го механизма, что в большой степени ограничивает компоновочную свободу размеще- ния колонки в кабине транспортного средства, не позволяя выполнить все требования эргономики, поскольку регулировочный механизм колонки попадает в зону расположения подвески педалей управления транспортным средством. Кроме того, большое расстояние от оси колонки до оси валика эксцентрика затрудняет и делает неудобным пользование рукояткой поворота эксцентрика.
Цель изобретения - повышение компактности и улучшение удобства регулировки рулевой колонки.
Для этого в устройстве колонка снабжена механизмом для поджатия зубчатых эле- ментов синхронно с устранением аксиального люфта рычага колонки между боковыми щеками кронштейна, при этом ось кронштейна колонки совмещена с осью валика эксцентрика и снабжена надетой на нее дистанционной втулкой, первый зубчатый элемент выполнен в виде сектора с внутренними зубьями, второй зубчатый элемент выполнен в виде Г-образного сектора с наружными зубьями, который охватывает рычаг колонки, сопряжен с его торцовой поверхностью и имеет два сквозных овало- образных отверстия, большие оси которых параллельны друг другу, при этом в первом из овалообразных отверстий размещен валик с возможностью его расположения в центре делительной окружности сектора с наружными зубьями, внутри второго овало- образного отверстия расположен срезной элемент, внутри первого овалообразного отверстия установлена ось кронштейна колонки, надетая на нее дистанционная втулка расположена между боковой щекой и эксцентриком, при этом между эксцентриком и Г-образным сектором расположен рычаг колонки, а отжимная пружина выполнена в виде пружины растяжения, обоими концами закрепленной на Г-образ- ном секторе и охватывающей своей средней частью дистанционную втулку.
При наличии в рулевой колонке механизма для поджатия зубчатых элементов синхронно с устранением аксиального люфта рычага колонки обеспечивается при повороте валика одновременное выполнение (совмещение) двух операций для фиксации рулевой колонки после регулировки ее положения, что улучшает удобство регулировки.
Известно использование зубчатых секторов в устройстве для фиксации рычага ко- лонки, однако известное устройство
требует использования двух фиксирующих механизмов.
Причем срезной элемент выполнен в виде направляющего винта, ввернутого в ры5 чаг колонки, дистанционная втулка выполнена из антифрикционного материала и имеет в средней части кольцевую проушину, а между эксцентриком и рычагом колонки установлена антифрикционная
0 шайба.
Механизм для поджатия зубчатых элементов синхронно с устранением аксиального люфта рычага колонки может быть выполнен в виде косого торца валика экс5 центрика, обращенного к косой шайбе, укрепленной в отверстии боковой щеки кронштейна.
Кроме того, механизм для поджатия зубчатых элементов синхронно с устранени0 ем аксиального люфта рычага колонки может быть выполнен в виде резьбы на валике эксцентрика, охваченной резьбовой втулкой, укрепленной в отверстии боковой щеки кронштейна.
5 Для регулировки и фиксации исходного значения аксиального люфта рычага колонки конец валика эксцентрика, противоположный рукоятке, выполнен резьбовым и снабжен фигурной гайкой, направление за0 кручивания которой совпадает с направлением затягивания эксцентрика.
На фиг. 1 изображен общий вид установки регулируемой рулевой колонки; на фиг. 2 - разрез по оси кронштейна колонки;
5 на фиг, 3 - фрагмент установки регулируемой рулевой колонки, вид на зубчатые сектора и рычаг колонки; на фиг. 4 - разрез по оси кронштейна колонки варианта выполнения механизма устранения аксиального
0 люфта в виде винтовой пар.
Регулируемая рулевая колонка имеет корпус 1 с рулевым валом 2, на одном конце которого установлено рулевое колесо 3, а на другом - карданный вал 4 привода рулевого
5 механизма, Корпус 1 колонки с помощью рычага 5 закреплен в кронштейне 6, который выполнен в виде двух боковых щек 7 и 8 с отверстиями на концах. Кронштейн 6 неподвижно закреплен к каркасу кабины.
