Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сопряженных деталях машин,
Наиболее близким техническим решением является узел трения скольжения, содержащий два стальных элемента, один из которых выполнен с поверхностным слоем из карбонитридного подслоя и пористого с глубиной микропор 2-5 мкм окисленного слоя с толщиной 0,5-1 мм с сульфидами железа в порах и на поверхности, а ответный стальной элемент выполнен термоупрочненным с твердостью,равной 660-650 кг/мм .
Известный узел трения обладает недостаточной износостойкостью и долговечностью, т.к. мягкие составляющие в виде сульфидов железа, снижающие коэффициент трения и повышающие износостойкость, находятся лишь в тонком поверхностном слое 0,5-1 мм, который быстро срабатывается в период эксплуатации,
лишая трущиеся поверхности противозадирных и смазывающих свойств
Цель изобретения - повышение износостойкости и долговечности узла путем обеспечения регенерации противозадирных и смазывающих свойств трущихся поверхностей.
Это достигается тем, что в узле трения скольжения, состоящем из двух стальных элементов, рабочая поверхность одного из которых выполнена с микропорами и содержит сульфиды металлических ингредиентов а ответный элемент выполнен термоупрочненным, оба элемента целиком выполнены из спеченного порошкового материала с микропорами, причем объемная пористость каждого из элементов составляет 10-15% Термоупрочненный элемент может быть выполнен с твердостью,равной 280-480 НВ.
Между трущимися поверхностями узла создается тонкая промежуточная пленка обеспечивающая противозадирные и смазывающие свойства этих поверхностей и О СЛ
$
о
прерывно регенерирующаяся в процессе эксплуатации благодаря сульфидам, расположенным по всему сечению элемента, и аккумулированной в порах обоих элементов смазке, т.к. уносящиеся при эксплуата- ции с трущейся поверхности сульфиды восполняются новыми, диффундирующими к поверхности из тела элемента за счет выравнивания концентрационного градиента,
Выбранная пористость элементов объясняется следующими соображениями.
При пористости элементов более 15% падают прочностные характеристики материалов и снижается надежность работы уз- ла. Общая пористость менее 10% приводит к снижению открытой пористости и уменьшению количества аккумулированной смазки, что приводит к росту коэффициента трения и снижению износостойкости.
При твердости термоупрочненного элемента ниже 280 НВ износостойкость слоя уменьшается. Увеличение твердости практически не влияет на работоспособность и долговечность узла, но твердость выше 480 НВ может привести к охрупчиванию материала элементов в связи с наличием в структуре твердых и хрупких карбонитридов.
Пример. Узел трения скольжения состоит из двух элементов - неподвижного и подвижного.
Неподвижный элемент выполнен из железного порошка с добавкой 0,5% графита, 2% меди и 3% дисульфида молибдена.Элемент прессовался с пористостью 10-15% и спекался при температуре 1120-1140°С в защитной атмосфере. При спекании дисульфид молибдена разлагается, образуя сульфиды железа и меди, при этом молибден диффундирует в матрицу и упрочняет мате- риал,
Ответный элемент - подвижный - выполнен из железного порошка с добавками 0,5% графита и 2% меди. Прессовался с пористостью 10-15% и спекался при темпе- ратуре 1120-1140°С в защитной атмосфере. После спекания подвергался газовой нитро- цементации при температуре 850°С в атмосфере эндогаза с добавкой аммиака с последующей закалкой в масле и отпуском при температуре 200°С. При закалке масло
аккумулируется в порах элемента, Микроструктура поверхностного слоя - мартенсит с остаточным аустенитом, твердость 280- 480 НВ.
Для сравнения опробованы узлы трения из материалов отличного химического состава, по сравнению с вышеописанным, изготовленные по тому же режиму.
В частности, опробован узел, у которого неподвижный элемент изготовлен из железного порошка, содержащего 3% меди, 0,5% графита и 0,4% серы, а подвижный - из порошка железа с 0,5% графита, а также узел, у которого неподвижный элемент выполнен из железного порошка с добавлением 3% меди, 0,5% графита, 1% молибдена и 0,4% серы, а подвижный - из железного порошка с добавлением 2% меди.
Данные об испытаниях приведены в таблице.
Физико-химические испытания проводились по общепринятым методикам, а именно: износостойкость оценивалась по суммарному изменению веса, при этом испытания проведены в условиях полусухого трения (смазка подается периодически).
Результаты испытаний показали, что у предлагаемого узла трения скольжения износостойкость возросла в 2 раза при одновременном повышении долговечности
Формула изобретения
1.Узел трения скольжения, состоящий из двух стальных элементов, рабочая поверхность одного из которых выполнена с микропорами и содержит сульфиды металлических ингредиентов, а ответный элемент выполнен термоупрочненным, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости и долговечности узла путем обеспечения регенерации противоза- дирных и смазывающих свойств трущихся поверхностей, оба элемента целиком выполнены из спеченного порошкового материала с микропорами, причем объемная пористость каждого из элементов составляет 10...15%.
2.Узел трения скольжения по п. 1, о т- л ича ю щийсятем, чтотермоупрочненный ответный элемент выполнен с твердостью, равной 280...480 НВ.
Прототип
Ст 45
Железо + 2% меди + + С,5% графита + 3% дисульфидамолибдена
20-25
650-660
65-70
Ст 20,порис- В слое тыи слой с сульфидами
Железо + 2%ме- 20-25
ди + 0,5%
графита
7200,055 0,08-0,09
100-1600,060 0,09
ел
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пара трения | 1987 |
|
SU1518579A1 |
МАТЕРИАЛ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ДЛЯ МУФТЫ ФРИКЦИОННОЙ СТРЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА | 2021 |
|
RU2759364C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
МАТЕРИАЛ ФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ДЛЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ СТРЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА | 2016 |
|
RU2639427C1 |
ШУМОПОДАВЛЯЮЩАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2021 |
|
RU2755089C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК И ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА | 2016 |
|
RU2645857C1 |
Металлоплакирующая смазка | 1990 |
|
SU1696466A1 |
СПЕЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СИЛЬНОТОЧНОГО СКОЛЬЗЯЩЕГО ЭЛЕКТРОКОНТАКТА | 2012 |
|
RU2506334C1 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ КОНТАКТНОЙ ПЛАСТИНЫ НА МЕДНОЙ ОСНОВЕ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2368462C2 |
АЗОТИРОВАННЫЕ СПЕЧЕННЫЕ СТАЛИ | 2011 |
|
RU2559603C2 |
Использование: опоры скольжения. Сущность изобретения: узел трения скольжения содержит два стальных элемента, выполненных из спеченного порошкового материала с микропорами, Объемная пористость каждого из элементов составляет 10...15%. Поверхность одного из элементов содержит сульфиды металлических ингредиентов, а ответный элемент выполнен термоупрочненным Твердость термоупрочненного элемента равна 280...480 НВ. Обеспечивается регенерация противозадирных и смазывающих свойств трущихся поверхностей элементов 1 з п ф- лы, 1 табл,
.11. .. .к. .и. ,н .и. .ч.
и
10-15
10-15
10-15
20-25
5-10
20-25
Железо +0,5% 10-15
графита
-j
О)
ел ел о о
10-15
280-360
0,030 0,055
Пара трения | 1987 |
|
SU1518579A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-09-30—Публикация
1990-07-26—Подача