Изобретение относится к устройствам, предназначенным для транспортирования людей и грузов, и может быть использовано как в автомобилях, особенно легковых, предназначенных для езды в городе, так и-в других транспортных средствах, например, в автокарах, важным требованием к которым является высокая маневренность.
Известно транспортное средство (устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза), основными элементами которого являются кузов и шасси, содержащее ходовую часть и механизмы управления. В ходовую часть входят рама и установленные на ней колеса, а основным механизмом управления является рулевой механизм. Обычно кузов жестко установлен на раме (у легковых машин роль рамы играют элементы кузова), а рулевой механизм связан с передними колесами, поворот которых обеспечивает движение транспортного средства в заданном направлении.
Опыт эксплуатации данного типа транспортных средств показал, что наличие лишь двух управляемых колес не обеспечивает достаточного маневра, особенно в условиях современного, насыщенного транспортом города, а также в условиях ограниченного для маневра пространства, например, при парковке автотранспорта. Кроме того, управление данным транспортным средством на скользкой дороге в случае заноса требует от водителя незаурядного мастерства.
Наиболее близким по конструкции и принципу действия к предлагаемому транспортному средству являются автомобили, у
VI СЛ
Ю
о
Ю
-ч
которых все четыре колеса управляемые и присоединены к рулевому механизму. Участие в управлении транспортным средством всех четырех колес увеличивает возможности его маневрирования и уменьшает вероятность заноса.
Основным препятствием к широкому применению транспортных средств данного типа является непривычность его поведения при маневрировании, При маневре, например перестроении в транспортном потоке, синхронный поворот всех колес приводит к тому, что машина начинает двигаться боком, что непривычно ни для шофера данной машины, ни для шоферов окружающих машин, и, соответственно, может привести к созданию аварийной ситуации.
Кроме того, если при перестроении или обгоне требуется поворот на небольшой угол, то при повороте, а тем более при развороте требуется уже более крутой поворот колес, и если к небольшому боковому смещению машины при маневрировании можно привыкнуть, то длительное движение боком, а тем более задом, вызовет значитель- ное неудобство как для водителей, управляющих данной машиной, так и остальных участников движения. Поэтому в существующих машинах со всеми синхронно поворачивающимися колесами предусмотрено, что при небольшом повороте руля все четыре колеса поворачиваются в одну сторону, а при увеличении поворота руля задние копеса начинают поворачиваться в противоположную сторону, чем и обеспечивается поворот корпуса машины, однако это еще более усложняет управление машиной и процедуру привыкания шофера к поведению машины при маневрировании.
Цель изобретения - увеличение маневренности транспортного средства.
Для достижения указанной цели в транспортном средстве, содержащем установленный на раме кузов и систему рулевого управления, включающую рулевой механизм, связанный со всеми управляемыми колесами с возможностью обеспечения равного коэффициента передачи угла поворота для каждого управляемого колеса, кузов установлен на раме с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и соединен с рулевым механизмом, при этом коэффициент передачи угла поворота от рулевого механизма к кузову выполнен равным коэффициенту передачи угла от рулевого механизма к управляемым колесам.
Предложенное взаимное расположение элементов транспортного средства и их
кинематические связи обеспечивают поворот кузова одновременно с колесами так, что передняя часть кузова оказывается всегда ориентированной в направлении
движения, что обеспечивает разворот транспортного средства практически на месте и тем самым значительно улучшает его маневренность.
На фиг. 1 показано транспортное сред0 ство (ручная тележка), вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид снизу; на фиг. 3 - взаимное положение колес и кузова при маневрировании транспортного средства.
В качестве примера конструкции рас5 смотрен простейший вариант предлагаемого транспортного средства - ручная тележка, предназначенная для перемещения мелких грузов. Простота ее конструкции позволяет наиболее наглядно показать пре0 имущества предлагаемого типа транспортных средств.
