Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу.
Целью изобретения является повышение надежности работы.
На фиг. 1 представлена гидравлическая схема (идросистемы з установившемся режиме 1 передачи; на фиг. 2 - избиратель передач, общий вид; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2. Гидравлическая система содержит гидронасос 1, перепускной клапан 2, устройство 3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи, избиратель 4 передач с ручным управлением, каналы 5-8 подвода масла к гидроцилиндрам фрикционных элементов к валу 9 и переключающее устройство, выполненное в виде установленного в избирателе 4 передач шарикового клапана с плавающим шариком 10 и пружинами 11.
Переключающее устройство связано каналом 12с устройством 3 для кратковремен- ной подпитки выключаемой передачи и соединяется с соответствующими каналами h 8 подвода жидкости к цилиндрам фрикционных элементов.
Клапан избирателя 4 передач имеет дроссельные отверстия 13 для сорединения выключенных фрикционных элементов со сливным каналом 14. Кроме того, он маги- сталью (каналом) 15 связан с устройством 3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи, которое включает в себя клапан 16 подпитки и делитель 17 потока, в золотнике которого выполнено дроссельное отверстие 18. Избиратель 4 передач ключаетвсебя проточки 19и20(фиг. 2),три паза 21, 22 (фиг. 3), 23 и радиальное отверстие 24 (фиг. 3, 4) для связи гидроцилиндра фрикционной муфты с нагнетательной маг- гистралью 15 и каналом 12 подпитки.
В установившемся режиме включенной, например I передачи (фиг. 1, фиг. 3) гидронасосом 1 через канал 15 создается давление в канале 5, определяемое регулировкой перепускного клапана 2. Золотник клапана 16 подпитки смещен вправо и перекрывает канал 12. В описываемом режиме по каналам 15 и 5 подается незначительное количество жидкости, необходимое лишь для компенсации утечек, При этом благодаря незначительному перепаду давлений на дроссельном отверстии 18 золотник делителя 17 потока перекрывает канал 12 подпитки.
При переключении передач клапан избирателя 4 передач переводится, например, в положение подачи жидкости к каналу 6 гидравлического силового цилиндра фрикционного элемента второй передачи (рис. 2 и 3). При этом жидкость из канала 5 под давлением, развиваемым поршнем гидромуфты, подается к пазу 23, перемещается
шарик 10 переключающего устройства влево, соединяя отверстие 24, паз 22, проточку 20 с каналом 12 подпитки.
При заполнении упомянутого силового цилиндра давление в канале 15 резко падает, вследствие чего золотник клапана 16 подпитки перемещается влево, а золотник делителя 17 потока благодаря возросшему потоку, проходящему через его дроссельное отверстие 18, перемещается, открывая канал 12. С этого момента жидкость, подаваемая насосом, делится на два потока; основная, постоянная часть через дроссельное отверстие 18 золотника делителя 17 потока и далее по каналу 6 во включаемый
силовой цилиндр, а другая, переменная, зависящая отскорости вращения привода гид- ронасоса, в канале 12 подпитки. Последний благодаря плавающему шарику 10 по прежнему соединен с каналом 5 выключаемого
силового цилиндра 1 передачи. Таким образом насос 1 одновременно заполняет гидравлический силовой цилиндр включаемой II передачи и подпитывает силовой цилиндр выключаемой I передачи.
Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполнится гидравлический силовой цилиндр включаемой II передачи, после чего поток жидкости через дроссельное отверстие 18 золотника делителя потока 17
резко уменьшится, что вызывает перемещение золотника делителя 17 потока в исходное положение и закрытие канала 12. При этом возросшее давление в каналах 15 и 6 перемещает клапан 16 подпитки вправо. В
результате этого происходит окончательное отключение гидравлического силового цилиндра фрикционного элемента 1 передачи от канала 12 подпитки и его опорожнение через одно из дроссельных отверстий 13
избирателя 4 передачи.
Формула изобретения Гидравлическая система управления фрикциональными элементами коробки передач, содержащая гидравлический насос, соединенный нагнетательной магистралью через устройство кратковременой подпитки выключаемой передачи, избиратель передач и через переключающее устройство с
5 гидроцилиндрами фрикционных элементов, перепускной клапан, связывающий нагнетательную магистраль с всасывающей магистралью, при этом устройство кратковременной подпитки включает в себя делитель потока и клапан подпитки, отличающаяся тем,
что, с целью повышения надежности работы, переключающее устройство выполнено в виде подпружиненного шарикового клапана, установленного в избирателе передач, причем вход шарикового клапана соединен
с каналом избирателя передач, сообщенным с выключаемым фрикционным элементом, а выход шарикового клапана - с каналом избирателя передач, сообщенным с клапаном подпитки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1973 |
|
SU526535A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1979 |
|
SU877152A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1976 |
|
SU682397A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1098837A1 |
ТРАНСМИССИЯ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ МЕЖОСЕВОЙ И МЕЖКОЛЕСНЫМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ СВЯЗЯМИ С АВТОМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫМИ РЕЖИМАМИ БЛОКИРОВКИ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2551052C2 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Гидравлическая система управления блокировкой гидротрансформатора | 1977 |
|
SU699264A1 |
Устройство управления гусеничного транспортного средства | 1977 |
|
SU737283A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства | 1976 |
|
SU697361A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу. Цель изобретения - повышение надежности работы. Гидравлическая система управления фрикциональными элементами коробки передач содержит гидронасос 1, перепускной клапан 2, устройство 3 для кратковременной подпитки выключаемой передачи, включающее в себя делитель 17 потока и клапан 16 подпитки, которое соединено магистралями 12 и 15 с избирателем 4 передач. В золотнике последнего размещен шариковый клапан, выполненный в виде плавающего шарика 10 и пружин 11, который обеспечивает связь выключаемого фрикционального элемента с клапаном 16 подпитки. 4 ил. С «Ч о 00 ел
А-А
10
11
фие.З
фи.
6-6
24фиг&
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1973 |
|
SU526535A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1988-11-02—Подача