СЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО ТОПЛИВНОГО КЕССОН-БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И КРЫШКА СЛИВНОГО УСТРОЙСТВА Советский патент 1995 года по МПК B64D37/00 

Описание патента на изобретение SU1750152A1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к агрегатам для опорожнения топливных баков в аэродромных условиях.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств.

На фиг.1 представлен общий вид устройства; на фиг.2 вид сверху на сливное устройство; на фиг.3 разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 узел I на фиг.3; на фиг. 5 сливное устройство в рабочем положении (клапан открыт, крышка открыта и отведена в сторону) с выявлением характера закрепления сливного устройства в кессон-баке и подсоединения наконечника сливного рукава; на фиг.6 вид снизу на сливное устройство с крышкой, дополнительно дано наложенное изображение крышки в промежуточном положении; на фиг.7 разрез Б-Б на фиг.6; на фиг. 8 разрез В-В на фиг.6; на фиг.9 сечение Г-Г на фиг.8; на фиг.10 развертка винтовой канавки толкателя.

Сливное устройство состоит из двух функционально связанных частей: механизма клапана 1, содержащего привод клапана и клапанный узел, и механизма крышки 2 (см. фиг.1), объединенных в единый агрегат и скомпонованных в едином корпусе 3 (см. фиг.2), в котором выполнен сливной канал 4, имеющий входное отверстие 5, седло 6 (см. фиг.5), выпускное окно 7, конусное гнездо 8, запорные выступы 9 и паз 10 (см. фиг.7). На верхней части корпуса 3 имеются четыре цилиндрических прилива 11, между которыми образованы сливные желобы 12 (см. фиг.5) и плато 13, на котором установлен кожух, загерметизированный уплотнительной прокладкой 15 (см. фиг.7).

Привод клапана размещен внутри корпуса 3 и содержит ступенчатую обойму 16, укрепленную в нем посредством резьбового соединения 17, а также стопорной шайбой 18 и загерметизированную уплотнительной прокладкой 19, снабженную двумя окнами 20, выточкой 21, проточкой 22 и наружными буртами 23, в которых выполнены отверстия 24 с установленными в них шариками 25, запираемыми резьбовыми упорами 26 (см. фиг.4).

В проточке 22 обоймы 16 установлен поворотный поводок 27, снабженный конусной головкой 28 с вырезом под ключ и хвостовиком 29 со шлицами, закрепленный в обойме с помощью шайбы 30 и штифта 31, устанавливаемого через окна 20, и загерметизированный в ней уплотнительной прокладкой 32.

В выточке 21 обоймы 16 установлен толкатель 33 клапана с шлицевым отверстием, закрепленный на хвостовике 29 поводка 29 шлицевым соединением с возможностью осевого перемещения и взаимодействующий через его верхний торец с клапанным узлом устройства. На боковой поверхности толкателя 33 выполнены симметричные винтовые полукруглые канавки 34 с переменным углом подъема их винтовой линии, попарно контактирующие с шариками 25 обоймы 16. При этом предельные значения углов объема винтовой линии, при которых КПД привода приобретает наибольшие значения, определяются расчетным путем: наименьший угол исходя из условий обеспечения несамотормозящейся шариковинтовой пары, а наибольший исходя из требований по ограничению предельных усилий на рукоятках ручного привода и сохранения постоянства эквивалентных крутящих моментов, прикладываемых вручную на ключе. Клапанный узел расположен снаружи корпуса 3 и содержит направляющую 35 (см. фиг.3), укрепленную на приливах 11 шпильками 36 и имеющую центрирующее отверстие 37, установленную в направляющей 35 пружину 38 и клапан 39, имеющий шток 40 и тарелку 41, снабженный уплотнительным элементом 42 и центрирующим буртом 43, взаимодействующим через шток 40 и пружину 38 с направляющей 35, через уплотнительный элемент 42 с седлом 6 (см. фиг.5) и через центрирующий бурт 43 с толкателем 33 клапана (см. фиг.4).

