Обод железнодорожного колеса Советский патент 1993 года по МПК B60B21/02 

Описание патента на изобретение SU1794694A1

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано при изготовлении и переточке железнодорожных вагонных и локомотивных колес: цельнокатаных, сборных и бандажных, применяемых на магистральном и промышленном транспорте и в метропоездах.

Известен обод железнодорожного колеса, поверхность качения которого описана образующей параболоида вращения, выраг женной уравнением у ах , где а и b постоянные величины, равные соответственно 4,8-5,4 и 0,23-0,25 и сопряжена с вогнутой поверхностью гребня.

Недостатком данной конструкции является существенный износ (подрез) гребня из-за высоких контактных напряжений, относительно часто возникающих на поверхности гребня при качении колеса по рельсу и, как показали эксплуатационные испытания, уменьшение надежности и долговечности обода железнодорожного колеса в целом.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату .является обод, у которого поверхность гребня описана образующей параболоида вращения, выраженной уравнением у ах , где а и b постоянные величины, равные соответственно 4,8-5,4 и 0.23-0,25 и сопряжена с вогнутой поверхностью гребня, отличающейся тем, что. с целью повышения надежности за счет уменьшения максимальных контактных напряжений, образующая поверхности гребня описана уравнением

у 0,00916х3 - 0.94595х2 + 33,83620х -399.11480

и сопряжена с образующей описанной уравнением

у 0,00436х3 - 0.54784Х2 + 23,45590х -317,52420.

ю

Ј О

4

где х и у - текущие координаты, а начало координат помещено в точку пересечения прямой, параллельной оси вращения колеса и касающейся вершины гребня с перпендикулярной к ней прямой, ограничивающей контур колеса с внутренней его стороны, при этом 27 х 48.

Недостатками описанного обода являются вероятность возникновения .существенных контактных напряжений на поверхности гребня особенно при прохож- дении подвижным составом кривых участков пути (на расстоянии ТО мм от круга катания или 18 мм от вершины гребня), а также и на прямых участках из-за малого зазора между внутренними гранями гребня и рельса в период кинематических, колебаний.

Целью изобретения является повышение надежности за счет уменьшения контактных напряжений в зоне соприкосновения боковой поверхности гребня с рельсом и лучшего вписывания подвижного состава в кривых участках пути, да и лучших условий эксплуатации за счет увеличенного зазора между внутренними гранями гребней с рельсами.

Указанная цель достигается тем, что образующая поверхность гребня описана уравнением

у 6.9761. - 0,16477х2 + 9,0026х- 150,62

и сопряжена с образующей, описанной уравнением

у 8.2.101 - 0.12067Х2 + 6,0233х- 104,265,

где х и у - текущие координаты, а начало координат помещено в точку пересечения прямой, параллельной оси вращения колеса, проходящей через точку пересечения образующей поверхности качения с кругом катания с перпендикулярной к ней прямой, ограничивающей контур колеса с внутренней его стороны, при этом радиусные криФормула изобретения Обод железнодорожного колеса, содержащий гладко сопряженную с вогнутой рабочей поверхностью гребня поверхность качения, образующая которой описана

. уравнением с atb, где с, t - текущие координаты, начало которых совмещено с точкой

сопряжения образующей рабочей поверхности гребня и образующей поверхности качения; а 4,8-5,4; b 0,23-0,25, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы колеса за счет уменьшения частоты касаний колеса с рельсом в зоне гребня и уменьшения величины контактных напря

вые, описывающие образующую нерабочей поверхности гребня удовлетворяют уравнениям . У -Ю- V 25,3492-(х-25,349 )2;

y -16,661-V Ц.3392-(х-13,024 )2.

если ордината вершины гребня принимает значения 28 мм и уравнениям:

У 8-0728 -V -I Q.0732- (х- 10.073 )2 у - 1.0.258 - 14,5792-(х-10,03)2

если ордината вершины гребня принимает значение 30 мм. Сопряжение образующих нерабочей и рабочей поверхности катания гладкое.

Исследования показали, что при увеличении криволинейной конусности за счет из

менения толщины гребня значительно возрастает устойчивость движения колеса на рельсе, т. е. интенсивно стабилизируется качение колеса на рельсе и, соответственно, ;.

уменьшается износ (подрез) гребня. Таким образом найдено необходимое соответст- вне между крутильными колебаниями вагона и кинематическими колебаниями колесной пары при различных скоростях

движения.

Необходимость составной криволинейной образующей поверхности гребня продиктована спецификой взаимодействия гребня с головкой среднесетевого рельса,

радиус бокового закругления которой в процессе эксплуатации постоянно возрастает. При этом сохраняется минимально возможные контактные напряжения в зоне сопряжения поверхности гребня с поверхностью

качения колеса и достигаются наименьшие напряжения на поверхности гребня и, следовательно, значительно уменьшается износ пары колесо-рельс.

