Пневмосистема управления коробкой передач Советский патент 1985 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU1156934A1

Изобретение относится к пневматическим приводам управления транспортных машин.

Целью изобретения является повышение надежности в работе пневмосистемы путем обеспечения останова штока пневмоцилиндра в промежуточном положении.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема пневмосистемы управления коробкой передач; на фиг. 2 - устройство пневмораспределителя; на фиг. 3 - схема положения рукоятки управления пневмораспределителем.

Пневмосистема управления коробкой передач состоит из источника давления, включающего в себя последовательно соединенные компрессор 1, регулятор .2 давления, ресивер 3 и манометр 4, редукционного клапана 5, клапана 6 включения передач управляемого педалью муфты сцепления с рычагами 7 и 8 и кулисным механизмом 9 последовательно установленных обратного клапана 10, дополнительного ресивера 11, пневмоцилиндра 12 одностороннего действия, установленного параллельно обратному клапану пневмораспределителя 13, состоящего из подпружиненной рукоятки 14, связанной жестко с упором 15, который расположен в пазу кулисы 16, установленной в корпусе пневмораспределителя, четырех двухпозиционных кранов, управляемых через шток 17 рукояткой 14, рабочая полость А которых попеременно соединяется посредством двойного клапана 18 или через отверстие Б - с атмосферой, а через канал В - с дополнительным ресивером 11, двух пневмоцилиндров 19, имеющих штокпоршень 20 с центральным буртиком, два дополнительных поршня 21 и 22, две возвратные пружины 23 сжатия, сапун 24, а корпус пневмоцилиндра, имеющий также в центральной части буртик, разделен основным шток-поршнем и дополнительными поршнями на три полости, причем центральная компенсационная полость Г соединена постоянно через сапун с атмосферой, а крайние полости Д п Е через пневмораспределитель соединяются поочередно с атмосферой или источником давления.

Устройство работает следующим образом.

При нейтральном положении рукоятки 14 и выключенной педали муфты сцепления компрессор 1 подает воздух через регулятор 2, ресивер 3, редукционный клапан 5 к клапану 6 включения передач, который отсекает давление от пневмосистемы. Поэтому остальные узлы пневмосистемы находятся в нейтральном положении под действием оттяжных пружин.

При нажатии на рычаг 8 педали муфты сцепления сначала частично выключается муфта сцепления, затем, когда верхний рычаг 7 упрется в паз кулисы 9, открывается клапан 6 включения передач и воздух под

редуцированным давлением подается в цилиндр 12 тормоза кардана и через обратный клапан 10, ресивер 11 и открытый нижний двойной клапан 18 пневмораспределителя 13

поступает в рабочие полости Е и Д пневмоцилиндра. Так как одинаковое давление в обеих рабочих полостях действует на равную площадь шток-поршня включения и противоположно направлено, шток-поршень 20 остается в нейтральном положении - передача не включена.

Для того, чтобы включить передачу, необходимо при выжатой педали муфты сцепления приподнять рукоятку 14 рычага пневмораспределителя и по кулисе 16 перевести

ее в одно из положений, показанных на фиг. 3 (например, вправо, II передача).

При этом шток 17 левого крана поднимается, увлекая за собой двойной клапан 18, который отсекает давление от полости А, а затем через полый шток и отверстие Б соединяет полость А с атмосферой. Опускаем рукоятку, которая под действием пружины зафиксируется упором 15 во включенном положении в специальном пазу кулисы 16. Давление в полости Е пневмоцилиндра

5 падает, а в полости Д остается прежним, поэтому шток-поршень 20 сдвигается влево, увлекая за собой центральным буртиком дополнительный поршень 22 выключения, и поводком Ж, расположенным на шток-поршне, включает соответствующую передачу.

Для того, чтобы давление в компенсационной полости Г пневмоцилиндра оставалось одинаковым, она постоянно соединена через сапун 24 с атмосферой.

При опускании педали муфты сцепления

5 срабатывает механизм блокировки передач (не показан), который фиксирует ползун и вместе с ним через поводок Ж щток-поршень 20 пневмоцилиндра во включенном положении.

Одновременно клапан включения передач отсекает давление в магистрали пневмораспределителя и соединяет ее с атмосферой. Пневмоцилиндр 12 растормаживает кардан.

