Изобретение относится к горному делу, а именно к строительству подземных сооружений метрополитена шахтным способом.
Известен способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку вертикального ствола и оборудование его клетьевым подъемом, проходку рудничного двора, обгонной штольни, вентиляционного и перегонного тоннелей с оборудованием их рельсовым транспортом, проходку вспомогательных горных выработок.
Наиболее близким к предлагаемому решению по технической сущности и достигаемому результату является способ строительства подземных сооружений метрополитена, включающий проходку главного и вспомогательного стволов, выполнение сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок околоствольного двора, ближайшего к стволам, и последующих перегонных тоннелей и проходку вспомогательных выработок.
Эффективность ведения работ и темпов строительства в известном способе недостаточны. Действительно, по одним и тем же горным выработкам в обоих направлениях одновременно транспортируются всевозможные грузы, предназначенные для различных стадий строительства. Для повышения эффективности ведения работ и
о
та
О
тейпов строительства необходимо разделение грузопотоков, что может быть обеспечено путем изменения технологических схем проходки и размещения горных выработок, предназначенных для строительства подземных сооружений метрополитена, механизации откатки и транспортирования горной массы, крепежных и вспомогательных материалов и оборудована от забоя до поверхности и наоборот.
Цель изобретения - повышение эффективности ведения работ и темпов строительства.
На фиг. 1 изображена технологическая схема расположения горных выработок и подземного транспорта, вид в плане; на фиг 2 - сечение А-А на фиг 1. Способ осуществляют следующим образом,
Проходят главный 1 и вспомогательный (грузо-людской) 2 вертикальные шахтные стволы Разделывают сопряжения с камера- ми загрузочно-разгрузочных и дозаторных устройств Главный ствол 1 со стороны трассы обгонной выработки 3 оборудуют клеть- евым подъемом, а с противоположной - скипов ым.
Со стороны клетьевого подъема главного ствола 1 сопряжено с ним вначале по прямой касательной к нему и параллельно трассам перегонных тоннелей в обоих направлениях начинают проходку обгонной выработки 3. После проходки прямого участка обгонной выработки 3, длина которого выбирается в соответствии с проектной длиной порожняковой и грузовой ветвей, осуществляют ее поворот в сторону трасс перегонных тоннелей 4-7 и продслжают проходку обгонной выработки 3
Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола 2, который оборудуют клетьевым подъемом, также в обоих направлениях к трассе обгонной выработки 3 осуществляют проходку грузовой 8 и порожняковой 9 откаточных выработок вспомогательного ствола 2 до соединения с обгонной выработкой 3, которую проходят до трассы ближайшего к стволам 1 и 2 перегонного тоннеля 4. и начинают его проходку.
Проходку всех выработок ведут механизированным способом, например с помощью щитов, а транспортировку отработанной горной массы из забоев - по забойному конвейерному перегружателю (например, ленточному или скребковому транспортерам) в шахтные вагонет ки, которые перемещают по рельсовым путям 10 с помощью, например, электровозной откатки к клетьевому подъему главного ствола 1.
В ото же время с грузовой откаточной выработки 8 по нормали от главного ствола 1 вниз выполняют вертикальную выработку 11, от которой к другой стороне главного
ствола 1 нарезают с подъемом в сторону ствола 1 наклонную выработку 12, которая заканчивается у комплекса загрузочно-до- заторных устройств главного ствола 1. Проходку наклонной выработки 12 ведут с
0 использованием, например, ленточного Конвейера 13, периодически удлиняемого следом за подвиганием забоя выработки 12 и оставляемого для дальнейшей эксплуатации
5 При этом горная масса, отрабатываемая в забое, подается вниз по конвейеру 13 на временное подъемное устройство (например, ковшовый элеватор), которое перегружает горную массу в вагонетки,
0 располагающиеся на рельсовых путях 10 грузовой откаточной выработки 8 и выдается на поверхность по клетьевому подъему (лэвного ствола 1.
