Изобретение относится к подъемно- транспортному машиностроению и может быть использовано при изготовлении канатных барабанов.
Известен барабан, содержащий обечайку с винтовыми канавками, рабочий профиль которых описывается радиусной кривой глубиной h, которая зависит от диаметра каната dk.
Недостатками профиля поперечного сечения канавки является чрезмерная жесткость пары трения из-за зажатости каната радиусной кривой канавки. В силу этого контактные напряжения в вершине и верхних боковинах радиусной кривой канавки в период подъема и опускания груза номинальной величины достигают величин порядка 1600 МПа, что приводит к интенсивному износу не только барабана, но и каната Кроме того, большие знакопеременные нагрузки в период работы барабана на сжатие и изгиб могут привести к появлению усталостных
трещин и во всяком случае резко снизят долговечность элементов пары трения
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является канатный барабан, содержащий обечайку с винтовыми канавками постоянной глубины для размещения каната.
Недостатком известного барабана является то, что максимальные контактные напряжения практически не уменьшаются, а лишь перераспределяются за счет несимметричной формы поперечного сечения канавки. Кроме того, несимметричность предлагаемых канавок приводит к верчению каната в канавке, что увеличивает существующее в паре трение скольжения за счет дополнительного трения верчения и сокращает срок службыкак барабанов так и канатов.
Целью изобретения является уменьшение износа каната и канавки барабана.
Это достигается тем, что в канатном барабане, содержащем обечайку с винтовыми
Јь
канавками постоянной глубины h, рабочий профиль поверхности канавки обечайки в поперечном сечении выполнен в виде циклоиды согласно выражения
х ± a arccos(-Ј- - 1) -V 1 - (JL Гр-зг I af a
где О у 2а, параметр а -s-: х и у текущие координаты, причем начало координат помещено в вершину канавки.
На чертеже изображена канавка предлагаемого канатного барабана.
Обечайка 1 канатного барабана состоит из канавки 2, описанной циклоидой,и расположенного в ней каната 3. Профиль канавки АВ описывается выражением
х ± a arccos(-Ј - 1) У 1 -()2 -я , а в
причем 0 у 2а; а h - глубина
винтовой канавки.
Точки А и В имеют гладкое скругление с головками канавок. При работе канатного барабана в наиболее тяжелых режимах подь- ема и опускания номинальных грузов нор мальное сечение каната, принимая форму расширенного книзу овала, хорошо вписывается в канавку, выполненную в виде циклоиды, и имеет достаточно протяженную линию контакта, причем характер местных напряжений, обусловленный структурой каната, также выравнивается. Таким образом, контактные напряжения в паре канат - барабан, вызванные механическими нагрузками, становятся оптимальными и не превосходят величин 1200 МПа.
В табл.1 приведены значения напряжений в паре канат-барабан. для различных диаметров канатов предлагаемого и известного барабанов.
В числителе указаны контактные напряжения между канатом и известным барабаном, в знаменателе - между канатом и предлагаемым барабаном. Значительно меньшие контактные напряжения в паре не только резко уменьшают износ барабанов и
канатов, но и за счет равномерного обжатия каната, особенно в начальный период эксплуатации, обеспечивают повышение его долговечности (практически исключаются
случайные обрывы проволок, смещение прядей, выход каната из канавки и т.п.)
Пример конкретного выполнения рабочего профиля канавки обечайки барабана для каната диаметром 30 мм.
Если h 9,5 мм, следовательно 0 у 19. Имея ввиду симметричность циклоиды, приведем расчеты координат точек ее профиля (см. табл.2).
Размеры г 4мм и t 36 мм остаются
стандартными. Промышленный экземпляр предлагаемого канатного барабана был выполнен для различного крана мартеновского цеха завода им. К.Либкнехта. Эксплуатационные обследования подтвердили
увеличение надежности элементов пары на 20%.
Кроме того, теоретические исследования и исследования на моделях подтвердили, что предлагаемый канатный барабан
соответствует лучшим мировым образцам и не менее чем на 20% увеличивает как собственную долговечность, так и срок службы каната.
30
Формула изобретения
Канатный барабан, содержащий обечайку с винтовыми канавками для каната, отличающийся тем, что. с целью
уменьшения износа каната и канавки обечайки путем снижения контактных напряжений в паре трения, рабочий профиль поверхности канавки обечайки в поперечном сечении выполнен в виде циклоиды.
определяемой следующим соотношением:
х ± a arccos( -1) -V1 - (X -, )2 л ,
1 где а -х- глубины винтовой канавки;
х и у - текущие координаты, с началом координат, расположенным в вершине вин- товой канавки, при этом
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Канатный блок | 1990 |
|
SU1785995A1 |
Обод железнодорожного колеса | 1991 |
|
SU1794694A1 |
Канатный барабан | 1978 |
|
SU743946A1 |
Канатный барабан | 1979 |
|
SU850562A1 |
Барабан для грузоподъемной машины | 1977 |
|
SU658074A1 |
Барабан для многослойной навивкиКАНАТА | 1979 |
|
SU796150A1 |
Канатный барабан | 1981 |
|
SU1008149A2 |
Лебедка | 1989 |
|
SU1661134A1 |
СПОСОБ МНОГОСЛОЙНОЙ НАВИВКИ КАНАТА НА БАРАБАН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2205148C2 |
Валок для холодной периодической прокатки труб | 1989 |
|
SU1620163A1 |
Использование: в подъемно-транспортном машиностроении. Барабан включает обечайку 1 с винтовыми канавками 2. Рабочий профиль канавки обечайки 1 барабана выполнен в виде циклоиды, определяемой следующим соотношением: х ± a arccos(-Ј- - 1) Yl - ( - 1 Г- л I Av a где а - половина глубины канавки барабана. 1 ил. 2 табл.
Канатный барабан | 1985 |
|
SU1306897A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-11-12—Подача