0 Рычаг 5 колонки установлен с возможностью углового поворота относительно валика 9, проходящего через отверстия на концах боковых щек 7 и 8 кронштейна 6. Между боковыми щеками 7 и 8 с помощью
5 винтов 10 неподвижно закреплен сектор 11 с внутренним зубчатым зацеплением, центр делительной окружности которого расположен на оси отверстий кронштейна 6 колонки. С сектором 11 взаимодействует Т-образный сектор 12, имеющий наружное
зацепление. Г-образный сектор 12 охватывает рычаг 5 колонки, прилегая к нему боковой поверхностью, и имеет два сквозных овалообразных отверстия 13 и 14 (овалооб- разные, т.е. две из четырех дуг каждого отверстия имеют бесконечный радиус кривизны), большие оси которых параллельны друг другу, при этом центр делительной окружности наружного зацепления Г-образ- ного сектора 12 расположен на оси отверстия 13, внутри которого проходит валик 9. Антифрикционная дистанционная втулка 15, надетая на валик 9, расположена между щекой 8 и эксцентриком 16, который посажен на валик 9 с помощью шлицевого соединения 17, Между эксцентриком 16 и Г-образным сектором 12 расположен рычаг 5 колонки. Отжимная пружина 18 обоими концами с помощью винтов 19 закреплена на торце Г-образного сектора 12, охватывая своей средней частью дистанционную втулку 15, которая имеет кольцевую канавку 20 для центрирования этой пружины. Второй стороной Г-образный сектор 12 прилегает к боковой щеке 7. Внутри отверстия 14 Г-об- разного сектора 12 расположен срезной элемент 21, выполненный в виде направляющего вин га, ввернутого в рычаг 5 колонки. Между эксцентриком 16 и рычагом 5 колонки установлена антифрикционная шайба 22. Валик 9 снабжен рукояткой 23, с помощью которой осуществляется поворот эксцентрика 16. Для постоянного удержания эксцентрика 16 в положении, соответствующем прижатию Г-образного сектора 12 к сектору 11, рукоятка 23 снабжена возвратной пружиной 24. Колонка снабжена механизмом для синхронизированного с поджатием зубчатых элементов устранения аксиального люфта в соединении элементов, расположенных между щеками 7 и 8. Конструктивно он может быть выполнен в виде винтовой пары (резьбы а на валике 9 + резьбовая втулка 25 в отверстии кронштейна 6 (фиг. 4) или, что более предпочтительно, валик 9 может быть выполнен с косым торцом 26, взаимодействующим с косой шайбой или втулкой 27, закрепленной на щеке 8 таким образом, чтобы при повороте рукоятки 23 в сторону затягивания эксцентрика 16 происходило осевое зажатие всех элементов, расположенных между щеками 7 и 8, а при повороте рукоятки в противоположную сторону вместе с освобождением эксцентрика возникал бы осевой люфт между щеками 7 и 8. Для фиксации исходного значения люфта служит фигурная гайка 28, установленная на резьбовом конце валика 9, Направление закручивания фигурной гайки 28 должно совпадать с направлением затягивания рукоятки 23.
В транспортном положении шлицы Г- образного сектора 12 зафиксированы шлицами сектора 11с внутренним зацеплением. С помощью фигурной гайки 28 регулируется затяг боковых щек 7 и 8 кронштейна 6 так, чтобы в транспортном положении отсутствовал аксиальный зазор у элемен гов, расположенных между щеками 7 и 8.
