Изобретение относится к способам оценки идентичности режимов трения.
Известен способ, согласно которому изготавливают физические модели-ролики и натурные образцы шестерен из одинакового материала, проводят трибоиспытания на моделях-роликах и зубчатых колесах, и оценивают идентичность режимов трения по внешнему виду поверхностей трения и нагрузка, соответствующей заеданию.
Известен также способ оценки идентичности режимов трения при физическом моделировании, заключающийся в том, что натурные и модельные образцы из одинакового материала нагружают с учетом коэффициентов подобия, придают им относительное перемещение, определяют коэффициенты трения, интенсивности изнашивания, фиксируют внешний вид поверхностей трения натуры и модели, и сравнивают их между собой.
Недостатком данного способа является то, что известный способ не обеспечивает качественной и количественной оценки состояния внутренней структуры материалов.
в результате чего снижается достоверность и точность идентификации режимов трения,
Цель изобретения - повышение точности идентификации режимов трения, В результате повышается эффективность контроля модельных трибоиспытаний материалов.
Указанная цель достигается тем, что фрикционно воздействуют на натурный и модельный образцы с учетом коэффициента их подобия и определяют параметр по которому оценивают идентичность, согласно изобретения в качестве параметра определяют градиент дифракционной картины по глубине деформированного слоя.
Отличительным признаком заявляемого способа является то, что идентификация режимов трения у натурных и модельных образцов производится по градиентам изменения дифракционной картины, которая отражает состояние субструктуры поверхностного слоя по глубине после фрикционного воздействия.
Ч VI
Ю О 00 00
Сравнение дифракционных картин и градиентов их изменения по глубине у разных образцов из одинакового материала полностью идентифицируют режимы их трения.
При несовпадении градиентов дифрак- ционных картин и стало быть режимов трения проводят полную расшифровку рентгенограмм с целью сравнения у натуры и модели конкретных структурно-чувствительных параметров, после чего принимает- ся решение о корректировке режимов трения до полного совпадения численных значений и градиентов структурно-чувствительных параметров у сравниваемых материалов.
Изобретение иллюстрируется следующим примером. Для оценки идентичности режимов трения трибоиспытания подверглись две пары роликовых образцов, выпол- ненвых из стали 25ХГТ, прошедших нитроцементацига с последующей закалкой и низким отпуском с твердостью поверхности HRC 56...Б8.
Ролики диаметром по 40 мм испытывались на стандартной машине трения СМЦ-2 по схеме ролик-ролик при суммарной скорости 3.5 м/с и относительной скорости скольжения 1,7 м/с в трансмиссионном масле ТАП-15В и контактной нагрузке 740 МПа.
В каждом опыте регистрировалась весовая интенсивность изнашивания, коэффициенты трения, а после трибоиспытаний проводилась рентгеносъемка поверхностных слоев образцов на полуавтоматическом дифрактометре ДРОН-ЗМ в двух точках по глубине по разработанной методике. Результаты испытаний приведены в таблице.
Как видно из таблицы одинаковые материалы, подвергнутые идентичным трибоис- пытаниям, имеют равную интенсивность изнашивания, которой соответствуют идентичные радиенты тонких кристаллических структур по глубине деформированного трением слоя, интегральной характеристикой которых в данном случае является физическая ширина рентгеновских линий.
Формула изобретения Способ оценки идентичности режимов трения, заключающийся в том, что фрикци- онно воздействуют на натурный и модельный образцы с учетом коэффициента их подобия и определяют параметр, по которому оценивают идентичность режимов трения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, в качестве параметра определяют градиент дифракционной картины по глубине деформированного слоя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2343450C2 |
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВЫСОКОМОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2745382C1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЗЛОВ ТРЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2748933C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ПАРАМЕТРОВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПРИ ИСПЫТАНИИ В СТЕНДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2015 |
|
RU2647338C2 |
Способ моделирования напряженно-деформированного состояния грунтового массива | 1984 |
|
SU1276985A1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ МОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2745984C1 |
СПОСОБ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ | 2013 |
|
RU2542160C1 |
Способ оценки влияния воздушной среды на демпфирование колебаний конструкций | 2019 |
|
RU2737031C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ УПРУГИХ ОБЪЕКТОВ | 2018 |
|
RU2686870C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА В ЛЕДОВОМ ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ | 2013 |
|
RU2535398C2 |
Изобретение относится к испытательной технике и может найти применение при моделировании узлов трения. Цель изобретения - повышение точности идентификации режимов трения. Воздействуют фрикционно на натурный и модельный образцы с учетом коэффициента их подобия. В качестве параметра, по которому оценивают идентичность режимов трения, определяют градиент дифракционной картины по глубине деформированного слоя. 1 табл.
Тетаро Нарусэ | |||
Исследование противо- задирной стойкости смазочных масел в зубчатом зацеплении | |||
Широкозахватная тракторная косилка | 1931 |
|
SU55316A1 |
Браун Э.Д., Евдокимов Ю.А | |||
и Чичинад- зе А.В | |||
Моделирование трения и изнашивания в машинах | |||
М.- Машиностроение, 1982, с.191. |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-07-17—Подача