Изобретение относится к пневматическим приводам управления транспортных машин.
Целью изобретения является повышение надежности в работе пневмосистемы путем обеспечения останова штока пневмоцилиндра в промежуточном положении.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема пневмосистемы управления коробкой передач; на фиг. 2 - устройство пневмораспределителя; на фиг. 3 - схема положения рукоятки управления пневмораспределителем.
Пневмосистема управления коробкой передач состоит из источника давления, включающего в себя последовательно соединенные компрессор 1, регулятор .2 давления, ресивер 3 и манометр 4, редукционного клапана 5, клапана 6 включения передач управляемого педалью муфты сцепления с рычагами 7 и 8 и кулисным механизмом 9 последовательно установленных обратного клапана 10, дополнительного ресивера 11, пневмоцилиндра 12 одностороннего действия, установленного параллельно обратному клапану пневмораспределителя 13, состоящего из подпружиненной рукоятки 14, связанной жестко с упором 15, который расположен в пазу кулисы 16, установленной в корпусе пневмораспределителя, четырех двухпозиционных кранов, управляемых через шток 17 рукояткой 14, рабочая полость А которых попеременно соединяется посредством двойного клапана 18 или через отверстие Б - с атмосферой, а через канал В - с дополнительным ресивером 11, двух пневмоцилиндров 19, имеющих штокпоршень 20 с центральным буртиком, два дополнительных поршня 21 и 22, две возвратные пружины 23 сжатия, сапун 24, а корпус пневмоцилиндра, имеющий также в центральной части буртик, разделен основным шток-поршнем и дополнительными поршнями на три полости, причем центральная компенсационная полость Г соединена постоянно через сапун с атмосферой, а крайние полости Д п Е через пневмораспределитель соединяются поочередно с атмосферой или источником давления.
Устройство работает следующим образом.
При нейтральном положении рукоятки 14 и выключенной педали муфты сцепления компрессор 1 подает воздух через регулятор 2, ресивер 3, редукционный клапан 5 к клапану 6 включения передач, который отсекает давление от пневмосистемы. Поэтому остальные узлы пневмосистемы находятся в нейтральном положении под действием оттяжных пружин.
При нажатии на рычаг 8 педали муфты сцепления сначала частично выключается муфта сцепления, затем, когда верхний рычаг 7 упрется в паз кулисы 9, открывается клапан 6 включения передач и воздух под
редуцированным давлением подается в цилиндр 12 тормоза кардана и через обратный клапан 10, ресивер 11 и открытый нижний двойной клапан 18 пневмораспределителя 13
поступает в рабочие полости Е и Д пневмоцилиндра. Так как одинаковое давление в обеих рабочих полостях действует на равную площадь шток-поршня включения и противоположно направлено, шток-поршень 20 остается в нейтральном положении - передача не включена.
Для того, чтобы включить передачу, необходимо при выжатой педали муфты сцепления приподнять рукоятку 14 рычага пневмораспределителя и по кулисе 16 перевести
ее в одно из положений, показанных на фиг. 3 (например, вправо, II передача).
При этом шток 17 левого крана поднимается, увлекая за собой двойной клапан 18, который отсекает давление от полости А, а затем через полый шток и отверстие Б соединяет полость А с атмосферой. Опускаем рукоятку, которая под действием пружины зафиксируется упором 15 во включенном положении в специальном пазу кулисы 16. Давление в полости Е пневмоцилиндра
5 падает, а в полости Д остается прежним, поэтому шток-поршень 20 сдвигается влево, увлекая за собой центральным буртиком дополнительный поршень 22 выключения, и поводком Ж, расположенным на шток-поршне, включает соответствующую передачу.
Для того, чтобы давление в компенсационной полости Г пневмоцилиндра оставалось одинаковым, она постоянно соединена через сапун 24 с атмосферой.
При опускании педали муфты сцепления
5 срабатывает механизм блокировки передач (не показан), который фиксирует ползун и вместе с ним через поводок Ж щток-поршень 20 пневмоцилиндра во включенном положении.
Одновременно клапан включения передач отсекает давление в магистрали пневмораспределителя и соединяет ее с атмосферой. Пневмоцилиндр 12 растормаживает кардан.
