риала, например стеклопластика, капрона, тефлона и пр. Выжимной подшипник соединен токопроводящей пластиной (не показана) с оттяжной пружиной 17.
Ведущий диск 18 сцепления выполнен заодно с маховиком (в тракторах, автомобилях) или в виде шкива (зерноуборочные ком- байны). Ведомый диск 19 снабжен фрикционными накладками и установлен на ведущем валу 20 коробки 21 перемены передач. Нажимной диск 22 при помощи пружины 23 обеспечивает силу трения ведомого диска 19 с ведущим 18. Отжимной рычаг 24 предназначен для отвода нажимного диска 22 от ведомого диска 19. Таких рычагов в различных типах сцеплений может быть три и больше. Отжимной рычаг 24 шарнирно соединен с нажимным диском 22 и опирается на палец 25, который шарнирно установлен на кожухе 26 сцепления.
В рабочем цилиндре 9 поршень 10 уплотнен при помощи манжеты 27. В поршень 10 ввернут дистанционный палец 28. Кроме того, в рабочем цилиндре 9 установлен дополнительный поршень 29, уплотненный с двух сторон манжетами 30 и 31. Дополнительный поршень 29 выделяет в рабочем цилиндре дополнительную камеру 32, которая заполнена рабочей жидкостью (например, гидротормозной) и посредством трубопровода 33 соединена с выносным регулировочным цилиндром 34.
В цилиндре 34 установлен поршень 35, который уплотняет манжеты 36 и упирается в регулировочный винт 37. Контакт между поршнем 35 и регулировочным винтом 37 достигается при помощи пружины 38 сжатия. Гайка 39 предназначена для перемены регулировочного винта 38, а одновременно и поршня 35.
Кроме того, показан проводник 40 (фиг.2), соединяющий изолированный конец пружины 17 с контрольной лампой 41, установленной в щитке приборов водителя- оператора. Контрольная лампа 41 предназ- нзчена для подачи сигнала оператору-водителю о том, что зазор между нажимным подшипником 15 и рычагом 24 выбран. Если контрольная лампа 41 горит при выжатой педали 1 сцепления, то это нормальное явление, но если лампа горит при невыжатой педали 1, то это свидетельствует о предстоящей аварийной ситуации в сцеплении и необходимости срочной регулировки. Проводник 42 предназначен для соединения контрольной лампочки 41 с источником электропитания, например аккумуляторной батареей 43.
Устройство работает следующим образом.
При необходимости отключить двигатель от коробки 21 перемены передач, например для включения очередной скорости,
оператор-водитель нажимает на педаль 1 сцепления, например, ногой и под действием тяги 2 и рычага 3 шток 4 перемещается влево, одновременно перемещается поршень 5 главного цилиндра 6. Гидротормоз0 ная жидкость с главного цилиндра под действием поршня 5 перемещается по трубопроводу 8 в рабочий цилиндр 9.
этом давление в рабочей камере рабочего цилиндра 9 поднимается и, пре5 одолевая усилия пружины 14, поршень 10 совместно со штоком 11 перемещает нижнюю часть вилки 12 вправо. Верхняя часть вилки 12 поворачивается вокруг сферического пальца 13, а ее наружная часть упира0 ется в ступицу 16, на которой закреплен подшипник 15. Ступица 16, преодолевая усилия оттяжной пружины 17, перемещается влево, а нажимной подшипник входит в контакт с отжимным рычагом 24.
5 В этом случае происходит замыкание цепи контрольной лампы 41 и она загорается. Это свидетельствует о нормальной работе механизма сцепления. В дальнейшем отжимной рычаг 24 поворачивается на паль0 це 25 по часовой стрелке и отводит нажимной диск 22 вправо (преодолев усилия пружин 23). В этом случае ведомый диск 19 не прижат к ведущему диску 18, т.е. двигатель отключен от коробки перемены пере5 дач. И хотя коленчатый вал двигателя вращается, вал 20 коробки перемены передач останавливается силами трения и вязкости жидкости, что дает возможность переключить скорость. При отпускании пе0 дали под действием сил упругости пружин 23,17,14 и 7 в исходное положение возвращается нажимной диск 22, ступица 16, вилка 12 с поршнем 10, а также поршень 5 и педаль 1.
