МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕИИЯБЕЗОПАСНОЙ РЕГУЛИРУЕМОЙРУЛЕВОЙ КОЛОНКИ Советский патент 1974 года по МПК B62D1/183 

Описание патента на изобретение SU427882A1

1

Изобретение относится к регулируемым рулевым колонкам транспортных средств с механическим приводом, в частности автомобилей.

Известны механизмы фиксации положения безопасной регулируемой рулевой колонки, содержащие направляющий вал, соединенный с передаточным рулевым механизмом, рулевой вал, несущий рулевое колесо, телескопически связанный с направляющим валом с возможностью осевого перемещения и несущий зажимной элемент в виде клинового сухаря со скощенными гранями, направленными поперечно одна к другой. Однако известные механизмы предназначены только для фиксации осевой регулировки положения рулевого колеса.

Описываемый механизм отличается тем, что он выполнен из трубы, закрепленной поворотно на рулевом валу, упругого корпуса с U-образным вырезом, в котором размещена труба, и поворотного эксцентрика, взаимодействующего с одной из скощенных граней сухаря, контактирующего другой скощенной гранью и гранью, к которой она скощена, соответственно с наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью боковой стенки корпуса. Это повыщает надежность и удобство фиксации угловой и осевой регулировки положения колонки. С целью равномерности

расиределения зажимных усилии, эксцентрик выполнен в виде эксцентрикового вала, а зажимной элемент - в виде блока аналогичных сухарей, расположенных симметрично относительно оси трубы. Кроме того, для удобства установки эксцентрикового вала в конечных положениях он снабжен фиксатором. Эксцентриковый вал может быть снабжен соосной упорной щайбой с фпксирующей лапкой и

упорными лунками.

На фиг. 1 показана рулевая колонка с вырезом, общий вид; на фиг. 2 - разрез но А- Л на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез по В-В

на фиг. 3; на фиг. 5 - вид по стрелке Г.

На внутреннем рулевом валу / с помощью среднего подщипннка 2 и переднего подщипника (па чертеже не показан) укреплена труба 3 рулевой колонки, на которой установлено рулевое колесо 4. Внутренний рулевой вал / установлен с возможностью осевого перемещения относительно наружного направляющего вала 5 за счет пазового соедпнения, образованного щлицами, выполненными на

