ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ Российский патент 1998 года по МПК F16D66/02 

Описание патента на изобретение RU2117833C1

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к фрикционным муфтам сцепления колесных транспортных средств.

Известен привод управления фрикционной муфтой, содержащий исполнительный гидроцилиндр с подпружиненным поршнем и педаль сцепления, связанную с передаточной рычажной системой выключения фрикционной муфты [1]. Функцию сигнализатора достижения предельного износа фрикционных элементов в данном устройстве выполняет подпружиненный поршень с коническим обратным клапаном и кольцевым уплотнителем, который монтажной регулировкой устанавливается от торца исполнительного цилиндра на расстояние, соответствующее предельно допустимому износу фрикционных элементов. При достижении указанного износа кольцевой уплотнитель поршня упирается в торец гидроцилиндра, при этом часть эффективной площади поршня, на которую первоначально воздействует рабочая жидкость, отключается от магистрального трубопровода.

Сигнал о достижении предельного износа фрикционных элементов воспринимается оператором как "срыв" педали, т.е. необходимость приложения к педали большого усилия, чем до касания кольцевого уплотнителя поршня торца гидроцилиндра.

Недостаток данного устройства заключается в сложности и дороговизне конструкции, требующей высокой точности изготовления поверхностей под кольцевой уплотнитель и обратный клапан, а также в слабом сигнале о предельном износе фрикционных элементов при небольших диаметрах исполнительного цилиндра.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем обеспечения эффективного сигнала о предельном износе фрикционных элементов, а также упрощение конструкции и повышение ее технологичности.

Указанная цель достигается тем, что система выключения фрикционной муфты содержит регулируемый подпружиненный рычаг со скосом и скос на одном из элементов системы выключения из условия вступания скосов в контакт при достижении предельно допустимого износа фрикционных элементов и возникновения дополнительного усилия, необходимого для выключения муфты.

На фиг. 1 показан привод управления фрикционной муфты; фиг. 2 - установка сигнализатора; фиг. 3 - срабатывание сигнализатора.

Привод управления фрикционной муфтой (фиг. 1) содержит педаль 1 управления сцеплением, оттяжную пружину 2, главный цилиндр 3, трубопровод 4 и исполнительный гидроцилиндр 5, внутри которого размещена пружина 6 и поршень 7, постоянно соединенный с передаточной рычажной системой выключения сцепления, состоящей из толкателя 8, вилки выключения 9 со скосом Л и муфты выключения сцепления с подшипником 10, постоянно поджатым к нижним концам оттяжных рычагов сцепления 11. Рычаги шарнирно закреплены на кожухе сцепления 12, а своими верхними концами шарнирно связаны с нажимным диском 13. Между кожухом, закрепленным на маховике 14, и нажимным диском располагаются нажимные пружины, зажимающие между маховиком и нажимным диском фрикционные накладки 15 ведомого диска сцепления.

На оси 16 установлен регулируемый рычаг сигнализатора, состоящий из основания рычага 17 и регулировочной планки 18 со скосом B и продольными пазами, позволяющими регулировочной планке перемещаться вдоль основания и фиксироваться в выбранном положении болтами 19, ввернутыми в основание рычага. Пружина 20 постоянно поджимает рычаг с регулировочной планкой к вилке выключения сцепления.

Работает привод следующим образом.

При нажатии оператором на педаль рабочая жидкость вытесняется из главного цилиндра по трубопроводу и перемещает поршень и толкатель, передавая усилие от педали на вилку выключения сцепления, подшипник, нижний конец оттяжных рычагов, которые, поворачиваясь вокруг закрепленных на кожухе опор, отводят нажимной диск от маховика, сжимая нажимные пружины и освобождая фрикционные накладки. При этом наружный конец вилки выключения сцепления перемещается от маховика вдоль регулировочной планки (направление D).

В процессе эксплуатации происходит износ фрикционных накладок, и нажимной диск под действием нажимных пружин перемещается в сторону маховика на величину износа накладок. При этом концы оттяжных рычагов перемещаются в сторону от маховика и происходит перемещение наружного конца вилки выключения вдоль регулировочной планки к маховику (направление E).

