(54) РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к рулевым колонкам транспортных средств.
Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус с рулевым валом, закрепленный на меньшем плече двуплечего рычага, установленного на оси кронштейна колонки, имеющего боковые и нижнюю полки, большее плечо которого связано со срезной пластиной посредством болта, проходяшего через отверстие в нижней полке кронштейна, срезная пластина закреплена в боковых пластинах, с одной стороны установленных свободно с возможностью поворота на оси кронштейна, а с другой - также связанных между собой осью 1.
Недостатками рулевой колонки являются низкая точность и неудобство регулировки. Низкая точность регулировки вызвана малым количеством пазов на дугообразном элементе, которое определяется исходя из прочности штифта и выступов. Неудобство регулировки объясняется возможностью попадания штифта на плош,адку выступов дугообразного элемента.
Кроме того, рулевая колонка имеет недостаточную надежность при условии применения травмобезопасного устройства, снижающего усилие воздействия рулевого колеса на водителя при столкновении транспортного средства с препятствием.
Цель изобретения - повышение надежности, точности, удобства регулировки.
Поставленная цель достигается тем, что рулевая колонка снабжена рейкой со шлицами, осью, расположенной в отверстиях полок кронштейна, закрепленной в них стопорными кольцами и выполненной с продольными шлицами, зацепляющимися со шлицами рейки, эксцентриковой втул15 кой, взаимодействующей с противоположной шлицам стороной рейки, и установленной на валике, закрепленном в отверстиях боковых полок кронштейна, выполненном с пазом иа торце и снабженном рукояткой, плоской спиральной пружиной, связанной внутренним своим концом с пазом валика, а наружным - со штифтом, который установлен в отверстии боковой полки кронщтейна, и пружинной пластиной, закрепленной на нижней полке кронштейна и взаимодействую1цей с рейкой со стороны шлицев а на оси со шлицами выполнен скос и между боковой полкой кронштейна и стопорным кольи.ом установлена )иайба с выступом на наружной поверхности для взаимодействия с пазом отверстия в боковой полке кронштейна и внутренним фигурным вырезом для взаимодействия с упомянутым скосом.
На фиг. 1 приведена конструктивная схема регулируемой рулевой колонки; на фи1. 2 -- сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - вид Г на фиг. 2.
Регу.лируемая рулевая колонка включает в себя корпус 1, рулевой вал 2, рычаг 3, установленный на оси 4 кронштейна 5 и поджимаемый к срезной пластине 6 болтом 7, проходящим через отверстие в нижней полке кронштейна 5, шнеки 8, установлспн 1е с одной стороны свободно на оси 4 к1К)П11;тейна 5 с воз.можностью поворота, ось 9. установотенную между пдека.ми 8, рейк|1 10 с треугольными пклнцами на одной из граней, нрикренлешую к оси 9, ось 11 с нро юльиы.ми треугольпы.ми HI лица.ми па срезе, расположенную в отверстиях боковых 1;ол(я кронштейна 5 и закрепленную относите.:11)Но их стопорными кольцами 12 и 13, спецна,1ьпую шайбу 14 с выступом 15 в отверстии, установленную .между боковой полкой кронштейна 5 и стопорным кольцом 12 и выступо.ч 15 коптактируюп1ую со срезом оси 11, загибом 16 входящую в отверстие 17 боковой полки кронштейна 5, экецснтриковую втулку 18, соединенную шпонкой 19 с валиком 20, установлегшым в отверстие боковых полок кронштейна 5 и закрепленны.м стопорными кольцами 21 и 22, плоскую спиральную нружипу 23, впутренний конец которой входит в паз 24 ва,1ика 20, наружный зацеплен за штифт 25, установленным в отверстие боковой полки крон1нтейна 5, рукоятку 26, закрепленную на шлицах валика 20.
Со стороны треугольных шлицев рейка К) взаи.модействует с пружинной нласгиной 27, закрепленной на нижней нолке крон1птейна 5.
В транспортном положении треугольные шлицы рейки 10 зацеплены с продольными шлицами оси 11. Плоская сииральная пружина 23, имеющая предварительный натяг, воздействуя через паз 24 на валик 20 проворачивает экецентриковую втулку 18, которая поджимает рейку 10 к оси 11.
