Способ строительства подземных сооружений метрополитена Советский патент 1992 года по МПК E02D29/04 

Описание патента на изобретение SU1747610A1

Изобретение относится к горному делу, а именно к строительству подземных сооружений метрополитена шахтным способом.

Известен способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку вертикального ствола и оборудование его клетьевым подъемом, проходку рудничного двора, обгонной штольни, вентиляционного и перегонного тоннелей с оборудованием их рельсовым транспортом, проходку вспомогательных горных выработок.

Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сущности и достигаемому результату является способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку главного и вспомогательного стволов, выполнение сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок околоствольного двора, ближайшего к стволам, и последующих перегонных тоннелей и проходку вспомогательных выработок.

Эффективность ведения работ и темпов строительства в известном способе недостаточны. Действительно, по одним и тем же горным выработкам в обоих направлениях одновременно транспортируются всевозможные грузы, предназначенные для различных стадий строительства. Для повышения эффективности ведения работ и

о

та

О

тейпов строительства необходимо разделение грузопотоков, что может быть обеспечено путем изменения технологических схем проходки и размещения горных выработок, предназначенных для строительства подземных сооружений метрополитена, механизации откатки и транспортирования горной массы, крепежных и вспомогательных материалов и оборудована от забоя до поверхности и наоборот.

Цель изобретения - повышение эффективности ведения работ и темпов строительства.

На фиг. 1 изображена технологическая схема расположения горных выработок и подземного транспорта, вид в плане; на фиг 2 - сечение А-А на фиг 1. Способ осуществляют следующим образом,

Проходят главный 1 и вспомогательный (грузо-людской) 2 вертикальные шахтные стволы Разделывают сопряжения с камера- ми загрузочно-разгрузочных и дозаторных устройств Главный ствол 1 со стороны трассы обгонной выработки 3 оборудуют клеть- евым подъемом, а с противоположной - скипов ым.

Со стороны клетьевого подъема главного ствола 1 сопряжено с ним вначале по прямой касательной к нему и параллельно трассам перегонных тоннелей в обоих направлениях начинают проходку обгонной выработки 3. После проходки прямого участка обгонной выработки 3, длина которого выбирается в соответствии с проектной длиной порожняковой и грузовой ветвей, осуществляют ее поворот в сторону трасс перегонных тоннелей 4-7 и продслжают проходку обгонной выработки 3

Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола 2, который оборудуют клетьевым подъемом, также в обоих направлениях к трассе обгонной выработки 3 осуществляют проходку грузовой 8 и порожняковой 9 откаточных выработок вспомогательного ствола 2 до соединения с обгонной выработкой 3, которую проходят до трассы ближайшего к стволам 1 и 2 перегонного тоннеля 4. и начинают его проходку.

Проходку всех выработок ведут механизированным способом, например с помощью щитов, а транспортировку отработанной горной массы из забоев - по забойному конвейерному перегружателю (например, ленточному или скребковому транспортерам) в шахтные вагонет ки, которые перемещают по рельсовым путям 10 с помощью, например, электровозной откатки к клетьевому подъему главного ствола 1.

В ото же время с грузовой откаточной выработки 8 по нормали от главного ствола 1 вниз выполняют вертикальную выработку 11, от которой к другой стороне главного

ствола 1 нарезают с подъемом в сторону ствола 1 наклонную выработку 12, которая заканчивается у комплекса загрузочно-до- заторных устройств главного ствола 1. Проходку наклонной выработки 12 ведут с

0 использованием, например, ленточного Конвейера 13, периодически удлиняемого следом за подвиганием забоя выработки 12 и оставляемого для дальнейшей эксплуатации

5 При этом горная масса, отрабатываемая в забое, подается вниз по конвейеру 13 на временное подъемное устройство (например, ковшовый элеватор), которое перегружает горную массу в вагонетки,

0 располагающиеся на рельсовых путях 10 грузовой откаточной выработки 8 и выдается на поверхность по клетьевому подъему (лэвного ствола 1.

Одновременно с проходкой наклонной

5 выработки 12 с грузовой откаточной выработки 8 в стволе в плане с направлением наклонной выработки 12 в противоположном от главного ствола направлении, с уклоном вниз под ближайший перегонный

0 тоннель 4 проходят вспомогательную выработку 14 и сопрягают ее направленной вверх дополнительной вертикальной выработкой 15 с перегонным тоннелем 4. Проходку вспомогательной выработки 14 ведут

5 с использованием ленточного конвейера 16, периодически удлиняемого следом за подвиганием забоя выработки 14 и оставляемого для дальнейшей эксплуатации.

