Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при подготовке операторов систем управлени я.
Известно устройство для обучения учащихся, содержащее пульт преподавателЯ| включающий в себя блок анализа ответов, соединенный через блок памяти с коммутатором, связанные с пультом препопёщавателя пульты обучаемых, кг1ждый из которых содержит регистр сдвига, соединенный со счетчиком правильных ответов, блоком управления и блоком сравнения
Недостатком известного устройства является невысокая эффективность обучения.
Цель изобретения - повышение эффективности обучения.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для обучения учащихся, содержащем пульт преподавателя, вкпючгиощий в себя блок анализа ответов, соединенный через блок памяти с коммутатором, связанные с пультом преподавателя пульты обучаемых, каждый из которьис содержит регистр сдвига, соединенный со счетчиком правильных ответов, блоком управления и блоком сравнения, пульт преподавателя имеет исполнительный печатающий механизм, а пульты обучаемых имеют счетчики времени, блоки индикации, генераторы меток времени и логические элементы И, при этом в каждом пульте обучаемого управляющий выход блока управления соединен с первым входом логического элемента И, второй вход которого подключен к
10 выходу генератора меток времени, вы- ход логического элемента И подключен к первому входу счетчика времени , второй вход которого соединен дополнительно с соответствующим выхо 5 дом коммутатора и первым входом регистра сдвига, а третий его вход подключен дополнительно к второму входу регистра сдвига, входу счетчика правильных ответов, информационному вы20ходу блока управления и входу блока сравнения, выход счетчика времени связан с входом блока индикации и соответствующим информационным входом блока памяти, причем информаци25онный выход блока анализа ответов связан с входом исполнительного печатающего механизма.
На чертеже приведена блок-схема 30 устройства. Устройство содержит пульт Д препО давателя и пульты 2 обучаемых . В пульт 1 преподавателя входит -блок 3 памяти табло 4 индикации, блок 5 анализа ответов, блок 6 памяти, коммутатор 7, исполнительный печатающий механизм 8 и блок 9 ввода эталонных ответов. Каждый пульт 2 содержит регистр 10 сдвига, кодирующий блок 11, блок 12 ввода ответов, блок 13 индикации, счетчик 14 времени, логический элемент И 15, формирователь 16 сигналов оценки, генератор 17 меток времени, счетчик 18 правильных ответов, блок 19 управления, логический элемент И 20 элемент 21 задержки,блок 22 сравнения, включающий в себя регистр 23 сдвига, регистр 24 номера символа, логические элементы И 25, логический элемент ИЛИ 26. В каждом пульте 2 обучаемого управляющий выход блока 19 управления соединен с первым входом логического элемента и, 20, второй вход которого подключен к нгыходу генератора 17 меток времени, выход логического эле-. мента И 20 подключен к первому входу счетчика 14 времени, второй вход которого соединен дополнительно с соот ветствующим выходом коммутатора 1 и первым входом регистра 10 сдвига, а третий его вход подключен дополнительно к второму входу регистра 10 сдвига, входу счетчика 18 правильных ответов, информадионному выходу блока 19 управления и входу-, блока 22 сравнения, выход счетчика 14 времени связан с входом блока 13 индикации и соогветствукедим информационным вхо дом блока 6 памяти, причем информаци онный выход блока 5 анализа ответов/ связан с входом исполнительного печа тающего механизма 8, Устройство для обучения учащихся работает следующим образом. - Перед началом занятий преподава,тель заранее составляет перечень контрольных вопросов и кода ответов :к ним, включающие и коды количества времени, отводимого .на обдумывание каждого ответа, на основании среднестатистических данных. Затем и помощью клавиатуры блока 9 йвода эталонных ответов он заносит коды отве.тов в блок 3 памяти в соответствии с кодом адреса (номер вопроса). При этом никаких сведений об ответе -преподаватель не сообщает. Вначале занятий преподаватель сообщает учсццимся перечень контрольных вопросов. .Работа начинается: с момента нажатия кнопки Начало работы (не показана) блокаМЭ управления, при этом регистры 10 и 23 сдвига, счетчик 18 правильных ответов, регистр 24 номера символа и счетчик 14 времени устанавливаются в исходное состояние. Сигнал кода адреса блока 3 оперативной памяти, задержанный в элементе 21 задержки, через коммутатор 7 поступает в блок 3 памяти и переносит информацию, набранную преподавателем на клавиатуре, в регистр 10 сдвига, счетчик 14 врекюни, регистр 24 номера символа и блок 6 памяти. В регистре 23 фиксируются порядковые номера символов, не подчиняющихся условиям коммутативности (символов , порядок ввода которых необходимо учитывать), а в блоке 3 памяти 3 . фиксируется очередное поступление с пульта преподавателя ответа с.данным кодом. в счетчик 14 времени записывается число, соответствующее тому интервалу времени, которое отводится на об|цу№лвание ответа по данному вопросу. Сигнал Начало работы поступает на вход элемента И 20 и дает разрешение на прохождение тактовой частоты генератора 17 на вход вычитающего счетчика 14 времени. С этого момента начинается отсчет времени, оставшегося учащемуся на обдумывание ответа, ко.