Аэродинамический руль самолета Советский патент 1992 года по МПК B64C5/06 B64C9/30 

Описание патента на изобретение SU1762750A3

1

(21)4844757/23

(22) 11.06.90

(46) 15.09.92. Бюл. №34

(71)Экспериментальное объединение Фотон

(72)К.М. Жидовецкий

(73)Акционерное общество Авиатика

(56)Пришкольников В.А., Янкевич Ю.И. Самолет Як-18Т.- Транспорт, 1978, с. 59, 64, рис. 27, 30.

(54) АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ САМОЛЕТА

(57)Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в легких

и спортивно-пилотажных самолетах Цель изобретения - снижение веса и улучшение эксплуатационных и массово-инерционных характеристик. Аэродинамический руль самолета имеет трубчатый лонжерон Свободные концы кронштейна навески С-образной формы жестко соединены профилированной пластиной Руль шарнирно установлен на профилированной пластине посредством кронштейна руля так, что трубчатый лонжерон размещен по полету впереди оси О навески руля на некотором расстоянии А Упоры-ограничители взаимодействуют с трубчатым лонжероном в крайних положениях руля.2 ил.

Похожие патенты SU1762750A3

название год авторы номер документа
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005662C1
Система управления самолета 1990
  • Жидовецкий Казимир Михайлович
SU1762751A3
Комбинированная динамически-подобная аэродинамическая модель для разных видов аэродинамических испытаний 2023
  • Агуреев Павел Андреевич
  • Бондарев Александр Олегович
  • Булатов Альберт Игоревич
  • Вермель Владимир Дмитриевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Козырев Сергей Юрьевич
  • Назаров Александр Александрович
  • Рязанцев Алексей Васильевич
  • Трифонов Иван Владимирович
  • Усов Александр Викторович
  • Ходунов Сергей Владимирович
RU2808290C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
САМОЛЁТ С ПЕРЕДНИМ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ОПЕРЕНИЕМ 2003
  • Шведов В.Т.
  • Кондратов А.А.
RU2243131C1
Малоразмерный беспилотный летательный аппарат 2023
  • Миронов Максим Анатольевич
  • Колосов Виталий Николаевич
RU2812634C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
Крупноразмерная аэродинамическая модель 2015
  • Козлов Владимир Алексеевич
  • Евдокимов Юрий Юрьевич
  • Ходунов Сергей Владимирович
  • Усов Александр Викторович
  • Горский Антон Анатольевич
  • Трифонов Иван Владимирович
RU2607675C1
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки и способ его изготовления 2023
  • Вручтель Вильям Маркисович
  • Онуприенко Александр Витальевич
  • Байдеряков Сергей Васильевич
RU2819460C1
САМОЛЕТ-ТРИПЛАН 1998
  • Шведов В.Т.
RU2172706C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 762 750 A3

Реферат патента 1992 года Аэродинамический руль самолета

Формула изобретения SU 1 762 750 A3

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в легких и спортивно-пилотажных самолетах.

Наиболее близким техническим решением является аэродинамический руль самолета Як-18Т, имеющий лонжерон, кронштейн навески и кронштейн руля, соединяющий его лонжерон с кронштейном навески.

Недостатком данного технического решения является введение сосредоточенного балансировочного груза, что увеличивает вес руля. Руль не имеет конструктивных ограничителей углов отклонения эти упоры расположены на органах управления в кабине, что не сказывается положительно на эксплуатационных характеристиках.

Целью изобретения является снижение веса, улучшение эксплуатационных и массово-инерционных характеристик

Поставленная цель достигается тем, что в аэродинамическом руле самолета, имеющем лонжерон, кронштейн навески и кронштейн руля, соединяющий ею лонжерон с кронштейном навески, согласно изобретению кронштейн навески выполнен С-образной формы, свободные концы которого жестко соединены профилированной пластиной, лонжерон руля выполнен трубчатым, а сам руль шарнирно установлен на профилированной пластине так, что трубчатый лонжерон руля по полету размещен впереди оси навески руля на некотором расстоянии, причем на профилированной пластине выполнены упоры-ограничители взаимодействующие с трубчатым лонжероном в крайних положениях руля

На фиг 1 изображен аэродинамический руль в компоновке на самолете на фиг 2 - узел I на фиг 1.

