Изобретение относится к испытаниям дорожных и аэродромных конструкций.
Известен способ, основанный на измерении упругого прогиба покрытия под статически нагруженным колесом расчетного автомобиля с помощью рычажного прогибо- мера.
Недостатком данного способа является низкая производительность испытаний, связанная с необходимостью остановки автомобиля, размещения прогибомера между задними спаренными колесами на покрытии и снятия показаний по индикатору во время и после нагружения, т.е. фиксирования упругого прогиба дорожной одежды.
Наиболее близким из известных к заявленному является способ определения упругого прогиба дорожных одежд под колесом движущегося автомобиля, включающий размещение датчиков перемещения на транспортном средстве.
Недостатком известного способа явля- .ется низкая производительность.
Цель изобретения -упрощение и повышение производительности определения упругого прогиба.
Достигается цель тем, что в способе определения упругого прогиба дорожных одежд под колесом движущегося автомобиля, включающем размещение датчиков перемещения на транспортном средстве, датчики перемещения размещают между задними спаренными колесами автомобиля и измеряют зазор между ними в фиксированных точках в крайних верхнем и нижнем положениях в процессе движения автомобиля, а упругий прогиб дорожной одежды рассчитывают по формуле
I k(di-d2),
где I - упругий прогиб дорожной одежды; k - коэффициент деформативности, ch и da - зазор между задними спаренными колесами автомобиля в крайнем верхнем и нижнем положениях фиксированных точек, соответственно.
СП
| -VI
Ј ю
|СЛ
CJ
Способ поясняется чертежом, где представлена схема измерения зазора между задними спаренными колесами автомобиля в верхнем и нижнем положениях.
Способ определения упругого прогиба дорожных одежд под колесом движущегося автомобиля осуществляют следующим образом.
Между задними спаренными колесами автомобиля устанавливают датчик перемещений (например, оптический). Измерение зазора между задними спаренными колесами автомобиля производят в процессе его движения, в двух положениях, когда фиксированные точки, где находится датчик, расположены в крайнем верхнем и нижнем положении. Вверху колесо не подвержено деформации и зазор между спаренными колесами максимальный di. В нижнем положении под воздействием реактивного давления, величина которого зависит от жесткости, а следовательно, упругого прогиба дорожной одежды, происходит деформирование колес и зазор между ними становится минимальным, d2. Затем определяют корреляционную зависимость между величиной упругого прогиба дорожной одежды и величиной изменившегося зазора (di - da). С этой целью производят параллельные измерения на одних и тех же участках дорог с различной прочностью одежды указанных выше показателей. Причем упругий прогиб измеряют традиционным методом в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83 (Минтрансстрой) с помощью рычажного прогибомера. Затем находят коэффициент деформативности по зависимости
k
di - d2
для различных участков дорог
0
5
0
5
0
5
0
и обрабатывают полученные значения методами математической статистики.
Предлагаемый способ определения упругого прогиба дорожных одежд может быть реализован на любой автомашине, имеющей задние спаренные колеса, что делает этот способ универсальным, в отличие от известных. Однако полученные корреляционные зависимости применимы только для рассматриваемого колеса при постоянных значениях давления внутри шины и веса, приходящегося на колесо.
Использование этого способа измерения одновременно на двух задних колесах позволит снизить изменение прочности дорожной одежды по ширине проезжей части и повысить надежность испытаний.
Формула изобретения
Способ определения упругого прогиба дорожных одежд под колесом движущегося автомобиля, включающий размещение датчиков перемещения на транспортном средстве, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения производительности определения, датчики перемещения размещают между задними спаренными колесами автомобиля и измеряют зазор между ними в фиксированных точках в крайних верхнем и нижнем положениях в процессе движения автомобиля, а упругий прогиб дорожной одежды рассчитывают по формуле
I k(di-d2),
где I - упругий прогиб дорожной одежды;
k - коэффициент деформативности;
di, d2 зазор между задними спаренными колесами автомобиля в крайнем верхнем и нижнем положениях фиксированных точек соответственно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прогибомер | 1979 |
|
SU823482A1 |
Прогибомер | 1980 |
|
SU939623A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 1997 |
|
RU2134738C1 |
Установка для измерения прогиба дорожной одежды | 1981 |
|
SU1020482A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ | 1998 |
|
RU2148691C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АЭРОДРОМНЫХ И ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1999 |
|
RU2167974C1 |
Установка для измерения прогиба дорожной одежды | 1990 |
|
SU1756450A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 1996 |
|
RU2117722C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД | 1996 |
|
RU2114242C1 |
Устройство для измерения характеристик дорожного покрытия | 1980 |
|
SU933860A1 |
Использование: область испытаний дорожных и аэродромных конструкций. Сущность изобретения: измеряют зазор между задними спаренными колесами автомобиля в фиксированных точках в крайних верхнем и нижнем положениях вращающегося колеса. Упругий прогиб рассчитывают по формуле. 1 ил.
OJ
V
Апестин В | |||
К | |||
и др | |||
Испытание и оценка прочности дорожных одежд | |||
М., Транспорт, 1977 | |||
Прогибомер | 1979 |
|
SU823482A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1991-03-26—Подача