Одновременно с проходкой наклонной
5 выработки 12 с грузовой откаточной выработки 8 в стволе в плане с направлением наклонной выработки 12 в противоположном от главного ствола направлении, с уклоном вниз под ближайший перегонный
0 тоннель 4 проходят вспомогательную выработку 14 и сопрягают ее направленной вверх дополнительной вертикальной выработкой 15 с перегонным тоннелем 4. Проходку вспомогательной выработки 14 ведут
5 с использованием ленточного конвейера 16, периодически удлиняемого следом за подвиганием забоя выработки 14 и оставляемого для дальнейшей эксплуатации.
Поступающая из забоя вспомогатель0 ной выработки 14 горная масса транспортируется по конвейеру 16 на грузовую ветвь откаточной выработки 8 в вагонетки, располагающиеся на рельсовых путях 10, или же, при отсутствии порожних вагонеток, до их
5 подачи в конвейерный бункер-накопитель
17,оснащенный бортами и устанавливаемый на грузовой ветви откаточной выработки 8 параллельно ее рельсовым путям 10, с возможностью последующей перегрузки
0 горной массы на конвейер 13 и подачи с него в скиповой подъем главного ствола 1. Конвейер 16 и конвейерный бункер-накопитель 17 оставляют для дальнейшей эксплуатации,
5 От места дополнительной вертикальной выработки 15 с перегонного тоннеля 4 в направлении, пересекающем трассы остальных перегонных тоннелей 5-7, проходят горизонтальную хребтовую выработку
18,с которой последовательно начинают и
ведут проходку перегонных тоннелей. В хребтовой выработке 18 над дополнительной выработкой 15 устанавливают круговой опрокидыватель 19 вагонеток с возможностью их разгрузки на конвейер 16 вспомогательной выработки.
Дальнейшее строительство перегонных тоннелей ведут по следующей технологии. Отработанную в перегонных тоннелях 4-7 горную массу погрузочными устройствами (погрузочные машины, конвейеры-перегружатели и пр.) грузят в вагонетки и, например, с помощью электровозов доставляют на хребтовую выработку 18 и далее в опрокидыватель 19 вагонеток с разгрузкой на конвейер 16.
По конвейеру 16 вспомогательной выработки Т4 горная масса перегружается на конвейер 13 наклонной выработки 12 и далее через загрузочное устройство по скиповому подьему главного ствола 1 выдается на поверхность, где, например, грузится в автосамосвалы и вывозится. В случае задержки с вывозом горной массы на поверхности (например, -отсутствие автосамосвалов) и остановки скипового подъема горную массу с конвейера 16 подают в конвейерный бункер-накопитель 17, а затем, с пуском ленточного конвейера 13, горную массу из бункера-накопителя выгружают на него.
Тюбинги и другие крупногабаритные крепежные материалы спускают в шахту по клетьевому подъему главного ствола 1 и доставляют в вагонетках (или других транспортных средствах, например, платформах, площадках) по рельсовым путям 10 обгонной выработки в перегонный тоннель 4, а из него на хребтовую выработку 18 и далее в. соответствующие забои перегонных тоннелей 5-7.
Вспомогательные материалы (бетонный раствор, кирпич, лес, облицовочные плиты и пр.) и людей опускают в шахту по вспомогательному стволу 2, оборудованному клетьевым подъемом. Вспомогательные материалы в вагонетках транспортируют по рельсовым путям 10 грузовой ветви откаточной выработки 8 на обгонную выработку 3 и далее в забои аналогично доставке крепежных материалов.
Для обслуживания и ремонта ленточных конвейеров 13 и 16 на их ставах устанавливают грузовые тележки, позволяющие доставлять ремонтные материалы без остановки и. реверсирования ленточных конвейеров.
Предлагаемый способ повышает эффективность ведения работ и темпы строительства за счет ускорения сооружения и увеличения производительности около- 5 ствольного двора.
