Система кондиционирования воздуха кабины транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60H3/00 

Описание патента на изобретение SU1772002A1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к тяжелым грузовикам и энергонасыщенным тракторам с системами кондиционирования воздуха.

Известны тракторы К-701 семейства Ки- ровец и Т-150, оборудованные системой кондиционирования испарительного типа. В указанной системе, встроенной в кабину транспортного средства, охлаждение воздуха, поступающего из атмосферы, происходит при его контакте с пористой поверхностью, по капиллярным каналам которой из специальной емкости поступает вода, которая при контакте с омывающим каналы воздушным потоком испаряется, снижая температуру воздуха.

К числу недостатков рассмотренной системы можно отнести следующие: необходимость периодического заполнения водой резервной емкости для питания пористой

поверхности; забивание каналов растворенными в воде примесями, что снижает процесс охлаждения; зависимость величины перепада температур между охлажденным и атмосферным воздухом от относительной влажности последнего, так как чем выше влажность воздуха, тем меньше эффект охлаждения; высокая влажность охлажденного воздуха, поступающего в зону дыхания оператора. Указанную систему кондиционирования целесообразно применять в условиях сухого и жаркого климата, например, в пустынях и полупустынях, где влажность окружающего воздуха в дневные часы снижается до 15-20%.

Известны также фреоновые системы кондиционирования. Такие системы в настоящее время установлены на комбайнах ДОН-1500. Они изготавливаются японской фирмой Дизель Кики и аналогичны

ГО

ю

тройству системы для обработки воздуха транспортного средства по а. с. 795991.

Недостатком рассмотренной системы является то, что она сравнительно дорога и энергоемка, недостаточно надежна, так как возможна утечка фреона в соединениях циркуляционного контура и через сальниковые уплотнения компрессора, что ухудшает экологическую обстановку.

Известна система кондиционирования для обработки воздуха, поступающего из компрессора, используется, кроме теплообменника, турбохолодильная установка, содержащая установленные на одном валу вентилятор и турбину. Сжатый воздух поступает на вход турбины и вращает ее.

Недостатком рассмотренного устройства является высокая стоимость турбохоло- дильной установки.

Цель изобретения - снижение стоимости и упрощение конструкции путем одновременного использования процессов конвективного и кондуктивного теплообмена е металлическими узлами, например, с корпусом или рамой транспортной машины. Эта цель достигается благодаря тому, что теплообменник системы кондиционирования выполнен в виде одной или нескольких емкостей из теплопроводящего материала, прилегающих, например, к корпусу или раме транспортной машины с возможностью принудительного обдува от вентилятора системы охлаждения без разрыва теплового потока от емкости к корпусу или раме, при этом отношение обдуваемой поверхности к общей поверхности емкости составляет не менее 0,6, а отношение приведенного диаметра поперечного сечения емкости к ее длине составляет 0,2-0,3.

На фиг.1 приведена принципиальная схема направления движения воздуха от источника сжатого воздуха к рабочему месту оператора; на фиг.2 - схема движения тепловых потоков оттеплообменника системы кондиционирования к раме машины (кондуктивный теплообмен) и от поверхности емкости и рамы к омывающему их воздуху от вентилятора системы охлаждения двигателя (конвективный теплообмен).

Система кондиционирования кабины транспортного средства включает компрессор 3, установленный на двигателе 2 транспортного средства, трубопровод 5, сообщающий компрессор 3 с емкостью (теплообменником) 6, плотно прилегающей к раме 1 транспортного средства, трубопровод 7, сообщающий теплообменник 6 со входом 8 вихревой трубы 9. Патрубок 10 холодного выхода и патрубок 11 горячего выхода

вихревой трубы сообщены трубопроводами 12 и 13 соответственно со смесителем 14, от которого идет подвод к рабочему мосту оператора 15.

Работа системы кондиционирования

осуществляется следующим образом. После сжатия в компрессоре 3 воздух с давлением 6 кгс/см и температурой около 150°С поступает в охладитель 6, представляющий собой одну или несколько сребренных емкостей, обдуваемых воздушным потоком от вентилятора двигателя 2 или встречным потоком. Благодаря обдуву и передаче тепла от теплообменника 6 к

раме 1 или корпусу машины в нем происходит интенсивное охлаждение воздуха до температуры . С температурой 90- tOOuC и давлением 6 кгс/см2 воздух поступает на вход В вихревой трубы, откуда по

холодному и горячему выходам поступает в смеситель 14. В смесителе с помощью дистанционного управления из кзбиг-ш формируется поток воздуха к месту оператора необходимой температуры: от прохладного

в теплый период до горячего в холодный период года. Требуемый расход холодного воздуха обеспечивается регулировкой дроссельного клапана на горячем выходе вихревой трубы.

Указанные выше отношения обдуваемой поверхности к оОщей пооерхности теплообменника « приведенного диаметра теплообменника к его длине определяют оптимальное соотношение вкладов конвективного и контактного механизмов переноса тепла в общий поток отводимой от емкости тепловой мощности.

