Изобретение относится к машиностроению и предназначено, в частности, для контроля осевого зазора в шарнирных подшипниках типа ШМ, ШС, ШН и т.п.
Известно устройство для измерения осевого зазора в подшипниках, содержащее литую станину, на которой попарно оп- позитно друг другу установлены зажимные элементы в виде сменных столиков (двух наружных и двух внутренних). При этом наружные столики обеспечивают неподвижную фиксацию наружного кольца подшипника, а его центрирование относительно устройства производится при помощи центрирующей вилки, установленной на станине прибора.
Внутренние столики обеспечивают фиксацию внутреннего кольца подшипника по торцам и одновременно кинематически связаны с системой рычагов, грузов и приборов
для создания и измерения величины осевого усилия, прикладываемого к внутреннему кольцу, и его перемещения на величину осевого зазора.
Недостатком известного устройства является ограниченная область его применения, так как его громоздкость, обусловленная наличием станины и системы рычагов и грузов, и необходимость размещения всего подшипника внутри устройства, обусловленная центрированием подшипника внутри устройства по наружному кольцу, не позволяют измерять осевой зазор между кольцами подшипника после его установки в корпус непосредственно в месте установки.
Цель изобретения - расширение области применения устройства путем обеспечения измерения осевого зазора в подшипнике после его установки.
VJ
ся ел о
00
ю,
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для измерения осевого зазора в подшипниках, содержащем зажимные элементы для фиксации наружного кольца, элементы для центрирования внутреннего кольца, кинематически связанные с измерительными приборами для нагружения и измерения перемещения внутреннего кольца, элемент для центрирования внутреннего кольца подшипника выполнен в виде сту- пенчатого пальца с посадочной поверхностью под кольцо в виде равномерно расположенных по окружности выступов с резьбой (под зажимную гайку) с одной стороны и буртиком с другой и выполненными по концам хвостовиками для кинематической связи с измерительными приборами, а зажимные элементы выполнены в виде оп- позитно расположенных упорного кольца и накидной гайки с посадочным местом под индикатор, соединенных между собой посредством полой ступенчатой стяжки с внутренними пазами и радиальными прорезями под выступы пальца.
Предлагаемое конструктивное решение пальца с -посадочной поверхностью под внутреннее кольцо подшипника в виде выступов, возвышающихся над проходящей сквозь отверстие во внутреннем кольце подшипника стяжкой, являющейся одновре- менно и носителем зажимных элементов для наружного кольца (накидной гайки и .упорной втулки), и несущим корпусным элементом для крепления динамометра и индикатора существенно уменьшает габариты устройства, его вес, что позволяет закрепить устройство на заделанном в корпус подшипнике и произвести измерение осевого зазора непосредственно в месте установки подшипника.
На фиг.1 представлено устройство, разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.З - стяжка, общий вид; на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.З; на фиг.5 - палец, общий вид; на фиг.б - разрез В-В на фиг.5.
Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках содержит палец 1 (см. фиг.1, 5) с крестообразно расположенными выступами (см. фиг.б) с посадочными поверхностями 2 и упорными буртиками 3 под внутреннее кольцо подшипника, а также резьбовыми участками 4 под зажимную гайку 5. Кроме того, на концах пальца выполнены резьбовой хвостовик 6 для присоединения к штоку, соединенному с пружиной динамометра 7, и гладкий цилиндрический хвостовик 8, контактирующий с иожкой стрелочного индикатора 9.
Палец 1 установлен внутри стяжки 10 (см. фиг.1 и 3), представляющей собой полый ступенчатый цилиндр, внутри которого выполнены крестообразные пазы 11 (см. фиг.4) и радиальные прорези 12 под возвышающиеся над стяжкой 10 (см. фиг.1) посадочную 2, упорную 3 и резьбовую 4 поверхности пальца 1 (см. фиг.5).
На концах стяжки 10 выполнены резьбовые участки, на одном из которых установлена накидная гайка 13 с посадочным местом 14 под стрелочный индикатор 9 с одной стороны и торцовой поверхностью, упирающейся в наружное кольцо подшипника 15-с другой стороны. На другом конце стяжки 10 установлена гайка 16 с закрепленным в ней посредством вкладышей 17 корпусом динамометра 7. На этом же конце стяжки 10 выполнен кольцевой выступ, на котором установлено упорное кольцо 18.
Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках работает следующим образом.
Вращением относительно стяжки 10 снимают накидную гайку 13 вместе со стрелочным индикатором 9, отворачивают зажимную гайку 5 и вставляют палец посадочной поверхностью 2 до упора в буртик 3 в отверстие внутреннего кольца подшипника 15, при этом его наружное кольцо упирается в торец упорного кольца 18, затем заворачивают зажимную гайку 5 по резьбовому участку пальца 1 до упора во внутреннее кольцо подшипника 15 и накидную гайку 13 до упора в наружное кольцо подшипника 15.
После этого вращением гайки 16 нагружают пружину динамометра 7, воздействующую, в свою очередь, на кинематически связанный с ней палец 1 и жестко закрепленное на нем внутреннее кольцо подшипника 15, перемещение которого вместе с пальцем 1 фиксируется стрелочным индикатором 9 через контактирующий с его штоком хвостовик 8 пальца 1. По показаниям стрелочного индикатора 9 определяют величину осевого зазора между кольцами подшипника 15.
Использование изобретения по сравнению с прототипом обеспечивает измерение осевого зазора между кольцами подшипника непосредственно на месте его установки в корпус, что позволяет определить по величине осевого зазора качество установки подшипника в корпус и. как следствие, гарантировать заданную величину осевого зазора и работоспособность подшипникового узла. Благодаря возможности измерения осевого зазора в подшипниках как непосредственно в месте их установки, так и вне его предлагаемое устройство обладает бо- пев широкой областью применения.
Формула изобретения
f
Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках, содержащее зажимные элементы для фиксации наружного кольца, элементы для центрирования внутреннего кольца, кинематически связанные с измерительными приборами для нагру- жения и измерения внутреннего кольца, отличающееся тем, что, с целью расширения области применения путем обеспечения измерения осевого зазора в подшипнике после его установки, элемент
0
для центрирования внутреннего кольца выполнен в виде ступенчатого пальца с посадочной поверхностью под кольцо в виде равномерно расположенных по окружности выступов с резьбой с одной стороны и буртиком с другой и с резьбовыми участками на концах и зажимной гайки, а каждый зажимной элемент выполнен в виде оппозитно расположенных упорного кольца и накидной гайки, соединенных между собой посредством полой ступенчатой стяжки с внутренними пазами и радиальными прорезями под выступы пальца.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Цанговая оправка | 1985 |
|
SU1294495A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ДВУХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1993 |
|
RU2109995C1 |
Устройство для юстировки приборов | 1988 |
|
SU1783504A1 |
Привод зажимного устройства | 1984 |
|
SU1247176A1 |
Шлифовальный круг для скоростного шлифования | 1989 |
|
SU1741604A3 |
Устройство для гибки петли из проволоки | 1989 |
|
SU1745397A1 |
Двойная карданная передача | 1975 |
|
SU572604A1 |
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ | 2000 |
|
RU2159838C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СТЕНД | 2014 |
|
RU2597630C2 |
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 1999 |
|
RU2158660C1 |
Использование: машиностроение, для контроля осевого зазора в шарнирных подшипниках. Сущность изобретения: устройство состоит из зажимных элементов и элементов для центрирования, кинематически связанных с измерительными приборами. Элемент для центрирования выполнен в виде ступенчатого пальца с посадочной поверхностью под внутреннее кольцо подшипника в виде равномерно расположенных по окружности выступов с резьбой с одной стороны и буртиком с другой с резьбовыми участками на концах и зажимной гайки. Зажимной элемент выполнен в виде олпозитно расположенных упорного кольца и накидной гайки, соединенных между собой посредством полой ступенча- той стяжки с внутренними пазами под выступ пальца. 6 ил.
ч to
Г
. Фиг/
Ю
Ч
«V
я
ЈZ
I
5 Фиг.З
Ч
ТГ Фиг, 5
6-5
Фиг, Ц
3 Шиг.6
Бруевич Н.В | |||
Технические измерения в подшипниковой промышленности | |||
М., 1963, с.157, рис.158. |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1990-01-18—Подача