Крышка сливного устройства размещается в выпускном окне 7 (см. фиг.7) корпуса 3 и содержит полый выдвижной стакан 44 с установленной в его полости пружиной 45, снабженной буртом 46 на одном конце и полукруглой кольцевой канавкой 47 на другом, подвижно укрепленный в отверстии корпуса 3 посредством стопорного кольца 48 и канавки 47 и взаимодействующий через пружину 45 с кожухом 14 (см. фиг.7) фланец 49, имеющий глухое отверстие 50 с отбортовкой 51, сквозное конусное отверстие 52 (см. фиг.7), привалочную кромку 53, эластичное покрытие 54, флажок 55 (см. фиг. 6), два упора 56 (см. фиг.9), квадратный шпиндель 57 с конусной головкой 58 с вырезом под ключ на одном конце и резьбовым отверстием и винтом 59 на другом, шарнирно закрепленный на бурте 46 стакана 44 посредством развальцованной отбортовки 51 и взаимодействующий через привалочную кромку 53 и эластичное покрытие 54 с пазом корпуса 3 (см. фиг. 7), траверсу 60, имеющую квадратное отверстие 61 (см. фиг. 8) штифт 62 (см. фиг.9), две симметрично расположенные профилированные личинки 63 с вырезами 64, контактирующими с запорными выступами 9 корпуса 3 (см. фиг. 7), закрепленную на шпинделе 57 призматическим соединением с возможностью осевого перемещения и сомкнутую с фланцем 49 посредством шпинделя 57, конической пружины 65 и винта 59, конусную чашу 66 с уплотнительным элементом 67 и пружиной 68, установленную в полости траверсы 60 и замкнутую в ней стопорным кольцом 69, взаимодействующую через уплотнительный элемент 67 с конусным гнездом 8 корпуса 3 (см. фиг.7) и через пружину 68 с траверсой 60. На фиг.10 показаны участки 70-72 развертки винтовой канавки толкателя.

Механизм клапана сливного устройства работает следующим образом.

При вращении поводка 27 в направлении открытого положения клапана приводится во вращение надетый на него толкатель 33 клапана, который одновременно с этим, взаимодействуя с неподвижной обоймой 16 посредством шариковинтовой пары с переменным углом подъема ее винтовой линии, приобретает поступательное движение вверх и переводит взаимодействующий с ним клапан 39 в открытое положение.

При этом в начале хода шариковинтовая пара работает на предельно малых углах подъема винтовой линии, и привод развивает максимально возможное осевое усилие, затрачиваемое на преодоление гидростатического давления столба жидкости на тарелку клапана 41, сил трения, возникающих при страгивании клапана 39 (отрыве его от седла) и силы предварительного сжатия пружины 38, а после открытия клапана и выравнивания давления в канале слива работа шариковинтовой пары происходит на максимальном угле подъема винтовой линии, рассчитанном преимущественно на преодоление усилий дополнительного сжатия пружины 38 (участок 72).

При вращении поводка 27 в направлении закрытия клапана вращается толкатель 33 клапана, шарики 25 выводятся из участка 72 (см. фиг.10) и фиксируют клапан 39 в открытом положении, и клапан совместно с толкателем возвращается в исходное положение.

Механизм крышки сливного устройства работает следующим образом.

При вращении шпинделя 57 в направлении закрытого положения крышки приводится во вращение надетая на него траверса 60, взаимодействующая через профилированные личинки 63 с запорными выступами 9 корпуса 3. При этом запорные выступы 9, скользя по профилю личинок 63, отжимают траверсу 60 внутрь выпускного гнезда 7, сжимая пружину 65, совмещаются с вырезами личинок 63 и заклиниваются в раздвинутой щели между траверсой 60 и привалочной кромкой 53 фланца 49, стянутых общей пружиной 65, а подпружиненная конусная чаша 66 через уплотнительный элемент 67 взаимодействует с конусным гнездом 8, самоустанавливаясь в оптимальном положении.

Механизм крышки сливного устройства переключается в открытое положение путем поворота до упора шпинделя 57 с помощью ключа-отвертки, взаимодействующего с вырезом в его головке 58, одновременно посредством пружины 45 стакан 44 выдвигается наружу из корпуса 3, а вместе с ним крышка сливного устройства выводится из выпускного гнезда и устанавливается в промежуточное положение (см. фиг.8), в выпускное окно 7 вставляется аэродромный наконечник сливного рукава (на фиг. не показан), механизм клапана переключается в открытое положение путем поворота до упора поводка 27 с помощью ключа-отвертки и автоматически удерживается в открытом положении при сливе топлива. Для исключения возможности ошибочного применения иной последовательности операций доступа к поводку механизм клапана в исходном положении перекрыт флажком 55 фланца 49 (см. фиг.8).

