Изобретение относится к транспортной технике, а именно к усилителям привода управления сцеплением транспортных средств, преимущественно автомобилей, тракторов и строи ельно-дорожных машин.
Известен гид опневматический усили- привода управления сцеплением транс по ртного средства, содержащий гидравлический и пневматический контуры непосредственно и параллельно связанные с механизмом выключения сцепления и включающие управляющий гидроцилиндр,кинематически связанный сорганомуправления сцеплением и гидролинией с исполнительным гидроцилиндром, цилиндр включения пневмораспределителя, пневмораспреде- литель сообщенный с исполнительным пневмоцилиндром.
Недостатком усилителя является его плохая надежность. Так, при выходе из строя гидравлического контура привод становится неработоспособным. Сцепление остается постоянно включенным, не управляемым, что исключает возможность переключения передач в коробке передач. Движение транспортного средства возможно только на одной передаче, включенной до выхода из строя гидравлического контура. Движение невозможно если передача не была включена при нейтральном положё- нии рычага переключения передач .
Такое положение не всегда приемлемо, особенно для транспортных средств, эксплуатирующихся в тяжелых и резко изменяющихся дорожных условиях, например для автомобилей высокой проходимости и тракторов.
Целью изобретения является повышение надежности гидропневматического усилителя, а следовательно и транспортного средства в целом.
Указанная цель достигается тем, что гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства содержащий гидравлический и пневматический контуры непосредственно и параллельно связанные с механизмом выключения сцепления и включающие управляющий гидроцилиндр, кинематически связанный с органом управления сцеплени- ем и гидролинией с исполнительным гидро- цилиндром, цилиндр включения пневмораспределителя, пневмораспреде- литель сообщенный с исполнительным пневмоцилиндром, согласно изобретению усилитель снабжен дополнительным пнев- мораспределителем, входы которого пнев- молиниями связаны с источником сжатого воздуха и пневмораспределителем, а выход - с исполнительным пневмоцилиндром.
На чертеже представлена схема гидропневматического усилителя привода управления сцепления транспортного средства.
Усилитель имеет два контура привода управления - гидравлический и пневматический, состоящих из управляющего гидроцилиндра 1, приводимого в действие водителем, исполнительного гидроцилиндра 2, воздействующего на механизм выключения сцепления, состоящего из рычага вилки 3 и выжимного подшипника 4, гидроцилиндра 5, включения пневмораспределителя б, исполнительного пневмоцилиндра 7 также воздействующего на механизм выключения сцепления и дополнительного пневмораспределителя 8.
В гидравлическом контуре управляющий гидроцилиндр 1 связан с исполнительным гидроцилидром 2 гидравлическими магистралями 9 и 10. В пневматическом контуре исполнительный пневмоцилиндр 7 связывается с источником сжатого воздуха 11 и атмосферой через дополнительный пневмо- распределитель 8 и пневмораспределитель 6, причем входы дополнительного пневмораспределителя 8 пневмомагистралью 12 связан с пневмораспределителем б, а пневмомагистралью 13 непосредственно с источником сжатого воздуха, а выход пневмораспределителя 8 пневмомагистралью 14 связан с исполнительным пневмоцилиндром 7.
Усилитель работает следующим образом.
При нажатии на педаль 15 рабочая жидкость вытесняется из управляющего гидроцилиндра 1 и по магистралям 9 и 10 поступает в исполнительный гидроцилиндр 2. Вследствие чего рычаг-вилка 3 поворачивается и начинается процесс выключения сцепления.
Одновременно по магистралям 9 и 16 рабочая жидкость из управляющего гидроцилиндра 1 поступает в гидроцилиндр 5 включения пневмораспределителя. При достижении определенного давления в гидромагистралях 9, 10 и 16 гидроцилиндр 5 срабатывает и включает пневмораспределитель 6, который в свою очередь соединит через дополнительный пневмораспределитель 8 исполнительный пневмоцилиндр 7 с источником сжатого воздуха. Сжатый воздух от источника поступает к исполнительному пневмоцилиндру 7 через пневмораспределитель 6, по пневмомагист- рали 12, через дополнительный пневмораспределитель 8 и по пневмомагистрали 14. Под действием сжатого воздуха пневмоцилиндр 7 начинает работать - воздействовать
на механизм выключения сцепления, т.е. на рычаг-вилку 3 и подшипник 4.
