Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное.
Известна конструкция преобразователя вращательного движения в возвратно- поступательное, содержащая зубчатую рейку, установленную с возможностью поступательного перемещения в направляющих, зубчатое колесо, находящееся в постоянном взаимодействии с рейкой, и зубчатый сектор, жестко закрепленный на ведущем валу с возможностью периодического взаимодействия или с рейкой, или с зубчатым колесом.
Недостатком известной конструкции являются ограниченные функциональные возможности из-за использования зубчатого сектора, угол которого не может превышать 60°, что ограничивает ход зубчатой рейки и скорость вращения вала для снижения удара зубьев сзктора о зубья колеса при их взаимодействии. Кроме того 50% перемещения зубчатого сектора приходится на холостой пробег, что отрицательно сказывается на КПД устройства.
Известна конструкция устройства преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащая корпус с направляющими, размещенный в них ползун, выполненный в виде замкнутой зубчатой рейки внутреннего зацепления, кулачок, размещенный на ползуне, рычаг, шарнирно-установленный на корпусе, ролик, закрепленный на рычаге и предназначенный для взаимодействия с кулачком, и зубчатую передачу, ведущее колесо которой установлено соосно с рычагом, а ведомое
Ч
4 00 СА)
колесо кинематически связано с зубчатой рейкой; при этом зубчатая передача выполнена с внутренним зацеплением и размещена внутри ползуна.
Недостатком известной конструкции являются ограниченные эксплуатационные возможности и сложность изготовления устройства. Использование замкнутой зубчатой рейки обеспечивает лишь незначительные возвратно-поступательные перемещения ее.
Известно устройство для преобразования вращательного движения в возвратно- поступательное, содержащее корпус, зубчатые рейки, цилиндрические зубчатые колеса с секторным расположением зубьев и расположенные в противофазе друг относительно друга, кинематически связанное каждое со своей рейкой, и направляющий элементе которым связаны зубчатые рейки.
Недостатком известной конструкции является низкий КПД.
Цель изобретения - увеличение КПД.
Указанная цель достигается тем, что предлагаемое устройство для преобразования вращательного движения в возвратно- поступательное содержащее корпус, зубчатые рейки, цилиндрические зубчатые колеса с секторным расположением зубьев и расположенные в противофазе друг относительно друга, кинематически связанное каждое со своей рейкой, и направляющий элементе которым связаны зубчатые рейки, каждое цилиндрическое колесо размещено на своем валу, а устройство снабжено конической передачей с одной общей ведущей шестерней, вал которой перпендикулярен осям валов цилиндрических колес, и двумя ведомыми коническими колесами, каждое из которых закреплено на том же валу, что и соответствующее ему цилиндрическое колесо, а направляющий элемент связан с зубчатыми рейками жестко, и выполнен в виде ползуна, установленного в корпусе.
Сопоставленный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается от известного наличием следующих признаков: зубчатые рейки жестко связаны друг с другом; возможен поворот цилиндрических колес друг относительно друга; конические колеса жестко связаны с цилиндрическими колесами; наличие ведущей шестерни и конических колес,зацепляющихся с ней.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 - кинематическая схема варианта устройства, в котором цилиндрические зубчатые колеса меньше по диаметру конических; на фиг.З - пример исполнения механизма, в котором цилиндрические и конические зубчатые колеса выполнены разного диаметра.
Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное содержит корпус 1 с направляющими 2, в которых установлен ползун 3 с возможностью поступательного перемещения за счет поочередного взаимодействия зубчатых реек А с зубчатыми ци0 линдрическими колесами 5, жестко соединенными с коническими зубчатыми колесами 6 и способными вращаться на оси 7 в результате взаимодействия конических зубчатых колес 6 с зубчатой конической ше5 стерней 8, которая приводится в движение ведущим валом 9. Ось 7 соединена с корпусом посредством радиальноупорных подшипников 10.
