Шестеренные насосы находят все большее применение в различных областях народного хозяйства для перекачивания нефти, бензина, дизельного топлива, различных масел, а также других жидкостей с хорошей смазывающей способностью.
Шестеренные гидромоторы широко используются в гидравлических приводах для преобразования гидравлической энергии в механическую.
Известны гидравлические шестеренные машины с гидравлической компенсацией торцовых зазоров, что позволяет существенно повысить объемный КПД, а также сохранить неизменным значение КПД в течение длительного времени эксплуатации. Гидравлическая компенсация обеспечивается за счет поджатия торцов компенсаторов к торцам шестерен при помощи жидкости, подводимой из полости нагнетания в кольцевую проточку. Примером этому могут являться шестеренные насосы, применяемые в гидросистемах тракторов (например НШ-10, НШ-32).
Однако, указанный выше способ гидравлической компенсации торцовых зазоров является несовершенным, поскольку
приводит к неравномерному поджатию по окружности, перекосам, износу торцсв и утечкам. Указанных недостатков лишена конструкция гидромашины с гидравлической компенсацией торцовых зазоров, где жидкость высокого давления воздействует на поверхность определенной конфигурации (полученной расчетным путем) обеспечивающей равномерное поджатие компенсаторов по торцам шестерен.
Из известных гидромашин ближе всех к предлагаемому по технической сущности является гидромашина, содержащая шестерни внешнего зацепления, размещенные в расточках корпуса, цапфы которых установлены в подшипники скольжения, торцовые компенсаторы и эластичные манжеты, установленные в выемки на торцовых поверхностях подшипников скольжения и компенсаторов, представляющие собой части цилиндрических поверхностей Торцовые компенсаторы поджимаются к торцам шестерен давлением рабочей жидкости, которая попадает в зазор между эластичной манжетой и торцовым компенсатором.
Недостатком описанной шестеренной гидромашины является низкая надежность
Ё
VI VI
О
Os
о
4
и долговечность из-за выдавливания манжеты рабочей жидкостью в зазор между подшипником скольжения и компенсатором.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности гидромашины
Указанная цель достигается тем, что в вышеописанной шестеренной гидромашине в подшипниках скольжения и компенсаторах на торцовых поверхностях со стороны выемок выполнены бурты, представляющие собой цилиндрические поверхности, симметричные относительно плоскости, проходящие через геометрические оси вращения шестерен. Бурты сопряжены с наружной цилиндрической поверхностью эластичных манжет и не допускают выдавливания манжет в зазор между торцовыми компенсаторами и подшипниками скольжения.
Таким образом, предлагаемая гидромашина обладает следующими отличительными (от прототипа) признаками:
1.Введение буртов на торцовых поверхностях подшипников скольжения и компенсаторов для подкрепления эластичной манжеты.
2.Выполнение буртов в виде части цилиндрической поверхности, сопряженной с наружной поверхностью манжеты.
Наличие этих отличительных признаков обуславливает соответствие предлагаемого решения критерию новизна.
При анализе указанных отличительных признаков на соответствие критерию существенные отличия было установлено, что признаки 1 и 2 не были обнаружены ни в одном из аналогов предлагаемого решения.
Таким образом, совокупность отличительных признаков предлагаемого решения соответствует критерию существенные отличия.
Для пояснения конструкции шестеренной гидромашины и принципа ее работы прилагаются фиг. 1-4, где показаны укреп- ненный элемент общего вида и места под эластичную манжету на торцовых поверхностях компенсаторов и подшипников скольжения.
Шестеренная гидромашина содержит корпус 1, подшипники скольжения 2, на которые опираются цапфы 3 шестерен 4. Ком- пенсаторы 5 снабжены пазами, как и пордшипники скольжения, для установки эластичных манжет б, которые своими внешними цилиндрическими поверхностями упираются в части цилиндрических пазов Б и буртов А, выполненных в подшипниках скольжения и компенсаторах. При работе гидравлической машины рабочая жидкость высокого давления попадает
между компенсатором и манжетой, что обеспечивает надежное поджатие торцов компенсаторов к торцам шестерен. Бурты препятствуют выдавливанию эластичных манжет, что увеличивает надежность и долговечность манжеты и всей машины в целом.
На предприятии разработана опытная конструкция заявляемой гидромашины, которая к настоящему моменту прошла полный цикл отработки.
Формула изобретения Шестеренная гидромашина внешнего зацепления, содержащая шестерни, размещенные в расточках корпуса, цапфы которых установлены в подшипниках скольжения, торцевые компенсаторы, эластичные манжеты, установленные в выемках на торцевых поверхностях
подшипников скольжения и компенсаторов, представляющие собой части цилиндрических поверхностей, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, на торцевых поверхностях подшипников скольжения и компенсаторов со стороны эластичных манжет выполнены бурты, представляющие собой части цилиндрических поверхностей, симметричных относительно плоскости, проходящей через
геометрические оси вращения шестерен, и сопряженные с наружной цилиндрической поверхностью эластичных манжет.
J 7
Редактор О. Стенина
Составитель Г. Макаров Техред М.Моргентал
1770604
Фие4
Корректор Т. Палий
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШЕСТЕРЕННЫЙ ГИДРОНАСОС | 2002 |
|
RU2210005C1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 1993 |
|
RU2076955C1 |
Шестеренная гидромашина | 1983 |
|
SU1105689A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2066791C1 |
Шестеренная гидромашина | 1983 |
|
SU1143879A1 |
Шестеренная гидромашина | 1988 |
|
SU1588911A1 |
Шестеренная гидромашина | 1991 |
|
SU1814701A3 |
Шестеренная гидромашина | 1988 |
|
SU1645626A1 |
Шестеренная гидромашина | 1987 |
|
SU1495511A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2100654C1 |
Сущность изобретения: шестерни размещены в расточках корпуса, цапфы к-рых установлены в подшипниках скольжения. Эластичные манжеты установлены в выемках на торцевых поверхностях подшипников и торцевых компенсаторов и представляют собой части цилиндрических поверхностей. На торцевых поверхностях подшипников и компенсаторов со стороны манжет выполнены бурты, представляющие собой части цилиндрических поверхностей симметричных относительно плоскости, проходящей через геометрические оси вращения шестерен, и сопряженные с наружной цилиндрической поверхностью манжет. 4 ил.
Шестеренная гидромашина | 1983 |
|
SU1105689A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1990-07-31—Подача