При сборке (фиг. 2) монтажной регулировкой устанавливают регулировочную планку таким образом, чтобы расстояние И между скосами на вилке выключения сцепления и на регулировочной планке соответствовало предельно допустимому износу фрикционных накладок.

При достижении этого износа и соответствующего ему перемещения наружного конца вилки выключения сцепления в сторону маховика, рычаг поворачивается под действием пружины и скосы B на регулировочной планке 1 и Л на вилке выключения сцепления совмещаются (фиг. 3). Теперь для выключения сцепления и перемещения наружного конца вилки выключения сцепления требуется повернуть рычаги блокировки в первоначальное положение, для чего необходимо преодолеть дополнительное усилие, возникающее на скосах, что ощущается оператором как ступенчатое изменение усилия на педали ("срыв" педали) и является сигналом о достижении предельного износа накладок и необходимости их замены.

Использование предложенного привода позволяет получить надежную информацию о предельно допустимом износе фрикционных накладок, что способствует снижению затрат на обслуживание и ремонт сцепления.

Источники информации
1. SU 601491 A (Горьковский автомобильный завод), 05.04.78, F 16 D 65/32.

Похожие патенты RU2117833C1

название год авторы номер документа
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ 1998
  • Кальмансон Л.Д.
RU2148740C1
Привод управления фрикционной муфтой 1986
  • Кальмансон Леопольд Давидович
SU1388610A1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ 2007
  • Козлов Юрий Михайлович
  • Яушев Шавкат Бакеевич
  • Мусолин Алексей Николаевич
RU2347695C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК СЦЕПЛЕНИЯ 2020
  • Киреев Василий Константинович
  • Дмитриев Николай Владимирович
  • Максименко Анастасия Александровна
RU2755067C1
Устройство для управления сцеплением 1976
  • Бортовой Витольд Даниилович
  • Ляутов Василий Михайлович
SU591338A1
Устройство для управления сцеплением транспортного средства 1990
  • Ярошенко Владимир Федорович
  • Кубаренко Александр Иванович
  • Рыбалко Вячеслав Николаевич
SU1752591A1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Мезенцев М.С.
  • Котовсков А.В.
RU2091622C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1971
SU419652A1
СЦЕПЛЕНИЕ ДИНЕР АВТОМОБИЛЯ, МЕХАНИЧЕСКОЕ 2013
  • Динерштейн Евгений Борисович
RU2547745C2
АВТОМОБИЛЬ 1998
  • Залекер Михель
  • Циммерманн Мартин
  • Козик Франц
  • Грасс Томас
RU2202479C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 117 833 C1

Реферат патента 1998 года ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ

Привод управления фрикционной муфты содержит регулируемый подпружиненный рычаг со скосом и скос на одном из элементов системы выключения с возможностью вступания скосов в контакт при достижении предельно допустимого износа фрикционных накладок для обеспечения возникновения дополнительного усилия в начале хода педали при выключении фрикционной муфты. Достигаемый технический результат состоит в улучшении эксплуатационных качеств, упрощении конструкции и повышении ее технологичности. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 117 833 C1

Привод управления фрикционной муфтой, содержащий исполнительный гидроцилиндр с подпружиненным поршнем и педаль сцепления, связанную с передаточной рычажной системой выключения фрикционной муфты, отличающийся тем, что указанная система выключения фрикционной муфты содержит регулируемый подпружиненный рычаг со скосом и скос на одном из элементов системы выключения, выполненные возможностью вступания упомянутых скосов в контакт по достижении предельно допустимого износа фрикционных накладок для обеспечения возникновения дополнительного усилия в начале хода педали при включении фрикционной муфты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2117833C1

Привод управляемой фрикционной муфты 1976
  • Кальмансон Леопольд Давыдович
  • Бортовой Витольд Даниилович
SU601491A1
US 3982614 A, 28.09.76
US 5181593 A, 26.06.93
US 3702458 A, 20.09.71.

RU 2 117 833 C1

Авторы

Кальмансон Л.Д.

Даты

1998-08-20Публикация

1997-01-23Подача