Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам амортизации машин и механизмов, в частности к рессорному подвешиванию железнодорожного подвижного состава.
Известен ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний, содержащий заполненный вязкой рабочей жидкостью герметичный корпус с продольными пазами, ротор и чередующиеся диски, один из которых прикреплен к ротору, а другие взаимодействуют с корпусом, при этом взаимодействующие с корпусом диски снабжены лопастями, расположенными по их периметру и установленными в пазах корпуса с зазором, а между дисками и внутренней поверхностью корпуса установлена упругая втулка, в которой выполнены продольные пазы.
В указанном демпфере компенсация температурной нестабильности силы сопротивления осуществляется за счет изменения степени заполнения внутренней полости корпуса рабочей жидкостью и, следовательно, изменения площади взаимодействующих через жидкость поверхностей и корпуса.
Недостатком демпфера является нестабильность силовой характеристики вследствие непостоянства его параметров.
Известен ротационный гидравлический гаситель колебаний, содержащий герметичный корпус, закрепленный на одной из взаимоподвижных частей демпфируемой системы, внутри которого с возможностью ограниченного поворота относительно корпуса установлен ротор, соединенный с демпфируемой системой кривошипно-ша- тунным механизмом. К ротору и корпусу прикреплены чередующиеся коаксиальные цилиндрические оболочки, образующиеся заполняемые высоковязкой жидкостью кольцевые каналы. Колебания системы преобразуются в возвратно-поступательное движение ротора, вызывающее возникновение сил вязкого сопротивления сдвигу жидкости, находящейся в кольцевых каналах. Работа этих сил создает эффект демпфирования колебаний объекта. При понижении температуры вязкость жид кости увеличива(Л
с
XI ел
00 Сл
ется, что при неизменном объеме должно привести к увеличению дистанционных сил. Но одновременно жидкость уменьшает свой объем, что вызывает обнажение части сопряженных поверхностей ротора и корпуса, Сила вязкого трения уменьшается. Происходит частичная компенсация увеличения параметра сопротивления гасителя при снижении температуры. При повышении температуры процесс идеу в обратном порядке. Недостатком этого гасителя является неполная стабилизация его силовой характеристики вследствие того, что для полной компенсации температурных изменений вязкости жидкости необходимо изменение объема жидкости в рабочих зазорах в 2,5-3 раза. Освобождение зазоров под действием силы гравитации от жидкости весьма затруднительно вследствие высокой ее вязкости и силовой адгезии к конструкционным материалам.
Цель изобретения - улучшение стабильности силовой характеристики.
Поставленная цель достигается тем, что в гидравлическом ротационном гасителе линейных колебаний, содержащем корпус, установленный в нем ротор, соединяемый с демпфируемой системой кривошипно-ша- тунным механизмом, в кривошипе выполнен радиальный паз, а гаситель снабжен ползуном, расположенным в пазу и подпружиненным вдоль него, и биметаллическими пластинами, закрепленными на кривошипе и опирающимися на ползун.
На фиг. 1 изображен гидравлический ротационный гаситель линейных колебаний, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг, 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 5 - пояснение действия биметаллических пластин.
Гаситель содержит заполненный жидкостью герметичный корпус 1, закрепляемый на одной из взаимоперемещающихся частей демпфируемой систем, например, раме 2 тележки локомотива, ротор (не показан) с валом 3, размещенный в корпусе 1 с возможностью вращения , кривошйпно-ша- тунный механизм, состоящий из кривошипа
4,закрепленного на валу ротора, и шатуна
5,шарнирно соединенного с кривошипом 4 и с другой взаимоперемещающейся частые демпфируемой системы, например буксой колесной пары локомотива (не показано).
