Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к тяжелым грузовикам и энергонасыщенным тракторам с системами кондиционирования воздуха.
Известны тракторы К-701 семейства Ки- ровец и Т-150, оборудованные системой кондиционирования испарительного типа. В указанной системе, встроенной в кабину транспортного средства, охлаждение воздуха, поступающего из атмосферы, происходит при его контакте с пористой поверхностью, по капиллярным каналам которой из специальной емкости поступает вода, которая при контакте с омывающим каналы воздушным потоком испаряется, снижая температуру воздуха.
К числу недостатков рассмотренной системы можно отнести следующие: необходимость периодического заполнения водой резервной емкости для питания пористой
поверхности; забивание каналов растворенными в воде примесями, что снижает процесс охлаждения; зависимость величины перепада температур между охлажденным и атмосферным воздухом от относительной влажности последнего, так как чем выше влажность воздуха, тем меньше эффект охлаждения; высокая влажность охлажденного воздуха, поступающего в зону дыхания оператора. Указанную систему кондиционирования целесообразно применять в условиях сухого и жаркого климата, например, в пустынях и полупустынях, где влажность окружающего воздуха в дневные часы снижается до 15-20%.
Известны также фреоновые системы кондиционирования. Такие системы в настоящее время установлены на комбайнах ДОН-1500. Они изготавливаются японской фирмой Дизель Кики и аналогичны
ГО
ю
тройству системы для обработки воздуха транспортного средства по а. с. 795991.
Недостатком рассмотренной системы является то, что она сравнительно дорога и энергоемка, недостаточно надежна, так как возможна утечка фреона в соединениях циркуляционного контура и через сальниковые уплотнения компрессора, что ухудшает экологическую обстановку.
Известна система кондиционирования для обработки воздуха, поступающего из компрессора, используется, кроме теплообменника, турбохолодильная установка, содержащая установленные на одном валу вентилятор и турбину. Сжатый воздух поступает на вход турбины и вращает ее.
Недостатком рассмотренного устройства является высокая стоимость турбохоло- дильной установки.
Цель изобретения - снижение стоимости и упрощение конструкции путем одновременного использования процессов конвективного и кондуктивного теплообмена е металлическими узлами, например, с корпусом или рамой транспортной машины. Эта цель достигается благодаря тому, что теплообменник системы кондиционирования выполнен в виде одной или нескольких емкостей из теплопроводящего материала, прилегающих, например, к корпусу или раме транспортной машины с возможностью принудительного обдува от вентилятора системы охлаждения без разрыва теплового потока от емкости к корпусу или раме, при этом отношение обдуваемой поверхности к общей поверхности емкости составляет не менее 0,6, а отношение приведенного диаметра поперечного сечения емкости к ее длине составляет 0,2-0,3.
На фиг.1 приведена принципиальная схема направления движения воздуха от источника сжатого воздуха к рабочему месту оператора; на фиг.2 - схема движения тепловых потоков оттеплообменника системы кондиционирования к раме машины (кондуктивный теплообмен) и от поверхности емкости и рамы к омывающему их воздуху от вентилятора системы охлаждения двигателя (конвективный теплообмен).
Система кондиционирования кабины транспортного средства включает компрессор 3, установленный на двигателе 2 транспортного средства, трубопровод 5, сообщающий компрессор 3 с емкостью (теплообменником) 6, плотно прилегающей к раме 1 транспортного средства, трубопровод 7, сообщающий теплообменник 6 со входом 8 вихревой трубы 9. Патрубок 10 холодного выхода и патрубок 11 горячего выхода
вихревой трубы сообщены трубопроводами 12 и 13 соответственно со смесителем 14, от которого идет подвод к рабочему мосту оператора 15.
Работа системы кондиционирования
осуществляется следующим образом. После сжатия в компрессоре 3 воздух с давлением 6 кгс/см и температурой около 150°С поступает в охладитель 6, представляющий собой одну или несколько сребренных емкостей, обдуваемых воздушным потоком от вентилятора двигателя 2 или встречным потоком. Благодаря обдуву и передаче тепла от теплообменника 6 к
раме 1 или корпусу машины в нем происходит интенсивное охлаждение воздуха до температуры . С температурой 90- tOOuC и давлением 6 кгс/см2 воздух поступает на вход В вихревой трубы, откуда по
холодному и горячему выходам поступает в смеситель 14. В смесителе с помощью дистанционного управления из кзбиг-ш формируется поток воздуха к месту оператора необходимой температуры: от прохладного
в теплый период до горячего в холодный период года. Требуемый расход холодного воздуха обеспечивается регулировкой дроссельного клапана на горячем выходе вихревой трубы.
Указанные выше отношения обдуваемой поверхности к оОщей пооерхности теплообменника « приведенного диаметра теплообменника к его длине определяют оптимальное соотношение вкладов конвективного и контактного механизмов переноса тепла в общий поток отводимой от емкости тепловой мощности.
Формула изобретения
1. Система кондиционирования воздуха кабины транспортного средства, содержащая источник сжатого воздуха, сообщенный с теплообменником, отличающаяся тем, что, с целью упрощения системы и снижения расходов на ее эксплуатацию, она снабжена смесителем и вихревой трубой, холодный и горячий выходы которой сообщены с упомянутым смесителем, а вход сообщен с теплообменником.
2. Система кондиционирования по п.1, отличающаяся тем, что наружная поверхность теплообменника выполнена с двумя участками, оДин из которых сопряжен с металлоемким элементом транспортного
средства, а другой, составляющий не менее 0,6 площади поверхности, снабжен оребре- нием, при этом отношение приведенного диаметра теплообменника к его длине составляет 0,2-0,3.
V(H /
та/1 / /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНДИЦИОНЕР | 2000 |
|
RU2177587C1 |
КЛИМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2213016C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО В КАБИНУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2117588C1 |
КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2386549C1 |
Устройство для подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1222877A1 |
Климатическая установка транспортного средства, в частности трактора | 2022 |
|
RU2782205C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И НАГРЕВА ВОЗДУХА В ЗАМКНУТОМ ОБЪЕМЕ | 2005 |
|
RU2289760C1 |
КОНДИЦИОНЕР | 2002 |
|
RU2213910C1 |
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 1998 |
|
RU2169090C2 |
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства | 1980 |
|
SU975464A1 |
Использование: в транспортном машиностроении, для оборудования кабин тяжелых грузовиков и энергонасыщенных тракторов, Сущность изобретения: система кондиционирования содержит источник 3 сжатого воздуха, например компрессор, навешенный на двигатель 2 транспортного средства, теплообменник 6, выполненный в виде оребренной емкости, плотно прижатой к раме 1 и осуществляющей теплообмен за счет комбинации конвективного и контактного способов, вихревую трубу 9 в качестве источника охлажденного и подогретого воздуха и смеситель 14, которым регулируется подача в кабину воздуха нужной температуры. 1 з. п. ф-лы, 2 ил. 1сл с
OfO
В-8
JiiH
А-А
5
Охладитель воздуха | 1973 |
|
SU484100A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Устройство для обработки воздухаВ КузОВЕ ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU795991A1 |
Система кондиционирования воздуха для транспортного средства | 1973 |
|
SU472029A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-07-25—Подача