Транспортное средство (фиг. 1) состоит из кузова 1, рамы 2, держателей 3 колес, колес 4 и рукоятки 5, выполняющей в дан5 ном случае функции рулевого управления, Кроме того, в состав тележки входят оси б и 7, а также цепные передачи, состоящие из звездочек 8 и 9 и цепей 10. Ось 6 жестко прикреплена к кузову 1, а оси 7 - к держате0 лям 3 колес. Относительно рамы 2 все оси закреплены подвижно, Звездочки 8 и 9 выбраны одинаковыми и жестко закреплены на осях 6 и 7 соответственно. Каждая из цепей 10 натянута на свою пару располо5 жемных рядом звездочек 9 и соответствующую ей звездочку 8, образуя в горизонтальной плоскости два кинематических треугольника, вершины которых сходятся на оси б (фиг 2).
0 Предлагаемое транспортное средство работает следующим образом.
В исходном положении колеса 4 ориентированы в направлении движения,задаваемого положением рукоятки 5, за которую
5 тележку будут тянуть. Для поворота тележки к рукоятке 5 прилагается усилие, направленное в сторону требуемого поворота. Приложенное к рукоятке 5 усилие передается на кузов 1 и приводит его во вращение отно0 сительно рамы 2, к которой кузов 1 присоединен с помощью подвижной относительной рамы 2 оси 6. Так как ось 6 жестко закреплена на кузове 1, а к оси 6 жестко прикреплены звездочки 8, то вместе с кузо5 вом 1 придут во вращение звездочки 8, а также связанные с ними цепями 10 звездочки 9. В свою очередь, звездочки 9 жестко закреплены на осях 7, жестко закрепленных на держателях 3 колес, и, соответственно, вместе с поворотом кузова 1 начнется повоDOT в том же направлении и колес 4. Причем, так как звездочки 8 и 9 имеют одинаковые размеры, колеса 4 развернутся точно на такой же угол, что и кузов 1, т.е. в предлагаемом транспортном средстве кузов 1 и колеса 4 один относительно других всегда расположены одинаковым образом, а именно положение колес 4 после любого поворота кузова 1 обеспечивает движение тележки в направлении, задаваемом положением рукоятки 5. В исходном положении а колеса 4, обозначенные на фиг. 3 индексами 1-4, обеспечивают тележке возможность перемещения в направлении стрелки (т.е. в направлении рукоятки 5, за которую тележку следует тянуть и с помощью которой ею управляют). Пусть на первом участке маршрута 11 тележка должна осуществить плав- гый поворот. В этом случае управляющий тележкой человек кроме усилия, направленного на перемещение тележки вдоль маршрута 11, создает усилие, направленное в сторону поворота. В результате одновременно с перемещением тележки вдоль маршрута 11 осуществляется поворот кузова 1 и связанных с ним цепной передачей 8-10 колес 4 в сторону осуществляемого в данный момент поворота. Причем в любой момент времени, например, в положении б все колеса 4 и кузов 1 ориентированы в одну сторону, а именно в ту сторону, в которую поедет данная тележка, если на нее перестанет действовать сила, разворачивающая тележку, т.е. в любой момент ясно, в какую сторону поедет данное транспортное средство, если в данный момент перестать воздействовать на рулевое управление. Это упрощает управление данным транспортным средством, так как при завершении поворота, когда данное транспортное средство выезжает на прямолинейный участок (в данном случае в положении в), достаточно прекратить воздействие на рулевое управление, чтобы начать прямолинейное движение, в отличие от известных транспортных средств, у которых требуется посредством рулевого управления вернуть колеса в исходное положение относительно кузова, обеспечив в то же время движение в новом выбранном направлении, что требует определенных навыков.
Допустим, что в положении в требуется свернуть на боковую дорожку, Для известных колесных транспортных средств данный маневр требует наличия определенного места, так как любое из них характеризуется минимальным радиусом поворота, величина которого обычно исчисляется метрами. Предлагаемое транспортное средство позволяет разворачиваться практически на
месте. Если на рукоятку тележки воздействовать в перпендикулярном направлении, кузов придет во вращение, оставаясь практически на месте. Одновременно с кузовом
во вращение придут держатели колес, которые также останутся на том же месте дорожки, на котором они были в начальный момент поворота. По завершении поворота кузова 1 в положение, когда рукоятка 5 будет ориентирована в направлении нового движения, колеса 4 займут положение, обеспечивающее перемещение в новом направлении, т.е., тележка разворачивается практически на месте и тем самым показывает более высокую маневренность по сравнению с существующими транспортными средствами.