При необходимости регулировки угла наклона колонки рукоятка 26 перемещается вниз, поворачивая валик 20 и эксцентриковую втулку 18 по часовой стрелке. Плоская сииральная пружина 23 при этом закручивается, создавая усилие на рукоятке 26. Под действием пружинной пластины 27 рейка 10 перемещается вправо и треугольные шлицы рейки 10 выходят из зацепления со
шлицами оси 11. От поворота ось II удерживается шайбой 14, которая выступом 15 взаимодействует со срезом оси И, загибом 16 с боковыми гранями отверстия 17. Перемещая рулевое колесо вперед или назад устанавливаем рулевую колонку в необходимое положение, после чего отпускаем рукоятку 26. Пружина 23 проворачивает валик 20 и, следовательно, эксцентриковую втулку 18. Под действием эксцентриковой втулки 18 рейка 10 поджимается к оси 11. Пружинная пластина 27 при этом сжимается. Шлицы рейки 10 входят в зацепление со шлицами оси 11.
При столкновении транспортного средства с препятствием водитель воздействует
на рулевое колесо, пластина 6 срезается рычаго.м 3, поглощая энергию удара. Пиковые усилия, воздействующие на водителя, снижаются до безопасных значений. Рейка 10 при этом удерживает щеки 8, на .которых закреплена срезная пластина 6,
в исходном положении.
Предлагаемая регулируемая рулевая колонка обладает повыщенной точностью; удобство.м регулировки и надежностью уменьшит утомляемость водителя и обеспечит в достаточной мере безопасность.
Формула изобретения
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус с рулевым валом, закрепленный на меньшем плече двуплечего рычага, установленного на оси кронштейна колонки, имеющего боковые и нижнюю полки, большее плечо которого связано со срезной пластиной посредством болта, проходящего через отверстие в нижней полке кронштейна, срезная пластина закреплена в боковых пластинах, с одной стороны установленных свободно с возможностью поворота на оси кронштейна, а с другой - также связанных между собой осью, отличающаяся те.м, что, с целью повышения надежности, точности и удобства регулировки, она снабжена рейкой со шлицами, осью, расположенной в отверстиях полок кронштейна, закрепленной в них стопорными кольцами и выполненной с продольными шлицами, зацепляющимися со шлицами рейки, эксцентриковой втулкой, взаимодействующей с противоположной шлицам стороной рейки, и установленной на валике, закрепленном в отверстиях боковых полок кронштейна, выполненном с пазом на торце и снабженно.м рукояткой, плоской спиральной пружиной, связанной внутренним своим концом с
пазо.м валика, а наружным - со штифтом, который установлен в отверстии боковой полки кронштейна, и пружинной пластиной, закрепленной на нижней полке кронштейна и взаимодействующей с рейкой со стороны шлицев, а на оси со шлицами выполнен скос и между боковой полкой кронштейна и стопорным кольцом установлена шайба с выступом на наружной поверхности для взаимодействия с пазом отверстия в боковой полке кронштейна и внутренним фигурным . взаимодействия с упомянутым резом для скосом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3791223, кл. 74-493, 1974 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рулевая колонка транспортного средства | 1984 |
|
SU1199688A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1990 |
|
SU1761575A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1978 |
|
SU710853A1 |
Рулевая колонка гусеничной машины с горизонтальной регулировкой руля | 2022 |
|
RU2811157C2 |
МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕИИЯБЕЗОПАСНОЙ РЕГУЛИРУЕМОЙРУЛЕВОЙ КОЛОНКИ | 1971 |
|
SU427882A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1984 |
|
SU1239017A1 |
Разборный веломобиль Потанина | 1987 |
|
SU1525076A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1985 |
|
SU1331716A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1980 |
|
SU906773A1 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2000 |
|
RU2170906C1 |
Б-б
Фиг.Ъ
&-5
дидГ ;5 /Л
фиг. б
Авторы
Даты
1983-02-28—Публикация
1981-10-26—Подача