5 Для случаев, когда включение передачи не происходит из-за попадания шестерен зуб на зуб и когда после опускания педали муфты сцепления давление в пневмосистеме после клапана включения передач может упасть до нуля, предусмотрена установка
0 обратного клапана 10 и дополнительного ресивера 11. Обратный клапан сохраняет давление в пневмосистеме управления пневмораспределителя, а дополнительный ресивер 11, объем которого соизмерим с объемом
5 надпоршневого- пространства пневмоцилиндра 19, обеспечивает возможность довключения передачи при отпущенной педали муфты сцепления и вращающемся карданном валу. Для выключения передачи необходимо вы жать педаль муфты сцепления и, приподняв рукоятку 14, перевести ее в нейтральное положение, зафиксировав в кулисе 16. При этом воздух под давлением через клапан 6 включения передач, обратный клапан 10, дополнительный ресивер 11 и полости кранов пневмораспределителя поступит в рабочие полости Е и Д пневмоцилиндра. В левой рабочей полости пневмоцилиндра давление воздуха воздействует на штокфигпоршень 20 включения и дополнительный поршень 22 выключения, плюс усилие от пружины 23, а в правой полости пневмоцилиндра давление воздуха действует только на шток-поршень 20. Из-за возникшей разности усилий шток-поршень 20 сместится в нейтральное положение. Передача выключена. Аналогичным образом можно последовательно включить и выключить все передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пневмосистема управления коробкой передач | 1986 |
|
SU1318442A1 |
Растворонасосная установка | 1980 |
|
SU989132A1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2007 |
|
RU2347695C1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
Стенд для контрольных испытаний пневматических отбойных молотков | 1987 |
|
SU1452978A1 |
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1989 |
|
SU1765037A1 |
КРАН МАШИНИСТА ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2631126C2 |
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1986 |
|
SU1389170A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД С УСИЛИТЕЛЕМ СЛЕДЯЩЕГОДЕЙСТВИЯ | 1963 |
|
SU152557A1 |
Система управления сцеплением транспортного средства | 1980 |
|
SU880798A1 |
1. ПНЕВМОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащая последовательно соединенные пневмолиниями источник давления, редукционный клапан, клапан включения передач, пневмораспределитель, силовой пневмоцилиндр, а также педаль управления муфтой сцепления и кинематически связанный с ней механизм блокировки передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем обеспечения останова штока пневмоцилиндра в промежуточном положении, пневмораспределитель имеет корпус с размещенными в нем- четырьмя секциями двухпозиционных кранов и рукояткой управления, кинематически связанной через кулисный механизм со штоками кранов, полости которых пневмолиниями соединены с двумя силовыми пневмоцилиндрами, каждый из которых имеет корпус с размещенными в нем шток-поршнем с центральным буртом включения передач и двумя дополнительными поршнями с буртами, подпружиненными относительно корпуса и размешенными по обе стороны от бурта шток-поршня. причем корпус также выполнен с буртом и разделен шток-поршнем и дополнительными поршнями на три полости, при этом центральная полость соединена постоянно с атмосферой, а крайние полости соединены через краны пневмораспределителя с источником давления или с атмосферой. 2.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся тем, что для довключения передач при попадании шестерен зуб на зуб и частично отпущенной педали сцепления в нее дополнительно включен обратный клапан, установленный в пневмосистеме после клапана включения передач. 3.Пневмосистема по пп. Г и 2, отличающаяся тем, что для обеспечения стабильносi ти довключения передач при попадании шестерен зуб за зуб и частично отпущенной W педали, муфты сцепления в нее включен дополнительный ресивер, установленный после обратного клапана. 4.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся тем, что для согласования процесса включения передач и торможения кардана в нее включен дополнительный пневмоцилиндр одностороннего действия торможения карел дана, установленный в пневмолинии после О) клапана включения передач. 5.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся ;о со тем, что для последовательного выключения муфты сцепления, а затем включения пнев4 мосистемы привод управления клапаном включения передач снабжен дополнительно кулисным механизмом.
Автомобиль КамАЗ | |||
М., «Машиностроение, 1982, с | |||
Схема обмотки ротора для пуска в ход индукционного двигателя без помощи реостата, с применением принципа противосоединения обмоток при трогании двигателя с места | 1922 |
|
SU122A1 |
Авторы
Даты
1985-05-23—Публикация
1983-06-24—Подача