5 Для случаев, когда включение передачи не происходит из-за попадания шестерен зуб на зуб и когда после опускания педали муфты сцепления давление в пневмосистеме после клапана включения передач может упасть до нуля, предусмотрена установка

0 обратного клапана 10 и дополнительного ресивера 11. Обратный клапан сохраняет давление в пневмосистеме управления пневмораспределителя, а дополнительный ресивер 11, объем которого соизмерим с объемом

5 надпоршневого- пространства пневмоцилиндра 19, обеспечивает возможность довключения передачи при отпущенной педали муфты сцепления и вращающемся карданном валу. Для выключения передачи необходимо вы жать педаль муфты сцепления и, приподняв рукоятку 14, перевести ее в нейтральное положение, зафиксировав в кулисе 16. При этом воздух под давлением через клапан 6 включения передач, обратный клапан 10, дополнительный ресивер 11 и полости кранов пневмораспределителя поступит в рабочие полости Е и Д пневмоцилиндра. В левой рабочей полости пневмоцилиндра давление воздуха воздействует на штокфигпоршень 20 включения и дополнительный поршень 22 выключения, плюс усилие от пружины 23, а в правой полости пневмоцилиндра давление воздуха действует только на шток-поршень 20. Из-за возникшей разности усилий шток-поршень 20 сместится в нейтральное положение. Передача выключена. Аналогичным образом можно последовательно включить и выключить все передачи.

Похожие патенты SU1156934A1

название год авторы номер документа
Пневмосистема управления коробкой передач 1986
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Павлович Александр Эдуардович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1318442A1
Растворонасосная установка 1980
  • Петрунькин Григорий Валерьянович
SU989132A1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ 2007
  • Козлов Юрий Михайлович
  • Яушев Шавкат Бакеевич
  • Мусолин Алексей Николаевич
RU2347695C1
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1
Стенд для контрольных испытаний пневматических отбойных молотков 1987
  • Лысенко Леонид Леонидович
  • Семенов Николай Иванович
  • Тенцер Леонид Евсеевич
SU1452978A1
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства 1989
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Соколовский Владимир Исаакович
SU1765037A1
КРАН МАШИНИСТА ТОРМОЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Козловский Евгений Анатольевич
  • Монахов Александр Васильевич
  • Наумов Дмитрий Иванович
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2631126C2
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1986
  • Храмцов Г.А.
  • Геннинг Э.Р.
  • Кузнецов В.Я.
  • Пронин Е.П.
SU1389170A1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД С УСИЛИТЕЛЕМ СЛЕДЯЩЕГОДЕЙСТВИЯ 1963
SU152557A1
Система управления сцеплением транспортного средства 1980
  • Бобровник Александр Иванович
  • Кондратьев Виктор Николаевич
  • Кокин Станислав Георгиевич
SU880798A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 156 934 A1

Реферат патента 1985 года Пневмосистема управления коробкой передач

1. ПНЕВМОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащая последовательно соединенные пневмолиниями источник давления, редукционный клапан, клапан включения передач, пневмораспределитель, силовой пневмоцилиндр, а также педаль управления муфтой сцепления и кинематически связанный с ней механизм блокировки передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем обеспечения останова штока пневмоцилиндра в промежуточном положении, пневмораспределитель имеет корпус с размещенными в нем- четырьмя секциями двухпозиционных кранов и рукояткой управления, кинематически связанной через кулисный механизм со штоками кранов, полости которых пневмолиниями соединены с двумя силовыми пневмоцилиндрами, каждый из которых имеет корпус с размещенными в нем шток-поршнем с центральным буртом включения передач и двумя дополнительными поршнями с буртами, подпружиненными относительно корпуса и размешенными по обе стороны от бурта шток-поршня. причем корпус также выполнен с буртом и разделен шток-поршнем и дополнительными поршнями на три полости, при этом центральная полость соединена постоянно с атмосферой, а крайние полости соединены через краны пневмораспределителя с источником давления или с атмосферой. 2.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся тем, что для довключения передач при попадании шестерен зуб на зуб и частично отпущенной педали сцепления в нее дополнительно включен обратный клапан, установленный в пневмосистеме после клапана включения передач. 3.Пневмосистема по пп. Г и 2, отличающаяся тем, что для обеспечения стабильносi ти довключения передач при попадании шестерен зуб за зуб и частично отпущенной W педали, муфты сцепления в нее включен дополнительный ресивер, установленный после обратного клапана. 4.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся тем, что для согласования процесса включения передач и торможения кардана в нее включен дополнительный пневмоцилиндр одностороннего действия торможения карел дана, установленный в пневмолинии после О) клапана включения передач. 5.Пневмосистема по п. 1, отличающаяся ;о со тем, что для последовательного выключения муфты сцепления, а затем включения пнев4 мосистемы привод управления клапаном включения передач снабжен дополнительно кулисным механизмом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1156934A1

Автомобиль КамАЗ
М., «Машиностроение, 1982, с
Схема обмотки ротора для пуска в ход индукционного двигателя без помощи реостата, с применением принципа противосоединения обмоток при трогании двигателя с места 1922
  • Шенфер К.И.
SU122A1

SU 1 156 934 A1

Авторы

Шевчук Владимир Ефимович

Зацепин Михаил Александрович

Даты

1985-05-23Публикация

1983-06-24Подача