С этого момента выключение сцепления происходит не только под действием мускульной силы водителя, но и с подводом энергии извне, т.е. с усилением. Момент включения пневмоцилиндра может быть определен регулировкой пружины 17 пневмо- распределителя 6.
Таким образом, выключение сцепления будет происходить при работе двух контуров - гидравлического и пневматического одновременно, при этом работа пневматического привода обеспечивает необходимое усилие, а гидравлического сохраняет следящее действие всего привода.
При выходе, по каким-либо причинам, из строя гидравлического контура усилителя все гидроцилиндры и пневмораспреде- литель 6 под действием возвратных пружин остаются в исходном положении, а пневмо- цилиндр 7 соединен с атмосферой, т.е. сцепление остается включенным.
Для выключения его с целью переключения передач в коробке передач или для других целей необходимо перевести дополнительный пневмораспределитель 8 в противоположное положение(крайнее левое по чертежу), тогда сжатый воздух будет подаваться к исполнительному пневмоцилиндру 7, минуя пневмораспределитель 6, через дополнительный пневмораспределитель 8 по магистралям 13 и 14. После чего включается, выбранная исходя из условий движения, передача.
Для включения сцепления необходимо перевести пневмораспределитель 8 в исходное положение, соединив тем самым пневмо- цилиндр 7 через пневмораспределители 8 и 6 по магистралям 14, 12 с атмосферой.
Таким образом введение в схему гидро- пневмоусилителя дополнительного пневмо- распределителя позволяет управлять сцеплением и при неработающем (при выходе из строя) гидравлическом приводе, что повышает надежность гидропневмоусили- теля и транспортного средства в целом.
При неработающем гидравлическом контуре пропадает следящее действие усилителя, что является его недостатком, однако учитывая, что работа с неисправным гидравлическим контуром носит временный - аварийный характер движения, когда во главе угла ставится выживание транспортного средства или обязательное выполнение поставленной перед ним задачи, что является типичным, например для машин эксплуатирующихся в экстремальных условиях с этим недостатком можно мириться.
Формула изобретения Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства, содержащий гидравлический и пневматический контуры, непосредственно и параллельно связанные с механизмом выключения сцепления и включающие управляющий гидроцилиндр, кинематически связанный с органом управления сцеплением и гидролинией с исполнительным гидроцилиндром, цилиндр включения пневмораспределителя, пневмораспределитель, сообщенный с исполнительным пневмоцилиндром, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен дополнительным пневмораспре- делителем, входы которого пневмолиниями связаны с источником сжатого воздуха и пневмораспределителем, а выход - с исполнительным пневмоцилиндром.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1989 |
|
SU1765037A1 |
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1987 |
|
SU1594000A1 |
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1989 |
|
SU1699826A1 |
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1987 |
|
SU1463533A1 |
Пневмогидравлический следящий привод | 1988 |
|
SU1572990A1 |
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1987 |
|
SU1521627A1 |
Пневмогидравлический усилитель привода | 1986 |
|
SU1418097A1 |
Пневматический усилитель гидропривода управления сцеплением транспортного средства | 1990 |
|
SU1785924A1 |
Гидропневматическая независимая подвеска колесного модуля транспортного средства | 2017 |
|
RU2682943C1 |
Устройство для управления сцеплением транспортного средства | 1986 |
|
SU1344635A1 |
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к усилителям средств транспорта, преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин. Цель изобретения - повышение надежности. Усилитель имеет два контура привода управления - гидравлический и пневматический, состоящих из управляющего гидроцилиндра 1, приводимого в действие водителем, исполнительного гидроцилиндра 2, воздействующего на механизм выключения сцепления, состоящего из рычага вилки 3 и выжимного подшипника 4, гидроцилиндра 5, включения пневморас- пределителя 6, исполнительного пневмоци- линдра 7, также воздействующего на механизм выключения сцепления и дополнительного пневмораспределителя 8. 1 ил.
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1987 |
|
SU1463533A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1990-04-04—Подача