кроме того, необходимо регулировать систему путем изменения жесткости торсионной оси в зависимости от массы испытуемого изделия и измерять число колебаний гасителя по характеристической кривой.
Недостатком является также длительность процесса испытания из-за длительных вычислительных и графических работ.
Известен также способ контроля свободного вращения роликов, заключающийся в том, что контролируемый ролик крутят с определенной частотой, а на него предварительно наносят сигнализатор импульсов, сигналы которого считываются приемники импульсов. Количество импульсов, снятое с контролируемого ролика, сравнивается с количеством импульсов, снятых со стандартного ролика. По разнице значений судят о
состоянии вращения контролируемого ролика.
Известно устройство для осуществления предлагаемого способа, содержащее
испытываемый ролик и стандартный ролик, которые соединены между собой лентой, а также приемники импульсов. На ролики на-, несены сигнализаторы импульсов. Устройство содержит прибор, сравнивающий
0 данные о количестве импульсов, снятых с роликов приемниками импульсов, и определяющий разницу этих значений, по которой судят о состоянии вращения контролируемого ролика.
5 Недостатком приведенного способа и устройства для его реализации является то, что их невозможно применить для определения степени свободы вращения тела, находящегося в закрытой оболочке, например
0 невозможно опредепить качество сборки гасителя крутильных колебаний для дизельных двигателей еще перед заполнением их вязкой жидкостью.
Цель изобретения - расширение техно5 логических возможностей контроля путем обеспечения контроля качества сборки маховика в закрытом корпусе.
Способ контроля возможности свободного вращения маховика заключается в том,
0 что маховик раскручивают и проводят замер параметров, по величине которых судят о возможности свободного вращения, для этого маховик раскручивают вместе с корпусом, тормозят корпус до полной его оста5 новки, растормаживают, а за параметр, характеризующий возможность свободного вращения маховика, принимают количество оборотов расторможенного корпуса и маховика.
0 устройство для осуществления способа содержит привод, связанный с ним вал, закрепленную на свободном торце вала опору, выполненную в виде диска для установки объекта испытаний, сигнализа5 тор и приемник импульсов, фрикционную муфту, установленную на валу со стороны привода и связывающую вал с последним, тормоз и прижим, расположенный соосно валу со стороны опоры с возможностью осе0 вого перемещения, при этом сигнализатор импульсов выполнен в виде зубчатого диска, установленного на валу и связанного, с приемником импульсов.
На чертеже представлена принципи5 альная схема устройства для осуществления способа.
Устройство содержит корпус 1, пнев- моприжим 2. выполненный в виде пневмо- цилиндра, управляемого распределителем 3, вал 4 с опорой 5 и сигнализатор импульсов, выполненный в виде зубчатого диска 6, расположенного на валу 4 опоры 5, с зубчатым диском 6 контактирует датчик 7 считывания импульсов (приемник импульсов). Устройство содержит тормоз 8, фрикцион- ную муфту 9, электродвигатель 10. Опора 5 установлена в подшипниках 11.
Способ осуществляют следующим образом.
Гаситель 12 крутильных колебаний уста- навливается на опору 5. Гаситель крутильных колебаний представляет собой маховик, помещенный в закрытый корпус. После срабатывания распределителя 3 шток пневмоцилиндра 2 выдвигается и при- жимает гаситель 13 к опоре 5. Включается фрикционная муфта 9 и электродвигатель 10 начинается плавное раскручивание опоры с гасителем 12 (системы маховик - корпус) до определенной частоты вращения.
Далее муфта 9 и электродвигатель 10 отключаются, включается тормоз 8. Система останавливается,и тормоз отключается. Если маховик в корпусе гасителя установлен без возможности вращения относитель- но корпуса, то он остановится вместе с системой и датчик 7 импульсов не будет отсчитывать импульсы, что будет говорить о том, что маховик заклинен.
Если маховик в корпусе гасителя уста- новлен качественно, то он после затормаживания и растормаживания системы продолжит свое вращение и за счет сил трения начнет раскручивать корпус гасителя и опору с валом. Датчик импульсов отсчиты- вает какое-то количество импульсов за определенное время, что будет говорить о том, что маховик в гасителе установлен с возможностью свободного вращения, т.е. качественно.
Таким образом, за счет возможности определения свободы вращения маховика, заключенного в закрытую оболочку, недоступную для визуального или иного способа наблюдения, расширяются технологиче-
ские возможности способа и эксплуатационные возможности устройства контроля свободного вращения тела.
Кроме того, предлагаемый способ и устройство отличает простота, за счет использования узлов общего применения, в то время как в прототипе применяются сложные электрические связи между контролируемыми узлами, сложной конструкции излучатель и приемник сигналов.
Формула изобретения
1.Способ контроля свободного вращения маховика, заключающийся в том, что маховик раскручивают и проводят замер параметров, по величине которых судят о возможности свободного вращения, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей контроля путем обеспечения контроля качества сборки маховика в закрытом корпусе, маховик раскручивают вместе с корпусом, тормозят корпус до полной его остановки, растормаживают, а за параметр, характеризующий возможность свободного вращения маховика, принимают количество оборотов расторможенного корпуса и маховика.
2.Устройство для контроля свободного вращения маховика, содержащее привод, вал. связанный с последним, закрепленную на свободном торце вала опору для установки обьекта испытаний, сигнализатор и приемник импульсов, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и увеличения надежности, оно снабжено фрикционной муфтой, установленной на валу со стороны привода и связывающей вал с последним, тормозом, охватывающим вал, прижимом, расположенным соосно с валом со стороны опоры с возможностью осевого перемещения.
3.Устройство по п, 2, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что опора выполнена в виде диска, а сигнализатор импульсов - в виде зубчатого диска, установленного на валу и связанного с приемником импульсов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Инерционный стенд для испытания фрикционных тормозов | 1981 |
|
SU1083087A1 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ГАСИТЕЛЕМ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ И ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2232909C2 |
Способ определения динамических характеристик пневматической шины транспортного средства | 1985 |
|
SU1383136A1 |
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2261815C2 |
Способ контроля работоспособности вращающихся деталей | 1987 |
|
SU1490348A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ КОМБИНИРОВАННАЯ | 2011 |
|
RU2452881C9 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1971 |
|
SU296623A1 |
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2357125C1 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2294469C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2235930C2 |
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к контролю сборки гасителей крутильных колебаний для 2 дизельных двигателей. Сущность изобретения: расширение эксплуатационных возможностей и увеличение надежности. Для этого устройство снабжено приводом, связанным с ним валом 4, опорой 5, закрепленной на валу и выполненной в виде диска, сигнализатором и приемником импульсов, фрикционной муфтой 9, тормозом 8-и прижимом 2. При этом сигнализатор импульсов выполнен в виде зубчатого диска 6, установленного на валу и связанного с приемником 7 импульсов. Испытываемый маховик вместе с корпусом раскручивают, тормозят корпус до полной остановки, растормаживают и проводят замер параметров (количество оборотов расторможенного корпуса), по величине которых судят о возможности свободного вращения мах.овика. 2 с. и 1 з. п. ф-лы, 1 ил. JS. VJ 4. СО CJ GJ
Способ определения качества гасителей крутильных колебаний,наполненных вязкой жидкостью | 1977 |
|
SU999988A3 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩИЙ СЕДАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЕМ | 1999 |
|
RU2150286C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1990-08-16—Подача