Поршень Райкова для двигателей внутреннего сгорания Советский патент 1992 года по МПК F02F3/10 F02F3/12 

Описание патента на изобретение SU1765482A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания.

Известны также разновидности поршней с кольцевыми вставками только под первое наиболее нагруженное поршневое кольцо, получивших преимущественное применение в массовом двигателестрое- нии. Известны поршни для форсированных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), изготовляемые из высококремнистых алюминиевых сплавов, содержащие тронковую часть и головку с днищем, на боковых стенках которой концентрично оси поршня и заподлицо с днищем размещена кольцевая вставка, образующая по меньшей мере жаровой пояс головки и частично зону с канавками под поршневые кольца 1.

Недостатки известных технических решений состоят в следующем.

Кольцевые вставки, выполняемые заподлицо с днищем поршня, изготовляют из материала с металлической основой, аналогичной металлу поршня и армированного неорганическими элементами, а в практике традиционно используют вставки из аустенитного чугуна (нирезиста). Названным материалом присуща высокая износостойкость, но по тепловому расширению они близки к основному поршневому сплаву, вследствие чего не ограничивают теплового расширения головки поршня, в зоне которой тепловые зазоры превышают иногда 0,006 от диаметра цилиндра Известно, что это приводит к образованию относительно большего вредного объема в зоне жарового пояса и, как следствие, к определенному ухудшению экономических и экологических показателей двигателя.

Известные вставки содержат дорогостоящие элементы (металлы) и выполняются с радиальной толщиной существенно больше радиальной толщины поршневых колец, что удорожает поршни и часто увеличивает их массу.

Нужное надежное молекулярное соединение известных вставок с основным металлом головки поршня при отливке поршней достигают путем использования альфин- процесса, качественное исполнение которого в массовом производстве литых поршней

с

4 О СЛ 00

ю

не всегда удается, что порождает неисправимый брак готовых изделий.

Для поршней, изготовленных методом штамповки, не найден еще приемлемый способ заделки износостойких вставок под поршневые кольца. Это сдерживает использование штамповки как наиболее прогрессивного направления в производстве поршней из легких сплавов для форсированных двигателей, когда наличие вставок необходимо в интересах большей ходимости поршней и увеличения ресурса двигателя в делом.

Целью изобретения является повышение надежности путем улучшения теплоот- вода от вставки, повышения надежности соединения вставки с головкой, а также повышение экономических показателей.

Цель достигается тем, что кольцевая вставка для поршней форсированных ДВС, изготовляемых из легких поршневых сплавов, размещаемая концентрично относительно оси поршня и заподлицо с днищем головки, выполнена в виде перфорированного бандажа преимущественно из конст- рукционной стали, причем радиальная толщина бандажа в зоне жарового пояса головки поршня соизмерима с радиальной толщиной поршневых колец.

Еще и тем, что в случае заделки кольце- вой вставки в процессе штамповки поршня его бандаж в зоне ниже жарового пояса выполнен с увеличенной радиальной толщиной, необходимой под заштамповку и достаточной для размещения в этой зоне верхнего поршневого кольца; при этом для повышения надежности механического соединения бандажа с головкой поршня в зоне их контакта соединение осуществляют в горячем состоянии с гарантированным натя- гом, а перфорации в стенках бандажа . выполняют в виде конусных отверстий или прорезей с возможностью затекания в них металла.

На фиг.1 показана головка поршня с бандажом из конструкционной стали в сочетании с гильзой цилиндра; на фиг.2 - то же, но с расположенной в бандаже канавкой под первое поршневое кольцо; на фиг.З -то же, но комплект поршневых колец имеет только одно компрессионное кольцо; на фиг.4 показан бандаж с перфорациями в виде конусных отверстий (а) и прорезей (б).

Представленные на фиг. 1-3 варианты поршня для ДВС содержат тронковую часть 1 и головку 2 с камерой сгорания 4 в днище, бандаж 5 с перфорациями 6, а также канавки 7 под верхнее поршневое кольцо, 8 - под второе компрессионное кольцо и 9 - под маслосьемное кольцо. На фиг, 1 все поршне-

вые кольца расположены ниже бандажа 5; по варианту фиг.2 верхнее компрессионное кольцо 7 расположено непосредственно в зоне бандажа, выполненной с увеличенной радиальной толщиной, необходимой под заштамповку бандажа в стенки головки поршня; по варианту фиг.З комплект поршневых колец имеет только одно компрессионное кольцо.