встречных концах валов / и 5. Один конец вала 5 выполнен в виде цанги 6, наружная поверхность которой взаимодействует с внутренней конусной поверхностью обоймы 7, имеющей с валом 5 резьбовое соединение и законтрепной гайкой 8; другой конец вала 5 соединен с валом червяка передаточного рулевого механизма через упругую муфту 9, которая допускает возможность его наклона в вертпкальпой плоскости. Труба 3 уложена в U-образном вырезе упругого корпуса 10, который укреплен в опорном кронштейне 11, приваренном к поперечине 12 кабины автомобиля. Через отверстия, выполненные в щеках 13 корпуса 10 п кронштейне //, проходит эксцентриковый вал 14, па одном конце которого укреплена рукоятка 15, а на другом - упорная шайба 16, связанная с валом 14 через шарпковый пружпппый фиксатор 17. В щеках кронщтейна // выполнены дуговые пазы 18 и 19, профиль которых описан радиусом из геометрического центра упругой муфты 9. В паз 18 входит отогнутая фиксирующая лапка 20 упорной шайбы 16. Bnyrpii корпуса 10 свободно уложены два клпновых сухаря 21, имеющие скошенные грапи 22 и 23, которыми сухари взаимодействуют с валом 14 и трубой 3, а также плоскую грань 24, которая взаимодействует с внутренней поверхностью стенок щек 13. Сухари 21 связаны винтом 25, имеющим в средней части четырехугольное сечение, в которое входит винт 26 с буртом 27, взаимодействующим с поперечиной 28, соединяющей щеки 13 корпуса 10. Установка рулевого колеса в требуемое положение по отношению к водителю осуществляется осевым перемещением рулевого вала / с трубой 3 относительно направляющего вала 5, которое обеспечивается наличием шлицевого соединения этих валов, а также угловым смещением всей колонки (до ведущей полумуфты упругой муфты 9 включительно) по траектории, определяемой профилем пазов 18 и 19, т. е. по радиусу, описанному из геометрического центра упругой муфты 9. Рулевое колесо фиксируется в установленном положеНИИ рукояткой 15, с помощью которой поворачивают эксцентриковый вал 14. Последний взаимодействует с клиновой гранью 22 сухарей 21, которые, перемещаясь, зажимают трубу в корпусе 10, одновременно фиксируя последний относительно щек кронштейна // за счет прижатия своими плоскими гранями щек 13 кориуса 10 к полкам кронштейна //. Компенсация износа сопряжений в силовых элементах описанного механизма, а также регулировка усилия зпжимл осуществляются с псмощью винта 25, при вращении которого происходит перемещение сухарей 21 относптельпо эксцентрикового вала 14 в сторону увеличения или уменьщения зазора ме жду ним и скошенными гранями 22. Усилие зажима устанавливается таким, чтобы при столкновении транспортного средства с препятствием рулевое колесо иод воздействием сил инерции со стороны водителя перемещалось вместе с рулевым валом 1 и трубой 3 по шлицам в направляющем валу 5, исключая травмы водителя. Компенсация износа в шлицевом соединении валов У и 5 осуществляется за счет соответствующей установки обоймы 7 и гайки 5. Для удобства обслуживания упорная щайба 16 снабжена двумя упорными лунками под щарик фиксатора 17, положения которых соответствуЕот крайним положениям эксцентрикового вала 14, т. е. закрытому (фиксированному) или открытому (расфиксироваппому) состоянию механизма фиксации положения рулевой колонки. Предмет и з о б р е т е п и я 1.Механизм фиксации положения безопасной регулируемой рулевой колонки, содержащий направляющий вал, соединенный с передаточным рулевым механизмом, п рулевой вал, несущий рулевое колесо, телескопически связанный с направляющим валом с возможностью осевого перемещения и несущий зажимной элемент в виде клинового сухаря со скощенными гранями, направленными поперечно одна к другой, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности и удобства фиксации угловой и осевой регулировки положения колонки, он выполнен из трубы, закрепленной поворотно на рулевом валу, упругого корпуса с U-образным вырезом, в котором размещена труба, и поворотного эксцентрика, взаимодействующего с одной из скошенных граней сухаря, контактирующего другой скошенной гранью и гранью, к которой она скошена, соответственно с наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью боковой стенки корпуса. 2.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью равномерности распределения зажимных усилий, эксцентрик выполнен в виде эксцентрикового вала, а зажимной элемент - в виде блока аналогичных сухарей, расположенных симметрично относительно оси трубы. 3.Механизм по п. 2, отличающийся тем. что, с целью удобства установки эксцентрикового вала в конечных положениях, эксцентриковый вал снабжен фиксатором. 4.Механизм по п. 3, отличающийся тем, что эксцентоиковый вал снабжен соосной упорной шайбой с фиксирующей лапкой и упорными лунками.

Похожие патенты SU427882A1

название год авторы номер документа
Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства 1987
  • Уголев Сергей Васильевич
SU1472329A1
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства 1990
  • Глинка Алексей Алексеевич
  • Васильев Дмитрий Николаевич
  • Глинер Леонид Ефимович
  • Лиходедов Иван Георгиевич
  • Фрумкин Константин Аркадьевич
SU1761575A1
Рулевая колонка транспортного средства 1984
  • Гринченко Игорь Владимирович
  • Дюльдин Сергей Федорович
SU1172805A1
Рука манипулятора 1985
  • Смирнов Виктор Александрович
  • Бабич Анатолий Владимирович
  • Баженова Людмила Васильевна
  • Луцык Александр Федорович
SU1337253A1
НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ЧЕХОСЛОВАКИЯ) Действительный изобретатель Адольф Дыяк 1950
SU86609A1
Веломобиль 1989
  • Чикин Герман Алексеевич
SU1702869A3
ВЕЛОМОБИЛЬ 2006
  • Белоенко Владимир Семенович
RU2299826C1
Рулевая колонка транспортного средства 1984
  • Добринец Владимир Константинович
  • Лугин Анатолий Филиппович
  • Червяк Геннадий Петрович
  • Козел Викентий Андреевич
  • Демидович Нина Николаевна
SU1199688A1
Двухпозиционная инструментальная головка 1985
  • Итин Артур Маркович
  • Морозов Валерий Сергеевич
  • Федоров Валерий Иванович
SU1324772A1
Устройство для скашивания водной растительности 1980
  • Ситняковский Яков Иосифович
SU1012827A1

Иллюстрации к изобретению SU 427 882 A1

Реферат патента 1974 года МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕИИЯБЕЗОПАСНОЙ РЕГУЛИРУЕМОЙРУЛЕВОЙ КОЛОНКИ

Формула изобретения SU 427 882 A1

SU 427 882 A1

Даты

1974-05-15Публикация

1971-03-27Подача