Формула изобретения

1. Система кондиционирования воздуха кабины транспортного средства, содержащая источник сжатого воздуха, сообщенный с теплообменником, отличающаяся тем, что, с целью упрощения системы и снижения расходов на ее эксплуатацию, она снабжена смесителем и вихревой трубой, холодный и горячий выходы которой сообщены с упомянутым смесителем, а вход сообщен с теплообменником.

2. Система кондиционирования по п.1, отличающаяся тем, что наружная поверхность теплообменника выполнена с двумя участками, оДин из которых сопряжен с металлоемким элементом транспортного

средства, а другой, составляющий не менее 0,6 площади поверхности, снабжен оребре- нием, при этом отношение приведенного диаметра теплообменника к его длине составляет 0,2-0,3.

V(H /

та/1 / /

Похожие патенты SU1772002A1

название год авторы номер документа
КОНДИЦИОНЕР 2000
  • Курносов Н.Е.
  • Цветков П.А.
  • Бурцев С.Н.
  • Курносов С.Н.
RU2177587C1
КЛИМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Курносов Н.Е.
  • Пичугин В.М.
  • Цветков П.А.
  • Курносов С.Н.
RU2213016C2
УСТАНОВКА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО В КАБИНУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Алексеев Юрий Сергеевич
  • Бондарь Михаил Анатольевич
  • Малахов Виктор Николаевич
  • Межуев Николай Николаевич
  • Нода Александр Алексеевич
  • Свириденко Николай Федорович
  • Сенькин Владимир Сергеевич
  • Яблуновский Александр Терентьевич
RU2117588C1
КОНДИЦИОНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Гринвальд Иосиф Исаевич
  • Белозерова Лариса Алексеевна
RU2386549C1
Устройство для подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания 1984
  • Маньковский Олег Николаевич
  • Марр Юрий Николаевич
  • Смехов Виталий Константинович
  • Рафалович Александр Пинхусович
SU1222877A1
Климатическая установка транспортного средства, в частности трактора 2022
  • Петров Сергей Алексеевич
  • Иванов Александр Алексеевич
  • Панов Юрий Алексеевич
  • Копаев Егор Владимирович
  • Скворцова Ольга Владимировна
  • Никифоров Максим Викторович
RU2782205C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ И НАГРЕВА ВОЗДУХА В ЗАМКНУТОМ ОБЪЕМЕ 2005
  • Матвеев Николай Васильевич
  • Плис Олег Иванович
  • Стругов Александр Михайлович
RU2289760C1
КОНДИЦИОНЕР 2002
  • Курносов Н.Е.
  • Пичугин В.М.
  • Андриянов Н.И.
  • Цветков П.А.
RU2213910C1
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1998
  • Выгузов А.А.
  • Колп А.Я.
  • Матвеев Н.В.
  • Мощенко В.И.
  • Назарцев А.А.
  • Новиков А.В.
  • Плис О.И.
  • Потапов А.П.
  • Стругов А.М.
RU2169090C2
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства 1980
  • Бойко Владимир Александрович
  • Джунь Владимир Алексеевич
  • Толстых Владимир Владимирович
  • Резниченко Игорь Павлович
  • Яшин Виктор Алексеевич
  • Питенко Виктор Васильевич
SU975464A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 772 002 A1

Реферат патента 1992 года Система кондиционирования воздуха кабины транспортного средства

Использование: в транспортном машиностроении, для оборудования кабин тяжелых грузовиков и энергонасыщенных тракторов, Сущность изобретения: система кондиционирования содержит источник 3 сжатого воздуха, например компрессор, навешенный на двигатель 2 транспортного средства, теплообменник 6, выполненный в виде оребренной емкости, плотно прижатой к раме 1 и осуществляющей теплообмен за счет комбинации конвективного и контактного способов, вихревую трубу 9 в качестве источника охлажденного и подогретого воздуха и смеситель 14, которым регулируется подача в кабину воздуха нужной температуры. 1 з. п. ф-лы, 2 ил. 1сл с

Формула изобретения SU 1 772 002 A1

OfO

В-8

JiiH

А-А

5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1772002A1

Охладитель воздуха 1973
  • Михайлов Вячеслав Алексеевич
SU484100A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Устройство для обработки воздухаВ КузОВЕ ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1978
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Стегленко Анатолий Николаевич
SU795991A1
Система кондиционирования воздуха для транспортного средства 1973
  • Демченко Виктор Владимирович
  • Катюшин Юрий Иванович
  • Соколов Николай Иванович
  • Чуриков Евгений Петрович
SU472029A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 772 002 A1

Авторы

Алексеев Виктор Васильевич

Добряков Борис Александрович

Дысин Юрий Борисович

Кучерявенко Сергей Константинович

Копылков Игорь Алексеевич

Мокин Всеволод Никитович

Моргулис-Якушев Владимир Юрьевич

Даты

1992-10-30Публикация

1990-07-25Подача