Похожие патенты SU1750152A1

название год авторы номер документа
Устройство автоматической смены инструментов сверлильно-фрезерного станка 1982
  • Кордыш Леонид Моисеевич
  • Тальянкер Михаил Яковлевич
  • Шигин Анатолий Николаевич
SU1047649A1
СЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО 2014
  • Вулкан Омер
  • Ольшанецкий Владимир
  • Клейман Денис
RU2670363C1
Устройство для шлифования и притирки поверхностей 1982
  • Рзаев Тофик Махмуд Оглы
  • Атаджанян Борис Паруйдович
  • Гальперин Рахмиэль Лазаревич
  • Гальперин Нисон Рахмиэлевич
  • Гасаналиева Тамара Васильевна
SU1122492A1
Устройство для распыливания жидкого топлива под давлением сжимаемого в рабочих цилиндрах двигателя внутреннего горения воздуха 1928
  • Селезнев А.В.
  • Селезнев К.В.
SU11541A1
АВТОМАТИЧЕСКИ ОТКРЫВАЮЩЕЕСЯ СЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО 2001
  • Джулиан Рандолл К.
RU2258020C2
УГЛОВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЙ КРАН 2005
  • Айриев Валерий Аванесович
  • Крыжановский Олег Георгиевич
RU2300039C2
СЛИВНОЙ УЗЕЛ ДЛЯ ПОРТАТИВНОГО ТУАЛЕТА 1995
  • Джон М.Энтос
  • Джон Р.Селина
  • Джеймс М.Бирн
RU2146745C1
УЗЕЛ ЗАТВОРА КЛИНОВОЙ ЗАДВИЖКИ 2012
  • Ерошкин Владимир Сергеевич
  • Заславский Геннадий Александрович
  • Рязанов Вячеслав Алексеевич
  • Шанаурин Анатолий Леонтьевич
  • Чиняев Ильгиз Рашитович
RU2518704C2
РЕГУЛИРУЮЩИЙ ДИСКОВЫЙ КЛАПАН С РАЗГРУЗОЧНЫМ УСТРОЙСТВОМ 2002
  • Басаргин М.Г.
  • Зайцев Е.А.
  • Веремеев Д.Н.
RU2232331C2
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 2000
  • Баканов А.Т.
  • Буянов В.А.
  • Шеффер В.А.
RU2191339C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 750 152 A1

Реферат патента 1995 года СЛИВНОЕ УСТРОЙСТВО ТОПЛИВНОГО КЕССОН-БАКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И КРЫШКА СЛИВНОГО УСТРОЙСТВА

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к агрегатам для опорожнения топливных баков в аэродромных условиях. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных и конструктивных качеств. Конструкция сливного устройства выполнена встроенной в обводы кессон-бака с обеспечением полного слива топлива и минимальных массогабаритных характеристик. В механизм клапана 1 применена шариковинтовая пара с переменным углом подъема винтовой линии, а крышка 2 сливного устройства выполнена самокрутящейся, уплотняющей узел крышки имеет возможность самоустанавливаться относительно гнезда сливного устройства. 1 з. п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения SU 1 750 152 A1

1. Сливное устройство топливного кессон-бака летательного аппарата, содержащее корпус со сливным каналом, входное отверстие которого снабжено седлом и подпружиненным клапаном в виде тарелки, а выпускное гнездом и крышкой, направляющую штока клапана и ручной привод, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, оно снабжено расположенной внутри корпуса ступенчатой обоймой с отверстиями, в которых установлены шарики, и поворотным поводком с закрепленным на нем с возможностью его осевого перемещения толкателем клапана, при этом на боковой поверхности толкателя выполнены винтовые полукруглые канавки с переменным углом подъема их винтовой линии, контактирующие с шариками обоймы. 2. Крышка сливного устройства, содержащая уплотняющий узел, ручной привод и запирающее устройство, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, уплотняющий узел выполнен в виде подпружиненной изнутри перевернутой конусной чаши, самоустанавливающейся относительно гнезда, при этом ручной привод расположен в полости конусной чаши и выполнен в виде шпинделя с вырезом под ключ на одном конце и с резьбовым отверстием и винтом на другом, причем запирающее устройство снабжено закрепленной на шпинделе с возможностью осевого перемещения траверсой и фланцем, взаимодействующими с корпусом посредством стопорного соединения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1750152A1

Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1

SU 1 750 152 A1

Авторы

Воробьев В.С.

Бабаев Л.А.

Есипов Н.К.

Даты

1995-11-27Публикация

1989-03-30Подача