Действие бандажа по фиг.1-3 основано на различной степени теплового расширения алюминиевых поршневых сплавов, имеющих коэффициент линейного расширения 17...22 -10 , и материалов, идущих на изготовление бандажа, для которых свойственны коэффициенты линейного расширения 11 , и более низкими значениями. Вследствие этого тепловое расши- рение наиболее нагреваемой части поршня -жарового пояса-ограничивается бандажом, что позволяет уменьшать тепловые зазоры между головкой (в зоне жарового пояса) и стенками цилиндра 10 в 2 раза и более. Благодаря этому дросселирующий (уплотняющий) эффект жарового пояса головки поршня возврастает, что открывает возможности для уменьшения числа поршневых колец и соответствующего снижения потерь на трение в цилиндро-порш- невой группе двигателя,

Положительный эффект бандажирова- ния головки поршня состоит и в том, что расширяются возможности форсирования двигателей по среднему эффективному давлению в цилиндрах с меньшим риском разрушения поршня и без существенного увеличения общей массы поршневого комплекта.

Формула изобретения

1.Поршень для двигателя внутреннего сгорания, содержащий тронковую часть и головку с днищем, на боковой поверхности которой концентрично оси поршня и запол- дицо с днищем размещена кольцевая вставка, образующая по меньшей мере жаровый пояс головки и канавку под верхнее компрессионное кольцо, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности ее соединения с головкой, кольцевая вставка выполнена в виде перфорированного бандажа из преимущественно конструкционной стали, причем его радиальная толщина в зоне жарового пояса выполнена по меньшей мере равной половине радиальной толщины поршневого кольца.

2.Поршень по п.1, отличающийся тем, что перфорация в стенках бандажа выполнена в виде прорезей.

3. Поршень по пп.1 .отличающийся тем, что перфорации в стенках бандажа выполнены в виде конических отверстий, большие основания которых расположены на наружной образующей бандажа.

Похожие патенты SU1765482A1

название год авторы номер документа
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Бураков Ю.В.
  • Мягков Л.Л.
  • Панин В.И.
  • Романова В.С.
RU2116487C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Захаров Л.А.
  • Панфилов Ю.Т.
  • Химич В.Л.
  • Каликин В.П.
  • Самылин П.Л.
  • Чирканов В.Ф.
  • Камбаров З.М.
RU2121591C1
КОМПОЗИТНЫЙ ПОРШЕНЬ С АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Никитин Ю.Н.
  • Финкельберг Л.А.
  • Костюченков А.Н.
  • Вершинин А.В.
RU2235216C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2020
  • Минасян Минас Арменакович
  • Минасян Армен Минасович
RU2750829C1
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Никитин Ю.Н.
  • Коротеев С.В.
  • Никитин А.Ю.
RU2007602C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Бакиров Юлий Александрович
RU2056515C1
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2010
  • Безюков Олег Константинович
  • Афанасьева Ольга Владимировна
RU2450147C2
Составной поршень двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Павлов Евгений Павлович
SU1698469A1
КАТАЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫЙ ТЕРМОБАРЬЕРНЫЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ МОДИФИКАЦИОННЫЙ СЛОЙ НА ПОВЕРХНОСТИ ДНА ПОРШНЯ, И/ИЛИ СФЕРЫ, И/ИЛИ ВЫПУСКНЫХ КАНАЛОВ ГОЛОВКИ ДВС И СПОСОБ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 2021
  • Лебедев Роман Дмитриевич
RU2763137C1
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Когут Валерий Альвианович[Kz]
RU2101531C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 765 482 A1

Реферат патента 1992 года Поршень Райкова для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности. Поршень содержит тронковую часть, головку с днищем, на боковой поверхности которой концентрично оси поршня размещена кольцевая вставка, выполненная в виде бандажа с перфорациями из конструкционной стали. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 765 482 A1

Фиг. /

J

&. г

Фиг,3

Фиг. 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1765482A1

Патент СССР № 1176849, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1

SU 1 765 482 A1

Авторы

Райков Иван Яковлевич

Даты

1992-09-30Публикация

1990-07-17Подача