Для изменения угла наклона колонки рукоятки 23 перемещается на водителя, пс ворачивая эксцентрик 16 по часовой стрег ке, одновременно из-за взаимного поворо
косых шайб 26 к 27 в осевом направлен появляется зазор, позволяющий осуществлять перемещения элементов, расположенных между щеками 7 и 8 KDOHUT. ейно 6. Пг действием отжимной пружи.. Г-обраоный сектор 12 выходит из зацсгп чпя с сектором 11. Перемещая рулевое кспесо вперед или назад, водитель устанавливает рулевую колонку в нужное положение, после чего отпускает рукоятку 23. Возвратная
пружина 24 поворачивает валик 9 и, следовательно, эксцентрик 16 против часовой стрелки, поджимая Г-образный сектор 12 к сектору 11, одновременно взаимный поворот косых шайб 26 и 27 вызываем стягива ие
боковых щек 7 и 8 кронштейна 6 и выборку аксиального зазора, обеспечивая надежную фиксацию рулевой колонки в требуемом положении. При столкновении транспортного средства с препятствием водитель воздействует на рулевое колесо руками и корпусом с силой, в несколько раз превышающей нормальный режим, направляющий винт 21 (штифт) срезается и рулевая колонка откидывается на валике 9 вперед до упора в
щиток приборов, преодолевая трение в зажатых без зазора элементах, расположенных между боковыми щеками 7 и 8 кронштейна 6.
Формула изобретения 1. Регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус с рулевым валом, закрепленный на рычаге, установленном с возможностью углового поворота на оси кронштейна колонки, име- ющего боковые щеки с отверстиями, и устройство для фиксации рычага колонки относительно упомянутого кронштейна, состоящее из зубчатых элементов, первый из которых неподвижно закреплен на крон- штейне колонки между ее боковыми щеками, а второй зубчатый элемент связан с рычагом колонки через срезной элемент, имеющий отжимную пружину и установленный с возможностью поджатия к первому
зубчатому элементу посредством эксцентрика, закрепленного на валике, установленном с возможностью поворота в отверстиях боковых щек кронштейна и связанном с подпружиненной рукояткой, отличающаяся тем, что, с целью повышения компактности и улучшения удобства регулировки, она снабжена механизмом для под- жатия зубчатых элементов и устранения аксиального люфта рычага колонки между боковыми щеками кронштейна, ось кронштейна колонки совмещена с осью валика эксцентрика и снабжена надетой на нее дистанционной втулкой, размещенной между боковой щекой и эксцентриком, первый зубчатый элемент выполнен в виде сектора с внутренними зубьями, второй зубчатый элемент выполнен в виде Г-образного сектора с наружными зубьями, охватывающего рычаг колонки, сопряженного с его торцовой поверхностью и имеющего два сквозных овальных отверстия, большие оси которых параллельны друг другу, в первом из упомянутых отверстий размещен валик с возмож- ностью его расположения в центре делительной окружности сектора с наружными зубьями, внутри второго отверстия размещен срезной элемент, при этом между эксцентриком и Г-образным сектором расположен рычаг колонки, а отжимная пружина выполнена в виде пружины растяжения, обоими концами закрепленной на Г-образй
ном секторе и охватывающей своей средней частью дистанционную втулку.
2.Рулевая колонка по п. 1, о т л и ч а ю- ща я с я тем, что срезной элемент выполнен
5 в виде направляющего винта, ввернутого в рычаг колонки, дистанционная втулка выполнена из антифрикционного материала и имеет в средней части кольцевую канавку для средней части отжимной пружины, кото10 рая выполнена в виде проушины, а между эксцентриком и рычагом колонки установлена антифрикционная шайба.
3.Рулевая колонка по п. 1, о т л и ч а га- ид а я с я тем, что механизм для поджатия
15 зубчатых элементов выполнен в виде косого торца валика эксцентрика, обращенного к косой шайбе, закрепленной в отверстии боковой щеки кронштейна.
4.Рулевая колонка по п. 1, о т л и ч а ю- 20 щ а я с я тем, что механизм для поджатия
зубчатых элементов выполнен в виде резьбы на валике эксцентрика, охваченной резьбовой втулкой, закрепленной в отверстии боковой щеки кронштейна.
