Узел трения скольжения Советский патент 1992 года по МПК F16C33/24 

Описание патента на изобретение SU1751506A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в опорах скольжения, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях.

Известны узлы трения скольжения, в которых для повышения износостойкости истираемой детали на нее наносят вакуумное покрытие на основе нитрида титана.

В подшипнике обеспечивается повышение долговечности одной из деталей трения, однако суммарный износ всего узла за счет высокой истирающей способности покрытия остается значительным.

Известны узлы трения скольжения, содержащие два взаимно подвижных один от- носительно другого элемента, несущие

поверхности которых имеют покрытия на основе нитрида титана.

Такие узлы способны длительно функционировать втяжелых эксплуатационных условиях без заметного износа обеих деталей, однако они обладают довольно большим коэффициентом трения, что сдерживает их широкое распространение в антифрикционных парах.

Цель изобретения - улучшение антифрикционных характеристик узла трения скольжения.

Поставленная цель достигается тем, что несущая поверхность одного из элементов выполнена с поперечными к направлению скольжения чередующимися углублениями, в которых размещено покрытие, а на рабоа S

о

чей поверхности ответного элемента размещен слой антифрикционного материала толщиной не менее высоты максимального выступа микронеровностей на несущей поверхности элемента с чередующимися углублениями.

Выполнение несущей поверхности одного из элементов с поперечными к направлению скольжения чередующимися углублениями с покрытием гарантирует сохранение износостойкости этого элемента с существенным улучшением антифрикцион- ности за счет обеспечения его самосмазыва- емости путем образования и непрерывного восстановления на рабочей поверхности тонкой экранирующей пленки из материала самого элемента, который мягче износостойкого покрытий и может выполнять роль твердой металлической смазки.

Аналогичную функцию выполняет антифрикционный материал на рабочей поверх- ности ответного элемента, который заполняет микронеровности износостойкого покрытия, обеспечивая в процессе трения подпитывание рабочей поверхности и положительный градиент механических свойств по глубине поверхностного слоя, Его толщина не меньше высоты максимального выступа микронеровностей на элементе с чередующимися углублениями гарантирует первоначальное истирание в приработочном периоде более мягкого материала, что позволяет ускорить приработку и снизить нагрузки на износостойкости покрытия.

На чертеже представлена схема узла.

Узел трения скольжения содержит на одном из элементов 1 чередующиеся углубления с износостойким покрытием 2, на ответном элементе 3 - слой антифрикционного материала 4 с износостойким покрытием 5.

Узел работает следующим образом.

Элементы 1 и 3 перемещают друг относительно друга и приводят в соприкосновение. При небольшом нагружении подвергают контакту антифрикционный слой 4, с одной стороны, и микронеровности покрытия в углублениях 2 с несущей поверхностью 1, с другой стороны. При дальнейшем нагруже

нии в работу вступают микронеровности покрытия 5, унос которых при истирании обеспечивает слой 4 и воздействие которых на контртело 1 вызывает размазывание более

мягкого материала 1 по рабочей поверхности элемента. В последующем после приработки микронеровностей на поверхности упрочненного элемента 1 находится пленка материала этого элемента, а на поверхности

элемента 3 - пленка антифрикционного элемента, что существенно улучшает антифрик- ционные характеристики узла трения скольжения при сохранении его высокой износостойкости.

Пример, Проводили фрикционные испытания деталей из стали ЗОХГСА с вакуумным покрытием из нитрида титана по базовому варианту исполнения узла трения скольжения и по предлагаемому. Использовали трехпяточную машину трения по схеме палец - диск в условиях граничной смазки при давлении 0,16 МПа и скорости скольжения 0,3 м/с. Покрытия в углублениях наносили толщиной 10 мкм, на рабочую

поверхность другого элемента наносилась латунь толщиной 3 мкм, что было больше величины Рмакс первого элемента, равной 1,5-2,5 мкм, Коэффициент трения составил величину ,04, что в 3 раза ниже, чем коэффициент трения в узле-прототипе. По износостойкости показатели не ухудшились.