Аэродинамический руль 1 самолета 2 имеет трубчатый лонжерон 3 Кронштейн навески 4 выполнен С-образной формы и его свободные концы жестко соединены между собой профилированной пластиной 5. Руль 1 шарнирно установлен на профили(Л

С

,х| О ,10 XI

IS

w

рованной пластине 5 посредством кронштейна 6 руля 1 таким образом, что трубчатый лонжерон 3 руля 1 размещен по полету впереди оси О навески руля 1 на некотором расстоянии А. Профилированная пластина 5 имеет упоры-ограничители 7 и 8, взаимодействующие с лонжероном 3 в крайних положениях руля 1.

Аэродинамический руль самолета функционирует следующим образом.

В полете руль 1, отклоняясь от своего нейтрального положения относительно точки О, создает управляющее усилие, передаваемое через профилированную пластину 5 и кронштейн навески 4 на самолет 2. Размещенный впереди точки О на расстоянии трубчатый лонжерон 3 играет уже сам по себе роль балансировочного груза. Координата А лонжерона 3, а также геометрические характерис ики лонжерона 5 выбираются таким образом, чтобы он обеспечивал желаемую степень балансировки руля 1, вытекающую из летно-технических характеристик самолета 2, что позволяет полностью избавиться от дополнительных балансировочных грузов. Упоры-ограничители 7 и 8 ограничивают ход руля 1 в заданном для него диапазоне. При этом важно отметить, что не требуется дополнительного места для упороз-ограничителей 7 и 8, которые взаимодействуют непосредственно с лонжероном 3 - основным силовым элементом руля 1. Дополнительные контактные площадки, кроме профилированной пластины 5 для ограничения хода руля 1 не нужны. Придание лонжерону 3 руля 1 функций весового балансира, позволяет существенно улучшить массово-инерционные характеристики руля за счет осуществления перехода от сосредоточенного груза - балансира к распределенному. Это преимущество важно отметить в связи с целесообразностью применения изобретения на спортивно-пилотажных самолетах, для которых, например, одни из штатных режимов полета является движение хвостом вперед при выполнении

фигуры высшего пилотажа колокол. При выполнении таких фигур, как правило, наступает полная аэродинамическая перекомпенсация руля 1, что, в случае отсутствия упоров, аналогичных предлагаемым, приво0 дит за счет упругой деформации проводки управления к нерасчетным углам отклонения рулевых поверхностей и, как следствие, к их деформации, а возможно и поломке. В данном изобретении руль 1 отклоняется от

5 нейтрального положения в крайнее, а упоры-ограничители 7 и 8 взаимодействуют непосредственно с трубчатым лонжероном 3. Упругой деформации проводки управления в этом случае нет. Придание лонжерону 3

0 функций балансировочного груза позволяет получать необходимый момент в широком диапазоне значений изменением массы самого лонжерона 3 и/или координаты А. Формула изобретения

5Аэродинамический руль самолета, содержащий лонжерон, кронштейн, навески и кронштейн руля, соединяющий лонжерон с кронштейном навески, отличающийся тем, что, с целью снижения веса, улучшения

0 эксплуатационных и массово-инерционных характеристик, кронштейн навески выполнен С-образной формы, свободные концы которого жестко соединены профилированной пластиной, лонжерон руля выполнен

5 трубчатым, асам руль шарнирноустановлен на профилированной пластине так, что трубчатый лонжерон руля размещен по полету впереди оси навески руля на некотором расстоянии, причем на профилированной пла0 стине выполнены упоры-ограничители, взаимодействующие с трубчатым лонжероном в крайних положениях руля.

4

Фиг. 2

Составитель К.Жидовецкий Редактор Т.ШаргановаТехред М.МоргенталКорректор О.Густи

н&

SU 1 762 750 A3

Авторы

Жидовецкий Казимир Михайлович

Даты

1992-09-15Публикация

1990-06-11Подача