Предлагаемое устройство работает сле0 дующим образом. При вращении ведущего вала 9 движение через ведущую коническую шестерню передается на конические зубчатые колеса 6, которые, в свою очередь, вращают зубчатые колеса 5 за счет жесткого
5 сцепления на оси 7. Рабочие поверхности колес 5 выполнены в виде зубчатых сегментов, разделенных лысками, и расположены в противофазе относительно друг друга, поэтому, когда одно из колес находится в за0 цеплении своим зубчатым сектором с зубчатой рейкой 4, другое колесо в этот момент совершает холостой ход при отсутствии зубчатого сектора, и наоборот. Вследствие того, что зубчатые колеса вра5 щаются в противоположные стороны относительно друг друга и поочередно находятся в зацеплении с зубчатой рейкой, ползун 3 совершает возвратно-поступательные движения, сложность которых зависит от рас0 положения зубчатых сегментов на цилиндрических колесах,
Следует сказать, что для избежания угловых смещений ползуна 3 во время движения и предотвращения, таким образом,
5 стопорения хода, необходимо вдоль направляющих 2 расположить ролики. Кроме того, для смягчения ударов при изменении направления хода ползуна, необходимо использовать амортизирующее устройство..
0 Работа механизма, изображенного на фиг.2, отличается более медленной скоростью перемещения ползуна 3, так как цилиндрические зубчатые колеса 5 меньше по диаметру конических колес 6, вращаемых
5 ведуа1ей конической шестерней 8.
В устройстве, показанном на фиг.З.ци- линдрические 5 и конические 6 зубчатые колеса выполнены разного диаметра, что обеспечивает прохождение ползуном 3 одного и того же расстояния в разных циклах
с различной скоростью. При этом необходимо учесть соответствие углов зубчатых секторов диаметрам цилиндрических и конических колес.
Реализация предложенного решения преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное с использованием зубчатой передачи представленной конструкциисвозможностьюпрограммирования движения ползуна за счет разнообразного выполнения зубчатых колес, взаимодействующих с зубчатыми рейками позволяет значительно расширить функциональные возможности устройств данного типа и упростить саму конструк- цию, увеличить коэффициент полезного действия.
Формула изобретения Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступа-
тельное, содержащее корпус, зубчатые рейки, цилиндрические зубчатые колеса с сек- торным расположением зубьев, расположенные в противофазе друг относительно друга, кинематически связанные каждое со своей рейкой, и направляющий элемент, с которым связаны зубчатые рейки, отличающееся тем, что, с целью увеличения КПД, каждое цилиндрическое колесо размещено на своем валу, а устройство снабжено конической передачей с одной общей ведущей шестерней, вал которой установлен перпендикулярно по осям валов цилиндрических колес, и двумя ведомыми коническими колесами, каждое из которых закреплено на том же валу, что и соответствующее ему цилиндрическое колесо, а на- правляющий элемент, связанный с зубчатыми рейками жестко, выполнен в виде ползуна, установленного в корпусе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное | 2018 |
|
RU2705441C2 |
ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ | 2007 |
|
RU2365799C2 |
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2013 |
|
RU2552403C2 |
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2012 |
|
RU2499934C2 |
МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ | 1995 |
|
RU2102642C1 |
РЫЧАЖНО-ЗУБЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СЛОЖНОЕ | 1991 |
|
RU2011909C1 |
Преобразователь возвратно-поступательного движения в однонаправленное вращательное | 2023 |
|
RU2813755C1 |
ШЕСТИЦИЛИНДРОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2014 |
|
RU2603878C2 |
ДЕСЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2014 |
|
RU2604900C2 |
ТРЕХЦИЛИНДРОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ И НАОБОРОТ | 2016 |
|
RU2672519C2 |
Изобретение относится к машиностроению и позволяет увеличить КПД. Устройство для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное содержит корпус с направляющими, в которых установлен ползун с возможностью поступательного перемещения за счет поочередного взаимодействия зубчатых реек с зубчатыми цилиндрическими колесами и способными вращаться на оси в результате взаимодействия конических зубчатых колес с зубчатой конической шестерней, которая приводится в движение ведущим валом. Ось соединена с корпусом посредством радиальн.о-упорных подшипников. При вращении вала движение через ведущую коническую шестерню передается на конические зубчатые колеса, которые, в свою очередь, вращают колеса за счет жесткого сцепления на оси. 3 ил,
Фиг.1
v-Ј.
VI JL.
Фиг. 2
Механизм для преобразования движения | 1988 |
|
SU1523796A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторское свидетельство СССР № 1486673, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Механизм для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное | 1926 |
|
SU5758A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-08-10—Подача