Формула изобретения

Узел трения скольжения, содержащий

два взаимно подвижных один относительно другого элемента, несущие поверхности которых имеют вакуумные покрытия на основе нитрида титана, отличающийся тем, что, с целью улучшения антифрикционных

характеристик узла, несущая поверхность одного из элементов выполнена с поперечными к направлению скольжения чередующимися углублениями, в которых размещено покрытие, а на рабочей поверхности ответного элемента размещен слой антифрикционного материала толщиной не менее высоты максимального выступа микронеровностей на несущей поверхности элемента с чередующимися углублениями,

Похожие патенты SU1751506A1

название год авторы номер документа
ИЗНОСОСТОЙКОЕ АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ 2013
  • Сагалович Алексей Владиславович
  • Сагалович Владислав Викторович
  • Попов Виктор Васильевич
  • Кононыхин Александр Владимирович
  • Богославцев Владимир Иванович
RU2567125C2
Узел трения 1988
  • Гулянский Леонид Григорьевич
  • Игнатьев Владислав Андреевич
SU1642313A1
Способ получения слоистого композиционного материала Ti-TiN трибологического назначения 2022
  • Севостьянов Михаил Анатольевич
  • Сергиенко Константин Владимирович
  • Насакина Елена Олеговна
  • Конушкин Сергей Викторович
  • Сударчикова Мария Андреевна
  • Бутаев Ренат Фикретович
RU2784959C1
АНТИФРИКЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ 2002
  • Левченко В.А.
  • Матвеенко В.Н.
  • Дроздов Ю.Н.
  • Буяновский И.А.
  • Петрова И.М.
  • Игнатьева З.В.
RU2230238C1
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2011
  • Зубарев Геннадий Иванович
  • Климов Денис Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Низовцев Владимир Евгеньевич
  • Чуклинов Сергей Владимирович
RU2477395C1
СКОЛЬЗЯЩИЙ ЭЛЕМЕНТ, В ЧАСТНОСТИ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО, ИМЕЮЩИЙ ПОКРЫТИЕ, И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СКОЛЬЗЯЩЕГО ЭЛЕМЕНТА 2011
  • Кеннеди,Маркус
RU2520245C2
ИЗНОСОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ НА ОСНОВЕ КАРБИДА ВОЛЬФРАМА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2021
  • Зверовщиков Александр Евгеньевич
  • Нестеров Сергей Александрович
  • Киреев Сергей Юрьевич
  • Артемьев Максим Игоревич
RU2788791C1
Способ получения композиционного износостойкого покрытия на твердосплавном инструменте 2023
  • Григорьев Сергей Николаевич
  • Федоров Сергей Вольдемарович
  • Волосова Марина Александровна
  • Мигранов Марс Шарифулович
  • Мосянов Михаил Александрович
RU2803180C1
ЭЛЕМЕНТ СКОЛЬЖЕНИЯ 2009
  • Адам Ахим
  • Шлютер Йоахим
RU2521854C2
СВЕРЛО С ПОКРЫТИЕМ 2012
  • Красснитцер, Зигфрид
RU2618292C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 751 506 A1

Реферат патента 1992 года Узел трения скольжения

Изобретение относится к машиностроению и м.б. использовано в опорах скольжения, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях. С целью улучшения антифрикционных хар-к узла трения скольжения на одном из элементов выполнены поперечные к направлению скольжения чередующиеся углубления, в которых размещено вакуумное покрытие на основе нитрида титана. На несущей поверхности ответного элемента нанесено также вакуумное покрытие на основе нитрида титана, на котором размещен слой антифрикционного материала. Толщина последнего не меньше ёысоты максимального выступа микронеровностей на несущей поверхности элемента с чередующимися углублениями. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 751 506 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1751506A1

Ананин В
А., Быков А
А., Соболев А
Ю., Оценка износостойкости тонких упрочненных слоев на стальной подложке
- Новые методы повышения конструктивной прочности стали: Межвузовский сборник научных трудов
- Новосибирск, 1985, с
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем 1922
  • Кулебакин В.С.
SU52A1
Дроздов Ю
Н
Пучков В
И
Повышение долговечности узлов трения - Итоги науки и техники.Сер
Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы 1917
  • Шикульский П.Л.
SU93A1

SU 1 751 506 A1

Авторы

Самофалов Сергей Иванович

Белан Николай Васильевич

Ткаченко Владимир Андреевич

Иващенко Сергей Сергеевич

Сырицкая Татьяна Антоновна

Даты

1992-07-30Публикация

1990-04-04Подача