45

жений, образующая указанной рабочей поверхности гребня состоит из двух гладко сопряженных между собой кривых, одна из которых сопряжена с образующей поверхности качения и описана уравнением U - 8,2101 « - 0,12067х + 6,0233х - 104,265, а другая описана уравнением у 6,9761 . ЮЛ3 -0,16477х2 4 9,0026х- 150.62 и гладко сопряжена с образующей нерабочей поверхности гребня описанной уравнениями

у -10 -V 25.3492 - ( х - 25.349 )2 до вершины гребня

у--16,661 -V Ц 3392 -(х - 13.024 )2

после вершины гребня, при значении ординаты вершины гребня 28 мм и уравнениям у 8,0728 V 10 0732 ( х 10,073 )2 ,

до вершины гребня,

У 10-258 -V14i5792(x-Ю.ОЗ)2

после вершины гребня, при значении ординаты вершины гребня 30 мм, где х, у - текущие координаты, начало которых совмещено с точкой пересечения прямой параллельной оси вращения колеса и пересеченной с образующей поверхности качения в точке пересечения последней с кругом катания с перпендикулярной ей прямой, которой ограничен контур колеса с внутренней стороны.

Похожие патенты SU1794694A1

название год авторы номер документа
Обод железнодорожного колеса 1973
  • Есаулов Василий Петрович
  • Алимов Анатолий Андреевич
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Фомин Юрий Александрович
  • Гончаренко Владислав Павлович
  • Пономаренко Николай Андреевич
  • Мямлин Виталий Васильевич
  • Козловский Альфред Иванович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Зеленский Олег Петрович
  • Шевченко Евгений Иванович
  • Калашникова Людмила Семеновна
  • Хмиленко Василий Стефанович
SU1109324A1
ПРОФИЛЬ ПОВЕРХНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 2011
  • Кочергин Виктор Васильевич
  • Максимов Игорь Николаевич
  • Грабнер Геральд
RU2441762C1
ПРОФИЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 2011
  • Кочергин Виктор Васильевич
  • Максимов Игорь Николаевич
  • Грабнер Геральд
RU2454331C1
Профиль поверхности обода колес пассажирских вагонов 2017
  • Керенцев Дмитрий Евгеньевич
  • Середа Дмитрий Сергеевич
  • Симонов Виталий Анатольевич
RU2661183C1
Профиль поверхности обода колес грузовых вагонов 2017
  • Керенцев Дмитрий Евгеньевич
  • Середа Дмитрий Сергеевич
  • Симонов Виталий Анатольевич
  • Разумов Андрей Сергеевич
RU2661186C1
ПРОФИЛЬ ПОВЕРХНОСТИ ОБОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 2018
  • Савушкин Роман Александрович
  • Орлова Анна Михайловна
  • Кякк Кирилл Вальтерович
  • Рудакова Екатерина Александровна
  • Федорова Вероника Игоревна
RU2684347C1
Обод железнодорожного колеса 1989
  • Зинюк Герасим Иванович
  • Никитский Анатолий Евгеньевич
SU1731655A1
Обод железнодорожного вагонного колеса 1988
  • Зинченко Виктор Иванович
SU1660998A1
ПРОФИЛЬ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА Р65-ВГ1 2016
  • Голубятников Александр Владимирович
RU2648545C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСА ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОЛЕСО-РЕЛЬС И ПРОФИЛИ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ И ОБОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА НА ЕГО ОСНОВЕ 2013
  • Пухов Игорь Анатольевич
RU2568819C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 794 694 A1

Реферат патента 1993 года Обод железнодорожного колеса

Использование: железнодорожный транспорт. Сущность изобретения: образующая поверхность гребня выполнена в виде кубических парабол, описанных уравнениями: у 6,9761. iO Vx3- 0,16477х2 + 9,0026х - 150,62 и у 8.2102 - - 0,12067х3 + 6,0233х - 104,265 с соответствующим изменением образующих нерабочих поверхностей гребня, для фиксированных высот последнего, соответствующих параметрам вагонных и локомотивных колес. Новизна заключается в том, что конусность и длина образующей рабочей поверхности обода колеса выбрана оптимальной по устойчивости и износу. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 794 694 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1794694A1

Авторское свидетельство СССР №1695601, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Кузнечная нефтяная печь с форсункой 1917
  • Антонов В.Е.
SU1987A1

SU 1 794 694 A1

Авторы

Есаулов Василий Петрович

Хаба Игорь Иванович

Есаулов Александр Трофимович

Шевченко Евгений Иванович

Сладковский Александр Валентинович

Таран Юрий Николаевич

Плискановский Станислав Тихонович

Козловский Альфред Иванович

Веревка Борис Федорович

Староселецкий Михаил Ильич

Краснобаев Юрий Васильевич

Козубенко Иван Дмитриевич

Хмиленко Василий Стефанович

Короленко Александр Николаевич

Даты

1993-02-15Публикация

1991-02-04Подача