Формула изобретения
Способ строительства подземных соо10 ружений метрополитена, включающий про ходку главного и вспомогательного стволов, выполнение сопряжений с околоствольными выработками, проходку обгонной, грузовой и порожняковой откаточных выработок
5 околоствольного двора, ближайшего к стволам, и последующих перегонных тоннелей, проходку вспомогательных выработок, о т- л и чающийся тем, что, с целью повышения эффективности ведения работ и
0 темпов строительства, проходку обгонной выработки производят по окончании проходки стволов сопряженно к одной стороне главного ствола: вначале по прямой, касательной к нему и параллельно тряссам пере5 тонных тоннелей, а затем с поворотом в сторону этих трасс, причем обгонную выработку проходят до ближайшего к стволам перегонного тоннеля, сопрягают с ним и ведут его проходку одновременно с проход0 кой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, вслед за окончанием проходки грузовой откаточной
5 выработки в направлении по нормали в плане к перегонным тоннелям от главного ствола с откаточной выработки вниз выполняют вертикальную выработку, от которой к другой стороне главного ствола с подъемом на0 резают наклонную выработку, одновременно в стволе в плане с направлением наклонной выработки с грузовой откаточной выработки в противоположном от главного ствола направлении с уклоном
5 вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее направленной вверх дополнительной вертикальной выработкой с перегонным тоннелем от места их сбойки в
0 направлении, пересекающем трассы последующих перегонных тоннелей, и проходят горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и одновременно ведут проходку в
5 противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей.
h
ч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рудничный двор шахты | 1986 |
|
SU1353889A1 |
Передвижной конвейер-перегружатель | 1980 |
|
SU883520A1 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВЫЕМОЧНОГО УЧАСТКА ПОДЗЕМНОЙ БЕЗОПАСНОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫСОКОГАЗОНОСНОГО ПЛАСТА | 2018 |
|
RU2735072C2 |
Способ вскрытия свиты выбросоопасных пологих угольных пластов | 1990 |
|
SU1768756A1 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ ПРИ ИХ СТРОИТЕЛЬСТВЕ | 1996 |
|
RU2105098C1 |
ПОДЗЕМНАЯ НЕФТЕДОБЫЧА НАКЛОННЫМИ СТВОЛАМИ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ | 2021 |
|
RU2773391C1 |
ЛИНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 2023 |
|
RU2808273C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА РУДНИКА ДЛЯ МАЛЫХ КИМБЕРЛИТОВЫХ ТРУБОК ПРИ ПОМОЩИ САМОХОДНОЙ ГОРНОЙ ТЕХНИКИ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕЕ СПУСКА-ПОДЪЕМА И ВЫДАЧИ РУДЫ НА ПОВЕРХНОСТЬ | 1998 |
|
RU2158826C2 |
Рудничный скипоклетевой двор | 1987 |
|
SU1451285A1 |
Способ строительства линии метрополитена с водоотливной установкой | 2021 |
|
RU2771805C1 |
Сущность изобретения: по окончании проходки стволов сопряженно по касательной к одной стороне главного ствола проходят обгонную выработку, которую поворачивают и нарезают до ближайшего к стволам перегонного, тоннеля, сопрягают с ним и ведут его проходку. Одновременно с проходкой обгонной выработки от вспомогательного ствола проходят грузовую и порожняковую откаточные выработки до соединения с обгонной выработкой, По окончании проходки грузовой откаточной выработки с нее по нормали в плане к главному стволу выполняют вертикальнуЮвыработку, от которой с подъемом нарезают наклонную выработку. В стволе с направлением наклонной выработки в плане в противоположном от главного стеола направлении с уклоном вниз под ближайший перегонный тоннель проходят вспомогательную выработку и сопрягают ее вертикальной выработкой с перегонным тоннелем, От места раскоски с перегонного тоннеля нарезают горизонтальную хребтовую выработку, с которой последовательно начинают и ведут проходку в противоположных направлениях последующих перегонных тоннелей. 2 ил. СП С
- ..t.r...
,, it .. :,..
гш. --«fc%J
4V-s ..
w
ol
Карасев Н.Ф | |||
Постройка тоннелей | |||
- М.: Орггрансстрой, 1958, с.266-269. |
Авторы
Даты
1992-07-15—Публикация
1990-06-25—Подача