В кривошипе 4 выполнен радиальный паз, между плоскостями а и б которого установлен цилиндрический ползун 6 с размещенными в нем шаровой опорой 7 и осью 8,
взаимодействующей с шатуном 5. В полости, образованной плоскостями а и б и накладками 9, установлена с предварительным осевым поджатием пружина 10, взаимодействующая через толкатель 11 с одной из сторон ползуна б. Противоположная сторона ползуна 6 взаимодействует с закрепленными на кривошипе 4 и направленными вдоль последнего криволинейными биметаллическими пластинами 12, пассивный слой в которых направлен к ползуну 6.
При возвратно-вращательном движении ротора в заполняющей корпус 1 жидкости возникает момент сил вязкого
сопротивления, обеспечивающий эффект гашения колебаний демпфируемого объекта. При увеличении (при уменьшении) температуры окружающей среды (и жидкости гасителя) постоянство приведенной к шатуну 5 силы сопротивления может быть обеспечено уменьшением (увеличением) длины кривошипа 4, что в предлагаемой конструкции обеспечивается за счет перемещения ползуна б вдоль паза кривошипа 4.
Положение ползуна б определяется упругими силами предварительно поджатой пружины 10 и биметаллических пластин 12, кривизна которых зависит от температуры окружающей среды. При расположении плаетин пассивным слоем в сторону ползуна 6 увеличение температуры приводит к увеличению их кривизны и, соответственно, уменьшение температуры - к уменьшению кривизны. В первом случае силы воздействия пластин превзойдут силу сопротивления пружины 10 и ползун 6 переместится в сторону вала 3, во втором случае ползун под действием пружины 10 переместится от вала 3. При этом установка биметаллических
пластин 12 вдоль кривошипа 4 обеспечивает перемещение ползуна I (фиг. 5( значительно большие, чем перемещение h концов пластин при температурных деформациях.
Формула изобретения
Гидравлический ротационный гаситель линейных колебаний, содержащий корпус, установленный в нем ротор, соединяемый с демпфируемой системой кривошипно-шатунным механизмом, отличающийся тем, что, с целью улучшения стабильности силовой характеристики, в кривошипе выполнен радиально расположенный паз, а гаситель снабжен ползуном, расположенным
в пазу и подпружиненным вдоль него, и биметаллическими пластинами, закрепленными на кривошипе и опирающимися на ползун.
fy Mu
я
&
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытаний колесно-моторных блоков железнодорожного подвижного состава | 1981 |
|
SU994954A1 |
Демпфер | 1989 |
|
SU1726867A1 |
Ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний | 1982 |
|
SU1084507A2 |
КРИВОШИПНО-ВИНТОВОЙ ПРЕСС | 2003 |
|
RU2252872C1 |
Кривошипно-ползунный механизм | 1980 |
|
SU1011937A1 |
Механический пресс | 1976 |
|
SU614584A1 |
Шаговый конвейер | 1979 |
|
SU804550A1 |
Роторный гидравлический гаситель колебаний рессорного подвешивания локомотива | 1984 |
|
SU1566115A1 |
Стенд для испытания рычажно-лопастных гидроамортизаторов | 2022 |
|
RU2779327C1 |
Вибротрамбовка | 1989 |
|
SU1615274A2 |
Использование: машиностроение, виброизоляция железнодорожного подвижного состава. Сущность изобретения: гаситель содержит демпфируемую систему и криво- шипно-шатунный механизм, в котором для компенсации температурных изменений в кривошипе выполнен паз, в котором расположен ползун, подпружиненный биметаллическими пластинами. 5 ил.
// г
9-9 $
// г-Ј
vew
HC8SAI
Физ.1
/У/////
Ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний | 1982 |
|
SU1084507A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Устройство для видения на расстоянии | 1915 |
|
SU1982A1 |
Вольперт А,Г., Жолобов В.А | |||
и др | |||
Ротационный гидравлический гаситель колебаний | |||
Транспортное машиностроение (НИИИНФОРМТЯЖМАШ), 1975, с | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-08-30—Публикация
1989-04-03—Подача