5 При наличии зазора (порядка 2,0-2,5 мм) цепь контрольной лампочки разорвана и ее горение прекратится. Это свидетельствует о нормальной работе устройства для управления сцепления и всего механизма
0 сцепления. При нормальной работе сцепление дистанционный палец 28, ввернутый в поршень 10 оперт на пластину манжеты 31. В дополнительной камере 32 рабочего цилиндра и регулировочном цилиндре 34 уста5 новлено избыточное давление, однако поршень 29 не перемещается, так как поршень 35, упираясь в регулировочный винт 37, остается не подвижно на месте.
i
В случае износа накладок ведомого диска 19, а также рабочих поверхностей ведущего диска 18 и нажимного диска 22 (а в фрикционных передачах это неизбежно) нажимной диск перемещается несколько влево (на величину износа) и поворачивает рычаг 24 против хода часовой стрелки. Зазор между нижней частью рычага 24 и выжимным подшипником 15 выбирается, а поэтому давление нажимного диска 22 на ведомый диск 19 уменьшается, Сцепление находится в предварительном состоянии. При этом электрическая цепь контрольной лампы 41 замкнута и питание от батареи 43 при помощи проводников 42 и 40, пружины 17 металлической пластины и упорного под щипнИка подается к массе двигателя. При этом даже при не нажатой педали 1 контрольная лампа 41 заложена. Это сигнал водителю-оператору для необходимости срочной регулировки зазора между выжимным подшипником и нажимным рычагом 24. В этом случае водитель-оператор, не выходя с кабины, при помощи ключей/удерживая квадратный конец регулировочного винта 37 одним ключом, вторым, вращая гайку 39, например, по часовой стрелке, отводит регулировочный винт 37 влево.
При этом поршень 35 под действием пружины 38 и избыточного давления в дополнительной камере 32 и регулировочном цилиндре 34 перемещается тоже влево. Под действием пружины 14 перемещается благодаря штоку 11, поршню 10 и дополнительному пальцу 26 дополнительный поршень 29 (также влево). В этом случае вилка 12 поворачивается вокруг пальца 13 по ходу
часовой стрелки, что позволяет ступице 16 отойти вправо и снова обеспечить зазор между подшипником 15 и рычагом 24. Цег)ь контрольной лампочки при этом разворачивается. Горение лампочки прекращаете
что свидетельствует 0 рабочем положении сцепления. . „ ,
Формула изобретения Устройство для управлений сцеплением транспортного средства, содержащее педаль, главный цилиндр, Сообщенный трубопроводами с исполнительным цилиндром с дополнительным поршнем, вилку сцепления с выжимным подшипником, отличающееся тем, что, с целью повышения
удобства эксплуатации, от снабжено выносным регулировочным цилиндром, размещенным, например, в кабине оператора, при этом рабочий цилиндр выполнен с дополнительной камерой, сообщенной трубопроводами с выносным регулировочным цилиндром, при этом ступица, на которой установлен выжимной подшипник, выполнена из изолирующего материала, а также контрольной лампой, установленной на
щитке приборов кабины оператора и подключенной к электроцепи, к которой также через оттяжную пружину подключен выжимной подшипник.
fl 22
18
4/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЦЕПЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2235229C1 |
Механизм включения фрикционной муфты сцепления | 1976 |
|
SU579470A1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ | 1997 |
|
RU2117833C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
Механизм сцепления с его приводом для управления преселективной коробкой передач автомобиля | 1984 |
|
SU1155474A1 |
Двойная фрикционная муфта сцепления | 1983 |
|
SU1237812A1 |
Система управления двойной муфтой сцепления | 1974 |
|
SU1052149A3 |
Устройство управления двухпоточной муфтой сцепления транспортного средства | 2015 |
|
RU2622438C2 |
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1993 |
|
RU2086835C1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1987 |
|
SU1479752A1 |
Фиг. 2
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1990-03-26—Подача