Поступающая из забоя вспомогатель0 ной выработки 14 горная масса транспортируется по конвейеру 16 на грузовую ветвь откаточной выработки 8 в вагонетки, располагающиеся на рельсовых путях 10, или же, при отсутствии порожних вагонеток, до их

5 подачи в конвейерный бункер-накопитель

17,оснащенный бортами и устанавливаемый на грузовой ветви откаточной выработки 8 параллельно ее рельсовым путям 10, с возможностью последующей перегрузки

0 горной массы на конвейер 13 и подачи с него в скиповой подъем главного ствола 1. Конвейер 16 и конвейерный бункер-накопитель 17 оставляют для дальнейшей эксплуатации,

5 От места дополнительной вертикальной выработки 15 с перегонного тоннеля 4 в направлении, пересекающем трассы остальных перегонных тоннелей 5-7, проходят горизонтальную хребтовую выработку

18,с которой последовательно начинают и

ведут проходку перегонных тоннелей. В хребтовой выработке 18 над дополнительной выработкой 15 устанавливают круговой опрокидыватель 19 вагонеток с возможностью их разгрузки на конвейер 16 вспомогательной выработки.

Дальнейшее строительство перегонных тоннелей ведут по следующей технологии. Отработанную в перегонных тоннелях 4-7 горную массу погрузочными устройствами (погрузочные машины, конвейеры-перегружатели и пр.) грузят в вагонетки и, например, с помощью электровозов доставляют на хребтовую выработку 18 и далее в опрокидыватель 19 вагонеток с разгрузкой на конвейер 16.

По конвейеру 16 вспомогательной выработки Т4 горная масса перегружается на конвейер 13 наклонной выработки 12 и далее через загрузочное устройство по скиповому подьему главного ствола 1 выдается на поверхность, где, например, грузится в автосамосвалы и вывозится. В случае задержки с вывозом горной массы на поверхности (например, -отсутствие автосамосвалов) и остановки скипового подъема горную массу с конвейера 16 подают в конвейерный бункер-накопитель 17, а затем, с пуском ленточного конвейера 13, горную массу из бункера-накопителя выгружают на него.

Тюбинги и другие крупногабаритные крепежные материалы спускают в шахту по клетьевому подъему главного ствола 1 и доставляют в вагонетках (или других транспортных средствах, например, платформах, площадках) по рельсовым путям 10 обгонной выработки в перегонный тоннель 4, а из него на хребтовую выработку 18 и далее в. соответствующие забои перегонных тоннелей 5-7.

Вспомогательные материалы (бетонный раствор, кирпич, лес, облицовочные плиты и пр.) и людей опускают в шахту по вспомогательному стволу 2, оборудованному клетьевым подъемом. Вспомогательные материалы в вагонетках транспортируют по рельсовым путям 10 грузовой ветви откаточной выработки 8 на обгонную выработку 3 и далее в забои аналогично доставке крепежных материалов.

Для обслуживания и ремонта ленточных конвейеров 13 и 16 на их ставах устанавливают грузовые тележки, позволяющие доставлять ремонтные материалы без остановки и. реверсирования ленточных конвейеров.

Предлагаемый способ повышает эффективность ведения работ и темпы строительства за счет ускорения сооружения и увеличения производительности около- 5 ствольного двора.

Формула изобретения

Способ строительства подземных соо10 ружений метрополитена, включающий про ходку главного и вспомогательного стволов, выполнение сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок

5 околоствольного двора, ближайшего к стволам, и последующих перегонных тоннелей, проходку вспомогательных выработок, о т- л и чающийся тем, что, с целью повышения эффективности ведения работ и

0 темпов строительства, проходку обгонной выработки производят по окончании проходки стволов сопряженно к одной стороне главного ствола: вначале по прямой, касательной к нему и параллельно тряссам пере5 тонных тоннелей, а затем с поворотом в сторону этих трасс, причем обгонную выработку проходят до ближайшего к стволам перегонного тоннеля, сопрягают с ним и ведут его проходку одновременно с проход0 кой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, вслед за окончанием проходки грузовой откаточной

5 выработки в направлении по нормали в плане к перегонным тоннелям от главного ствола с откаточной выработки вниз выполняют вертикальную выработку, от которой к другой стороне главного ствола с подъемом на0 резают наклонную выработку, одновременно в стволе в плане с направлением наклонной выработки с грузовой откаточной выработки в противоположном от главного ствола направлении с уклоном

5 вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее направленной вверх дополнительной вертикальной выработкой с перегонным тоннелем от места их сбойки в

0 направлении, пересекающем трассы последующих перегонных тоннелей, и проходят горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и одновременно ведут проходку в

5 противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей.

