Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу.
Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач, содержаидая гидронасос, связанный нагнетательной магистралью с клапаном избирателя передач, и переключаюш,ее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и связанное через устройство для кратковременной подпитки выключаемого фрикционного элемента с нагнетательной магистралью гидронасоса.
Известная гидравлическая система управления фрикционными элементами обеспечивает получение необходимого перекрытия при переключении передач, однако существенно увеjni4HBaeT габарит коробки передач и усложняет коммуникацию ее гидросистемы.
Целью изобретения является повышение компактности и упрощение коммуникации гидросистемы.
Для этого устройство для кратковременной подпитки выключаемого фрикционного элемента состоит из делителя потока с иодпружиненным золотником, в торце которого вьиюл11ено дроссельное отверстие, сообщающее гидронасос с клаианом избирателя передач, и клапана подпитки, управляемого давлением в задроссельной полости золотника делителя потока и сооощающего нагнетательную магистраль через переключающее устройство с выключаемым фрикционным элементом.
При этом с целью регулирования давления подпитки клапан подпитки может быть снабжен регулируемым шариковым клапаном.
ha фиг. 1 дана схема гидросистемы в установившемся режиме 1 передачп; на фпг. 2 - то же, в момент переключения с 1 на II передачу.
Предлагаемая гидpaвv ичecкaя система содержит гидронасос 1, иереиускной клапан 2, устройство о для кратковременной подппгки выключаемой передачи, клапан избирателя 4 передач с ручным управлением, каналы 6 - b подвода масла к гидроцилиидрам фрикционных элементов, выполнепные в валу 9, и переключающее устройство iU, выполненное в вид клапанов с плавающими поршиями 11 - 13.
Устройство 3 для кратковременной иодпитки выключаемо передачи состоит из делите.тя 14 потока, в торце иод 1руж 1ненного зо.ютника которого выполнено дроссельное отверстие 1о, и клапана iU подпитки с шариковым клапаном Г/. Это устройство связано с клапаном избирателя 4 передач каналом 18, а с переключающим устройство.м 10 - каналом 19 подпитки. Переключающее устройство 10 соединяется с соответствующими каналами 5-8
подвода масла к гидроцилиндрам фрикционных элементов С помощью каналов 20-23.
Клапан избирателя 4 передач имеет дроссельные отверстия 24 для соединения выключенных фрикционных элементов со сливным каналом 25.
В установившемся режиме включенной, например, I передачи (см. фиг. 1) гидронасосом 1 в каналах 18, 5 и 20 создается давление, определяемое регулировкой перепускного клапана 2. Под действием этого давления плавающие Поршни И и 13 смещаются в крайнее левое положение и соединяют канал 5 I передачи с каналом 19 подпитки. Золотник клапана 16 подпитки смещен вправо и перекрывает канал 19. В описываемом режиме по каналам 18 и 5 подается незначительное количество жидкости, необходимое лишь для компенсации утечек. При этом благодаря незначительному перепаду давлений на дроссельном отверстии 15 золотник делителя 14 потока перекрывает канал 19 подпитки.
При переключении передач клапан избирателя 4 передач переводится, например, в положение подачи жидкости к каналу 6 гидравлического силового цилиндра фрикционного элемента II передачи (см. фиг. 2).
При заполнении упомянутого силового цилиндра давление в канале 18 резко падает, вследствие чего золотник клапана 16 подпитки перемещается влево, а золотник делителя 14 потока благодаря возросшему потоку, проходящему через его дроссельное отверстие 15, перемещается, открывая канал 19. С этого момента жидкость, подаваемая насосом, делится на два потока: основная, постоянная, часть через дроссельное отверстие золотника делителя потока направляется по каналу 18 к золотнику избирателя 4 передач и далее по каналу 6 во включаемый силовой цилиндр, а другая, переменная, зависящая от скорости вращения привода гидронасоса - в канал 19 подпитки. Последний благодаря плавающим поршням 13 и И :по-прежнему соединен с каналом 5 выключаемого силового цилиндра I передачи. Таким образом, насос 1 одновременно заполняет гидравлический силовой цилиндр включаемой II передачи и подпитывает силовой цилиндр выключаемой I передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой шарикового клапана 17. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполнится гидравлический силовой цилиндр включаемой П передачи, после чего поток
жидкости через дроссельное отверстие золотника делителя потока резко уменьшается, что вызывает перемещение золотника делителя 14 потока в исходное положение и закрытие
канала 19. При этом давление в каналах 18 и 6 резко возрастает, вследствие чего золотник клапана 16 подпитки перемешается вправо. Одновременно возросшее давление в канале 6 П передачи по каналу 21 передается к
переключающему устройству 10, вызывая перемещение поршня 12 влево, а поршня 13 - вправо, в результате чего происходит окончательное отключение гидравлического силового цилиндра фрикционного элемента I передачи
от канала 19 подпитки и его опорожнение через одно из дроссельных отверстий 24 золотника избирателя 4 передач.
Таким образом, в рассматриваемой гидравлической системе управления фрикционными
элементами коробки передач громоздкий гидроаккумулятор заменен двумя небольшими золотниками, размещение которых в гидросистеме не вызывает трудностей и позволяет упростить ее коммуникации.
Формула изобретения
1.Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач,
содержащая гидронасос, связанный нагнетательной магистралью с клапаном избирателя передач, и переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и связанное через устройство для кратковременной подпитки выключаемого фрикционного элемента с нагнетательной магистралью гидронасоса, отличающаяся тем, что, с целью повышения компактности и упрощения коммуникаций гидросистемы, устРОЙСТВО для кратковременной подпитки выключаемого фрикционного элемента состоит из делителя потока с подпружиненным золотником, в торце которого выполнено дроссельное отверстие, сообщающее гидронасос с клапаном избирателя передач, и клапана подпитки, управляемого давлением в задроссельной полости золотника делителя потока и сообщающего нагнетательную магистраль через переключающее устройство с выключаемым
фрикционным элементом.
2.Гидравлическая система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью регулирования давления подпитки, клапан подпитки снабжен регулируемым шариковым клапаном.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая система управления функциональными элементами коробки передач | 1988 |
|
SU1676851A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1976 |
|
SU682397A1 |
Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1979 |
|
SU877152A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1098837A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых коробок передач самоходных машин | 1967 |
|
SU307624A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач самоходной машины | 1972 |
|
SU621600A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач самоходной машины | 1973 |
|
SU521156A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1973 |
|
SU535176A1 |
Авторы
Даты
1976-08-30—Публикация
1973-01-05—Подача