При рассмотрении изменения положения колес при маневрировании предяагаемого транспортного средства видно, что оно обладает еще одним новым свойством, а именно во время маневрирования колеса меняют свое положение относительно направления движения, т.е. колеса, например,
4-1 и 4-3, которые в начальный мом ент маневрирования находятся впереди по ходу движения, к концу маневрирования оказываются сзади, находящиеся справа (4-2 и 4-4) - оказываются слева и т.д. Это означает, что при длительной эксплуатации колеса подвергаются одинаковому износу, чего нельзя сказать о существующих транспортных средствах, для которых предусмотрены указания о порядке перестановки колес,
обеспечивающем их равномерный износ. Кроме того, указанное свойство приводит к тому, что у предлагаемого транспортного средства нет постоянной колеи, что приводит к более равномерному изнашиванию
дорожного покрытия.
8 предлагаемом транспортном средстве более рационально использовать пять колес, расположив их на раме равномерно по окружности, что обеспечивает большую устойчивость и большую безопасность при повреждении одного из колес, причем не снизив его маневренности.
Формула изобретения Транспортное средство, содержащее установленный на раме кузов и систему рулевого управления, включающую рулевой механизм, связанный со всеми управляемыми колесами с возможностью обеспечения равного коэффициента передачи угла поворота для каждого управляемого колеса, о т- личающееся тем, что. с целью повышения маневренности транспортного средства, кузов установлен на раме с возможностью поворота в горизонтальной
плоскости и соединен с рулевым механиз- выполнен равным коэффициенту передачи мом, при этом коэффициент передачи угла угла от рулевого механизма к управляемым поворота от рулевого механизма к кузову колесам.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СНЕГОХОД | 2010 |
|
RU2445226C1 |
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления | 2017 |
|
RU2652936C1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2003 |
|
RU2291808C2 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1708685A1 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2392159C1 |
Рулевое управление автогрейдера | 1990 |
|
SU1745597A1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
ГУЖЕВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1992 |
|
RU2072934C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕОБРАЗУЕМОГО В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ В ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2169085C1 |
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для транспортирования людей и грузов, и может быть использовано как в автомобилях, особенно легковых, предназначенных для езды в городе, так и в других транспортных средствах, например автокарах, важным требованием к которым является высокая маневренность. Целью данного изобретения является повышение маневренности транспортного средства. Кузов транспортного средства установлен на раме с возможностью вращательного движения относительно нее в горизонтальной плоскости и подсоединен к рулевому управлению. Предложенное взаимное распопо- жение элементов транспортного средства и их кинематические связи обеспечивают поворот кузова одновременно с колесами так, что передняя часть кузова оказывается всегда ориентированной в направлении движения. Именно это свойство предложенной конструкции и обеспечивает достижение поставленной цели. 3 ил. СО
С
е
tpui.t
ери7. J
Правила дорожного движения | |||
М., ДОСААФ, 1989, с | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Кленников В | |||
М., Ильин Н | |||
М,, Буралев Ю | |||
В | |||
Автомобиль категории В | |||
- Учебник водителя | |||
М.: Транспорт, 1989, с | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Законодатели автомоды | |||
Техника молодежи, 1988, №7, с | |||
Пишущая машина | 1922 |
|
SU37A1 |
Кленников В | |||
М., Ильин Н | |||
М., Буралев Ю | |||
В | |||
Автомобиль категории В | |||
Учебник водителя | |||
М.: Транспорт, 1989, с | |||
Способ утилизации отработанного щелока из бучильных котлов отбельных фабрик | 1923 |
|
SU197A1 |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1990-04-02—Подача