h

ч

Похожие патенты SU1747610A1

название год авторы номер документа
Рудничный двор шахты 1986
  • Лавриненко Владимир Филиппович
  • Сильченко Виталий Иванович
  • Лысак Валентина Ивановна
  • Яблоков Евгений Петрович
SU1353889A1
Передвижной конвейер-перегружатель 1980
  • Лазаревич Николай Дмитриевич
  • Рудаков Юрий Валентинович
SU883520A1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВЫЕМОЧНОГО УЧАСТКА ПОДЗЕМНОЙ БЕЗОПАСНОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫСОКОГАЗОНОСНОГО ПЛАСТА 2018
  • Кариман Станислав Александрович
RU2735072C2
Способ вскрытия свиты выбросоопасных пологих угольных пластов 1990
  • Батманов Юрий Константинович
  • Пудак Валентин Васильевич
  • Лепихов Алексей Герасимович
  • Андреев Иван Михайлович
  • Моисеев Михаил Алексеевич
  • Селезень Адольф Леонтьевич
  • Петухов Игнатий Макарович
  • Кузнецов Владислав Павлович
  • Ведмедев Илья Михайлович
  • Недолужко Валерий Николаевич
SU1768756A1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ ПРИ ИХ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 1996
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Прусс Г.И.
  • Калинин В.П.
  • Теленков Н.Н.
  • Соколов В.А.
RU2105098C1
ПОДЗЕМНАЯ НЕФТЕДОБЫЧА НАКЛОННЫМИ СТВОЛАМИ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ 2021
  • Кариман Станислав Александрович
RU2773391C1
ЛИНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 2023
  • Рубинчик Эдуард Борисович
  • Джантимиров Христофор Авдеевич
  • Звездов Андрей Иванович
  • Новиков Андрей Евгеньевич
  • Панкратенко Александр Никитович
  • Рубинчик Дмитрий Александрович
  • Рудометкин Владимир Викторович
RU2808273C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА РУДНИКА ДЛЯ МАЛЫХ КИМБЕРЛИТОВЫХ ТРУБОК ПРИ ПОМОЩИ САМОХОДНОЙ ГОРНОЙ ТЕХНИКИ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕЕ СПУСКА-ПОДЪЕМА И ВЫДАЧИ РУДЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ 1998
  • Изаксон В.Ю.
  • Власов В.Н.
  • Клишин В.И.
  • Крамсков Н.П.
  • Новик П.Е.
RU2158826C2
Рудничный скипоклетевой двор 1987
  • Синица Алексей Дмитриевич
  • Фатеев Сергей Михайлович
  • Хижняк Георгий Константинович
  • Семенов Юрий Юрьевич
  • Чистяков Евгений Петрович
SU1451285A1
Способ строительства линии метрополитена с водоотливной установкой 2021
  • Лебедев Михаил Олегович
  • Марков Владимир Андреевич
  • Ильин Игорь Валерьевич
  • Ефремов Андрей Владимирович
  • Рудак Татьяна Сергеевна
  • Волкова Светлана Эдуардовна
RU2771805C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 747 610 A1

Реферат патента 1992 года Способ строительства подземных сооружений метрополитена

Сущность изобретения: по окончании проходки стволов сопряженно по касательной к одной стороне главного ствола проходят обгонную выработку, которую поворачивают и нарезают до ближайшего к стволам перегонного, тоннеля, сопрягают с ним и ведут его проходку. Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, По окончании проходки грузовой откаточной выработки с нее по нормали в плане к главному стволу выполняют вертикальнуЮвыработку, от которой с подъемом нарезают наклонную выработку. В стволе с направлением наклонной выработки в плане в противоположном от главного стеола направлении с уклоном вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее вертикальной выработкой с перегонным тоннелем, От места раскоски с перегонного тоннеля нарезают горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей. 2 ил. СП С

Формула изобретения SU 1 747 610 A1

- ..t.r...

,, it .. :,..

гш. --«fc%J

4V-s ..

w

ol

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1747610A1

Карасев Н.Ф
Постройка тоннелей
- М.: Орггрансстрой, 1958, с.266-269.

SU 1 747 610 A1

Авторы

Васильев Виктор Тихонович

Казанский Юрий Владимирович

Потапенко Вячеслав Алексеевич

Рахманинов Юрий Павлович

Кошелев Юрий Анатольевич

Дронов Владимир Алексеевич

Яцков Борис Иванович

Милов Валентин Глебович

Дубовский Юрий Павлович

Николаев Владимир Леонидович

Богданов Владимир Борисович

Гуров Владимир Борисович

Меркулов Владимир Васильевич

Даты

1992-07-15Публикация

1990-06-25Подача