Изобретение относится к машиностроению, к трибомеханическим системам, содержащим в своем составе элемент из пористого материала, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для повышения надежности элементов, входящих в систему.
Наиболее близким к предлагаемому является способ предварительной пропитки смазочным материалом перед использованием пористого элемента трибомеханиче- ской системы.
Однако высокий износ не позволяет существенно увеличить межремонтные пробеги машин, уменьшить затраты на восстановление и замену изношенных деталей.
Цель изобретения - повышение надежности пористого материала путем обеспечения повышенной способности удержания смазки.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу пористый материал до его пропитки смазочным веществом эпиламируют с последующе сушкой.
Сравнение известного и предлагаемого способов показало, что предлагаемый способ повышает надежность пористого материала и др элементов, входящих в состав трибомеханической системы
Пример, проведены триботехниче- ские испытания с использованием машин трения СМТ-1 2070 по схеме вал-частичный вкладыш. Валы (ролики) диаметром 40 мм были изготовлены из стали Ст45, вкладыши из бронзы ОЦС 5-5-5 Для смазки сопряжения применяли осевое масло (ГОСТ 610-72), которое подавали к трущимся поверхностям при помощи войлочного польстера (капиллярно-пористый материал) Обработка польстера заключалась в механической очистке, например, сжатым воздухом, пропитке смазочной композицией б СФК 180-05 (по ТУ 6-02-1229-82), сушке, пропитке смазочным веществом при 30-40°С в течение 24 ч.
В процессе испытаний регистрировали износ вала и вкладыша (по потере массы испытываемыми образцами), коэффициент и температуру грения. Наибольший эффект достигаетсй при эпиламировании всех элеvjСП
(Л
g
ментов трущейся пары - вала, вкладыша и польстера,
В таблице представлены результаты триботехнических испытаний, проведенных по известному (прототипу) и предлагаемому способам.
Как следует из представленных данных, предлагаемый способ по сравнению с известным способом позволяет снизить износ вала в 2,44 раза, вкладыша - в 5,95 раза, суммарный износ пары - в 4,1 раза, коэффициент трения - в 4,1 раза и температуру трения - в 2,03 раза.
Одним из факторов, объясняющих улучшение триботехнических характеристик сопряжений, является повышенная способность пористого материала, обработанного эпиламом, удерживать смазку. Исходные и обработанные зпиламом образцы из войлока размером 30 30 7 мм погружали в соевое масло и выдерживали при комнатной температуре в течение 24 ч. После этого образцы извлекали из смазки и выдерживали в подвешенном состоянии в течение 24 ч для стекания избытка смазки Содержание масла в исходных образцах составило 2,99 ч, а в эпиламированных 3,22 г. Повышенная способность удерживать смазку обеспечила снижение изнашивания подшипников скольжения в пусковой (после остановки) период их работы.
Испытания проводили при нагрузке 4 МПа, скорости 1 м/с в течение 60 мин ( мин, циклов пуск-работа-останов).
Практическая реализация способа позволит улучшить эксплуатационные характеристики самых разнообразных пористых материалов, входящих в состав трибомеха- нических систем - металлокерамических де- талей, польстерных элементов из
натуральных и искусственных материалов, изделий из древесины и композиционных составов на ее основе, модифицирующих добавок к пластичным смазочным материалам и до. Размеры и характер распределения пор в элементах трибосистемы могут быть самыми различными,
Использование предлагаемого способа позволяет снизить износ сопряжений, сократить затраты на их эксплуатацию и ремонт, уменьшить потери энергии и мощность источников энергии в приводах машин, увеличить ресурс узлов и межремонтные пробеги.
Формула изобретения
Способ обработки пористого материала
преимущественно для трибомеханической системы, заключающийся в его пропитке смазочным веществом, отличающий- с я тем, что, с целью повышения надежности
материала путем обеспечения повышенной способности удержания смазки, пористый материал до пропитки смазочным веществом эпиламируют с последующей сушкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2014 |
|
RU2559077C1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ИЗДЕЛИЙ В ВАКУУМЕ | 1991 |
|
RU2066705C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2011 |
|
RU2484179C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА КОНТАКТИРУЮЩИХ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ ИЗ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ И СОСТАВ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2009 |
|
RU2421547C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2015 |
|
RU2580270C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2011 |
|
RU2487192C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2011 |
|
RU2469074C1 |
Способ получения антифрикционного покрытия на контактирующих трущихся поверхностях | 2016 |
|
RU2622547C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2470082C1 |
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПАР ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2302451C1 |
Изобретение м. б. использовано в три- бомеханических системах Пористый материал эпиламируют с последующей сушкой и пропитывают смазочным веществом Повышается способность удержания смазки в пористом материале 1 табл,
Результаты триботехнических испытаний узлов трения скольжения
Облицовка комнатных печей | 1918 |
|
SU100A1 |
- М.: Транспорт, 1985, с | |||
Кардочесальная машина | 1923 |
|
SU341A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-06-11—Подача