торое индицируется в удобной для обучаемого форме на блоке 13. Кроме того, на блоке 13 время на обдумывание ответа индицируется со знаком плюс, а штрафное врЬмя - со знаком минус. Далее учащийся, используя клавиатуру (не показана) блока 12 ввода, ответов, вводит через кодирующий блок 11 полученный ответ в регистр 10. При этом код каждой клавиши, Tve. число, которое она заносит в регистр 10, вычитается из числа, ранее записанного туда с рабочего места преподавателя. При вводе символов, порядок ввода которых необходимо учитывать, элемент ИЛИ 26 вырабатывает сигнал на сдвиг информации в регистре 10 на один разряд. Если ответ правильный, все разряды регистра оказываются в нулевом положении. При этом логический элемент И 15 получает разрешающий сигнал, подготавливающий его к прохождению сигнала от кнопки Результат (не показана) блока 13 управления. После набора ответа учащийся нажимает эту кнопку. Сигнал от нее поступает на второй вход элемента И 15 и при наличии разрешающего сигнала с регистра 10 поступает на вход счетчика 18 правильных ответов, который подает сигнгт на табло 4 индикации и в блок 6 памяти. Сигналы, от счетчиков 14 и 18 поступают на формирователь 16, который вырабатывает оценку учащемуся в зависимости от правильности и времени обдумывания ответа. Запросы на обслуживание пультов 2 обучаемых поступают на коммутатор
7, который осуществляет последовательный опрос всех пультов 2 и поочередно подключает их к блоку 3 памяти Запрос содержит код адреса оперативной памяти, где хранится код ответа на заданный вопрос. В соответствии с .кодом адреса производится считывание кода ответа в регистр 10 и в счетчик 14 времени рабочего пульта 2, откуда 6iaLn сделан salnpoc.
После ответов уча1ф1хся на все пост.авленные вопросы преподаватель Нс1жимает кнопку Запрос (не показана) блока 9 ввода эталонных ответов. Сигнал с кнопки поступает в блок ,5 анализа ответов, который анализирует накопленные та блоке б памяти кодШ ответов и правильные ответы на них. Блок 5 выбирает код ответа, соответствуюашй вопросу, по которому было сделано больше всего ошибок (наиболе трудный вопрос), и высвечивает код ответа на табло 4 индикации. Кроме того, преподаватель может снова нажать кнопку Запрос, при этом блок анализа ответов 5 высвечивает на табло 4 индикации следующий код ответа, соответствующий второму, по трудности вопросу, и т.д.
Для установления блока 5 анализа ответов в исходное состояние преподаватель нажимает кнопку Сброс блока 9 ввода эталонных ответов.
Дпя документирования результатов ответов учащихся преподаватель нажимает кнопку Печать блока 9 ввода эта1лонных ответов. При этом блок 5 выводится Hai исполнительный печатаю14Ий механизм 8 результаты ответов учащихся с указанием времени, затрачиваемого ими на обдумывание каждого вопроса, а также среднее арифметическое время, затрачиваемое учащимся иа обдумывание каждого отдельного вопроса.
Таким образом, предлагаемое устро ство автоматизирует процесс сбора результатов ответов учащихся, а также оценивает знания по двум параметрам - по правильности ответа и по времени, затраченному на обдуг ывание
ответа, т.е. увеличивает число контролируемых параметров. Это повышает точность контроля знаний, а также повышает эффективность обучения.
Формула изобретения
Устройство для обучения учащихся, содержащее пульт преподавателя, включающий в себя блок анализа ответов, соединенный через блок памяти с коммутатором, связанные с пультом преподавателя пульты обучаемых, каждый из которых содержит регистр сдви5га, соединённый со счетчиком правильных ответов, блоком управления и блоком сравнения, отличающеес я тем, что, с цеЛью повышения эффективности обучения, пульт препода0вателя имеет исполнительный печатающий механизм, а пульты обучаемых имеют счетчики времени, блоки индикации, генераторы меток времени и логические элементы И, при этом в каждом пульте обучаемого управлякишй выход
5 блока управления соединен с первым входом логического элемента И, второй вход которого подключен к выходу генератора меток времени, выход логического элемента И подключен к перво0му входу счетчика времени, второй вход которого соединен дополнительно с соответствующим выходом коммутатора и входом регистра сдвига, а третий его вход подключен дополнитель5но к второму входу регистра сдвига, входу счетчика правильных ответов, информационному выходу блока управления и входу блока сравнения, а выход счетчика времени связан с входом
0 блока индикации и соответствующим информационным входом блока памяти, причем информационный выход блока анализа ответов связан с входом исполнительного печатающего механизма.
5
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 830503, кл. G 09 В 7/07, 1979.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1983 |
|
SU1176362A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU955169A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1012318A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1987 |
|
SU1524082A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU966724A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU698039A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся | 1979 |
|
SU783833A2 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU943809A1 |
Устройство для контроля знанийОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU830503A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU801035A1 |
Авторы
Даты
1982-12-07—Публикация
1981-06-26—Подача