25 5. Рулевая колонка по п. отличающаяся тем, что конец валика эксцентрика, противоположный рукоятке, выполнен резьбовым и снабжен фигурной гайкой, направление закручивания которой совпадает
30 с направлением затягивания эксцентрика для регулировки и фиксации исходного значения аксиального люфта рычага колонки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1981 |
|
SU1000330A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Устройство кривовязюков для вырубкизАгОТОВОК из пОлОСОВОгО илЕНТОчНОгО МАТЕРиАлА | 1979 |
|
SU804501A1 |
Механизм подъема стола прецизионного станка | 1986 |
|
SU1386434A1 |
МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕИИЯБЕЗОПАСНОЙ РЕГУЛИРУЕМОЙРУЛЕВОЙ КОЛОНКИ | 1971 |
|
SU427882A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМАМИ ПОВОРОТА | 1967 |
|
SU202740A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2501700C1 |
АВТОМОБИЛЬ С УСТАНОВЛЕННЫМ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РУЛЕВЫМ КОЛЕСОМ И С УСТАНОВЛЕННОЙ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИБОРНОЙ ДОСКОЙ | 1996 |
|
RU2141904C1 |
Устройство для ручного управления автомобилем | 2021 |
|
RU2759532C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАТОР АВТОМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ "ТРАНСУНВАРТОР-АВТОМАТ" | 1992 |
|
RU2047023C1 |
Изобретение относится ктранспортным средствам с регулируемыми рулевыми колонками и может использоваться, преимущественно, на грузовых автомобилях. Цель изобретения - повышение компактности и улучшение удобства регулировки рулевой колонки, Регулируемая рулевая колонка имеет корпус 1 с рулевым валом 2, на одном Изобретение относится к транспортным средствам с регулируемыми рулевыми колонками и может использоваться, преимущественно, на грузовых автомобилях. Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус с рулевым валом, закрепленный на рычаге, установленном с возможностью углового поворота на оси кронштейна колонки, имеющего боковые щеки с отверстиями, и устройство для фиксации рычага колонки относительно упомянутого кронштейна, состоящее из зубчатых элементов, первый из конце которого установлено рулевое колесо 3, а на другом - карданный вал 4 привода рулевого механизма. Корпус 1 колонки с помощью рычага 5 закреплен в кронштейне 5, который выполнен в виде двух боковых щек с отверстиями на концах, в которых установлен валик 9, служащий осью поворота колонки. Фиксация углового положения колонки относительно кронштейна 6 осуществляется с помощью двух зубчатых секторов, один из которых закреплен на кронштейне 6, а другой связан с рычагом 5 колонки с помощью срезного злемента и поджимается пружиной 24 к первому сектору посредством эксцентрика, насаженного на валик 9. Рукоятка 23 служит для поворота эксцентрика в противоположную сторону и расфиксации зубчатых секторов. Колонка снабжена механизмом для поджатия зубчатых секторов синхронно с устранением аксиального люфта рычага 5 колонки между боковыми щеками кронштейна 6.4 з.п. ф-лы, 4 ил. которых неподвижно закреплен на кронштейне колонки между ее боковыми щеками, а второй зубчатый элемент связан с рычагом колонки через срезной элемент, снабжен отжимной пружиной и установлен с возможностью поджатия к первому зубчатому элементу посредством эксцентрика, закрепленного на валике, установленном с возможностью поворота в отверстиях боковых щек кронштейна и связанном с подпружиненной рукояткой. Однако известная конструкция имеет довольно большие габариты регулировочноVI ,о ел м ел
ю г- ю
5
Ь
N О
со
S О
Фиг.4
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1981 |
|
SU1000330A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1983 |
|
SU1152847A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1992-09-15—Публикация
1990-12-21—Подача