Изобретение относится к испытательной технике, а именно: к исследованию износа деталей.
Известны способы контроля износа деталей, заключающиеся в том, что исследуемую поверхность изнашиваемой детали или биметаллическую пластину, верхний слой которой выполнен из того же металла, что и изнашиваемая деталь, подвергают облучению, измеряя интенсивность излучения детали после изнашивания или интенсивность вторичного рентгеновского характеристического излучения наружного и внутреннего слоев биметаллической пластины. Недостатками этих способов является то, что они связаны с использованием радиоактивных веществ, что требует специальных мер безопасности при работе.
Известен способ определения износа, заключающийся в том, что в исследуемом элементе фрикционного сопряжения, который выполнен из исследуемого материала,
закрепляют вставку из другого материала, изнашивают в присутствии смазки элемент фрикционного сопряжения и проводят анализ отработанной смазки, в которой определяют количество частиц износа материала вставки, по которому судят о величине износа элемента фрикционного сопряжения. Недостатком этого способа является сложность его осуществления, обусловленная необходимостью проводить количественный анализ отработанной смазки.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к данному изобретению является способ определения износа, заключающийся в том, что в исследуемую на износостойкость деталь закрепляют многослойную вставку, выполненную из различных материалов, и при анализе отработанной смазки по частицам износа материалов вставки судят о величине износа. Недостатком данного способа является сложность его осуществления, обусловленсл
с
ч VI
hO
о
00 VI
ная необходимостью привлечения инструментальных методов при качественном анализе проб отработанного масла.
Цель изобретения - упрощение определения предельно-допустимой величины износа.
Цель достигается тем, что для контроля износа в изнашиваемую деталь устанавливается пустотелая вставка, состоящая из двух слоев, наружный из которых выполнен из материала исследуемого элемента и равен по толщине величине предельно-допустимого износа, а внутренний выполнен из материала красителя, нерастворимого в мазке, при анализе смазки определяют наличие в ней красителя путем экстрагирования по изменению цвета экстрагента на цвет, соответствующий красителю, причем для пищевой промышленности в качестве красителя используют перманганат калия, а экстрагента - воду и для повышения производительности пробу смазки с экстрагентом встряхивают и дают ей отстояться.
На чертеже изображена схема подвижного сочленения, поясняющая осуществление данного способа.
Подвижное сопряжение содержит контртело 1, исследуемую деталь 2, в которой закреплена пустотелая индикаторная вставка 3, состоящая из двух слоев, наружный из которых выполнен из материала исследуемого элемента и равен по толщине предельно-допустимому износу, а внутренний выполнен из материала красителя (напримерперманганаткалия), нерастворимого в смазке. Толщина сопрягаемого с контртелом 1 наружного слоя вставки 3 (h) равна предельно допустимому износу, при достижении которого краситель попадает в смазочную среду. Отбирая пробу смазки добавляют в нее воду, встряхивают для ускорения конвективной дифузии красителя в экстрагент - воду. После встряхивания смеси дают отстояться, в результате чего происходит расслоение ее на два слоя - верхний - масло и нижний - вода, В нижнем слое при такой методике значительно эффективнее обнаруживается краситель. По наличию окраски воды судят о достижении предельно допустимого износа детали. Максимальное время анализа одной пробы не превышает 60 с.
Пример, Определялось время достижения предельно допустимого износа втулки подшипника скольжения из материала УПА-30 (ТУ 6-06-31-423-83). Размер исследуемой детали: наружный диаметр 76 мм, внутренний диаметр 56 мм, длина 20 мм. В исследуемой детали в центре контакта высверливалось отверстие под размер вставки (наружный диаметр 5 мм, внутренний диаметр 44 мм). В полость вставки закладывался (запрессовывался) краситель
(перманганат калия. ГОСТ 4527-65), после чего она закреплялась в отверстии исследуемой детали с помощью эпоксидного клея. Деталь испытывалась при удельной нагрузке 2 МПа и скорости скольжения 2 м/с. Масло отбиралось через каждые 5 км пути трения. При пути трения 55 км в отобранной пробе масла при добавлении в нее воды, встряхивании и последующем отстаивании в течение 20 с водяной слой окрасился в
розовый цвет что свидетельствует о достижении предельно допустимого износа 0,5 мм, После снятия со стенда исследуемой детали она была микрометрирована. При этом истинный износ составил 0,52 мм. Относительная ошибка тем самым составила 4%.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет определить с достаточной точностью предельно допустимый износ деталей
по значительно упрощенной методике.
Формула изобретения
1.Способ определения износа, заключающийся в том, что в исследуемом элементе подвижного сопряжения заподлицо с сопрягаемой поверхностью устанавливают многослойную вставку, изнашивают элемент в присутствии смазки и проводят анализ отработанной смазки, по которому
судят об износе, отличающийся тем, что, с целью упрощения определения предельно-допустимой величины износа, используют вставку, состоящую из двух слоев, наружный из которых выполнен из материала исследуемого элемента и равен по толщине величине предельно-допустимого износа, а внутренний выполнен из материала красителя, нерастворимого в смазке, при анализе смазки определяют наличие в ней
красителя путем экстрагирования по изменению цвета экстрагента на цвет, соответствующий красителю.
2.Способ по п. 1,отличающийся тем, что, с целью расширения номенклатуры
контролируемого оборудования путем обеспечения контроля оборудования, используемого в пищевой промышленности, в качестве красителя используют перманганат калия, а экстрагента - воду,
3. Способ по п.1,отличающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет ускорения экстрагирования, пробу смазки с экстрагентом встряхивают и дают ей отстояться.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения износа | 1980 |
|
SU905728A1 |
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ АЛЮМИНИЯ ИЛИ ЕГО СПЛАВОВ | 2014 |
|
RU2585112C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИМЕСЕЙ В РАБОТАЮЩЕМ МАСЛЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ЕГО ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АГРЕГАТОВ МАШИН | 2012 |
|
RU2519520C1 |
Способ получения антифрикционного покрытия переменной плотности | 2024 |
|
RU2826113C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИСУТСТВИИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 2006 |
|
RU2319946C1 |
Способ определения износа материалов при трении со смазкой | 1981 |
|
SU1000845A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ИЗНОСА | 2017 |
|
RU2675668C1 |
Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1041893A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2191362C2 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ | 1992 |
|
RU2068423C1 |
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к исследованию износа деталей. Целью изобретения является упрощение определения предельно-допустимой величины износа. В изнашиваемую деталь устанавливается пустотелая вставка, заполненная красителем, выполненная из материала детали с толщиной сопрягаемой с поверхностью контртела стенки, равной предельно допустимому износу, а при анализе отобранной смазки в пробу масла добавляют экрастагент и по изменению его цвета на цвет, соответствующий красителю, судят о достижении предельного износа. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Способ исследования износа детали | 1974 |
|
SU497505A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для управления объектом | 1980 |
|
SU953622A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ получения фтористых солей | 1914 |
|
SU1980A1 |
0 |
|
SU186746A1 | |
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции | 1920 |
|
SU42A1 |
Способ определения износа | 1980 |
|
SU905728A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-08-17—Подача