1
Изобретение относится к регулируемым рулевым колонкам транспортных средств с механическим приводом, в частности автомобилей.
Известны механизмы фиксации положения безопасной регулируемой рулевой колонки, содержащие направляющий вал, соединенный с передаточным рулевым механизмом, рулевой вал, несущий рулевое колесо, телескопически связанный с направляющим валом с возможностью осевого перемещения и несущий зажимной элемент в виде клинового сухаря со скощенными гранями, направленными поперечно одна к другой. Однако известные механизмы предназначены только для фиксации осевой регулировки положения рулевого колеса.
Описываемый механизм отличается тем, что он выполнен из трубы, закрепленной поворотно на рулевом валу, упругого корпуса с U-образным вырезом, в котором размещена труба, и поворотного эксцентрика, взаимодействующего с одной из скощенных граней сухаря, контактирующего другой скощенной гранью и гранью, к которой она скощена, соответственно с наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью боковой стенки корпуса. Это повыщает надежность и удобство фиксации угловой и осевой регулировки положения колонки. С целью равномерности
расиределения зажимных усилии, эксцентрик выполнен в виде эксцентрикового вала, а зажимной элемент - в виде блока аналогичных сухарей, расположенных симметрично относительно оси трубы. Кроме того, для удобства установки эксцентрикового вала в конечных положениях он снабжен фиксатором. Эксцентриковый вал может быть снабжен соосной упорной щайбой с фпксирующей лапкой и
упорными лунками.
На фиг. 1 показана рулевая колонка с вырезом, общий вид; на фиг. 2 - разрез но А- Л на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез по В-В
на фиг. 3; на фиг. 5 - вид по стрелке Г.
На внутреннем рулевом валу / с помощью среднего подщипннка 2 и переднего подщипника (па чертеже не показан) укреплена труба 3 рулевой колонки, на которой установлено рулевое колесо 4. Внутренний рулевой вал / установлен с возможностью осевого перемещения относительно наружного направляющего вала 5 за счет пазового соедпнения, образованного щлицами, выполненными на
встречных концах валов / и 5. Один конец вала 5 выполнен в виде цанги 6, наружная поверхность которой взаимодействует с внутренней конусной поверхностью обоймы 7, имеющей с валом 5 резьбовое соединение и законтрепной гайкой 8; другой конец вала 5 соединен с валом червяка передаточного рулевого механизма через упругую муфту 9, которая допускает возможность его наклона в вертпкальпой плоскости. Труба 3 уложена в U-образном вырезе упругого корпуса 10, который укреплен в опорном кронштейне 11, приваренном к поперечине 12 кабины автомобиля. Через отверстия, выполненные в щеках 13 корпуса 10 п кронштейне //, проходит эксцентриковый вал 14, па одном конце которого укреплена рукоятка 15, а на другом - упорная шайба 16, связанная с валом 14 через шарпковый пружпппый фиксатор 17. В щеках кронщтейна // выполнены дуговые пазы 18 и 19, профиль которых описан радиусом из геометрического центра упругой муфты 9. В паз 18 входит отогнутая фиксирующая лапка 20 упорной шайбы 16. Bnyrpii корпуса 10 свободно уложены два клпновых сухаря 21, имеющие скошенные грапи 22 и 23, которыми сухари взаимодействуют с валом 14 и трубой 3, а также плоскую грань 24, которая взаимодействует с внутренней поверхностью стенок щек 13. Сухари 21 связаны винтом 25, имеющим в средней части четырехугольное сечение, в которое входит винт 26 с буртом 27, взаимодействующим с поперечиной 28, соединяющей щеки 13 корпуса 10. Установка рулевого колеса в требуемое положение по отношению к водителю осуществляется осевым перемещением рулевого вала / с трубой 3 относительно направляющего вала 5, которое обеспечивается наличием шлицевого соединения этих валов, а также угловым смещением всей колонки (до ведущей полумуфты упругой муфты 9 включительно) по траектории, определяемой профилем пазов 18 и 19, т. е. по радиусу, описанному из геометрического центра упругой муфты 9. Рулевое колесо фиксируется в установленном положеНИИ рукояткой 15, с помощью которой поворачивают эксцентриковый вал 14. Последний взаимодействует с клиновой гранью 22 сухарей 21, которые, перемещаясь, зажимают трубу в корпусе 10, одновременно фиксируя последний относительно щек кронштейна // за счет прижатия своими плоскими гранями щек 13 кориуса 10 к полкам кронштейна //. Компенсация износа сопряжений в силовых элементах описанного механизма, а также регулировка усилия зпжимл осуществляются с псмощью винта 25, при вращении которого происходит перемещение сухарей 21 относптельпо эксцентрикового вала 14 в сторону увеличения или уменьщения зазора ме жду ним и скошенными гранями 22. Усилие зажима устанавливается таким, чтобы при столкновении транспортного средства с препятствием рулевое колесо иод воздействием сил инерции со стороны водителя перемещалось вместе с рулевым валом 1 и трубой 3 по шлицам в направляющем валу 5, исключая травмы водителя. Компенсация износа в шлицевом соединении валов У и 5 осуществляется за счет соответствующей установки обоймы 7 и гайки 5. Для удобства обслуживания упорная щайба 16 снабжена двумя упорными лунками под щарик фиксатора 17, положения которых соответствуЕот крайним положениям эксцентрикового вала 14, т. е. закрытому (фиксированному) или открытому (расфиксироваппому) состоянию механизма фиксации положения рулевой колонки. Предмет и з о б р е т е п и я 1.Механизм фиксации положения безопасной регулируемой рулевой колонки, содержащий направляющий вал, соединенный с передаточным рулевым механизмом, п рулевой вал, несущий рулевое колесо, телескопически связанный с направляющим валом с возможностью осевого перемещения и несущий зажимной элемент в виде клинового сухаря со скощенными гранями, направленными поперечно одна к другой, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности и удобства фиксации угловой и осевой регулировки положения колонки, он выполнен из трубы, закрепленной поворотно на рулевом валу, упругого корпуса с U-образным вырезом, в котором размещена труба, и поворотного эксцентрика, взаимодействующего с одной из скошенных граней сухаря, контактирующего другой скошенной гранью и гранью, к которой она скошена, соответственно с наружной поверхностью трубы и внутренней поверхностью боковой стенки корпуса. 2.Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью равномерности распределения зажимных усилий, эксцентрик выполнен в виде эксцентрикового вала, а зажимной элемент - в виде блока аналогичных сухарей, расположенных симметрично относительно оси трубы. 3.Механизм по п. 2, отличающийся тем. что, с целью удобства установки эксцентрикового вала в конечных положениях, эксцентриковый вал снабжен фиксатором. 4.Механизм по п. 3, отличающийся тем, что эксцентоиковый вал снабжен соосной упорной шайбой с фиксирующей лапкой и упорными лунками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства | 1987 |
|
SU1472329A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1990 |
|
SU1761575A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1984 |
|
SU1172805A1 |
Рука манипулятора | 1985 |
|
SU1337253A1 |
НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ЧЕХОСЛОВАКИЯ) Действительный изобретатель Адольф Дыяк | 1950 |
|
SU86609A1 |
Веломобиль | 1989 |
|
SU1702869A3 |
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2006 |
|
RU2299826C1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1984 |
|
SU1199688A1 |
Двухпозиционная инструментальная головка | 1985 |
|
SU1324772A1 |
Устройство для скашивания водной растительности | 1980 |
|
SU1012827A1 |
Даты
1974-05-15—Публикация
1971-03-27—Подача