сл
с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АКТИВНОЙ ДОБАВКИ К БИТУМУ | 1994 |
|
RU2094427C1 |
Способ получения адгезионной присадки к асфальтобетону | 1990 |
|
SU1776647A1 |
Способ получения битумного вяжущего | 1990 |
|
SU1736996A1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648895C1 |
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ БИТУМ | 2017 |
|
RU2669085C1 |
МИНЕРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ДЛЯ АСФАЛЬБЕТОННОЙ СМЕСИ | 1997 |
|
RU2112759C1 |
Способ получения холодной асфальтобетонной смеси на основе модифицированной полимерно-битумной композиции | 2023 |
|
RU2824525C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРОБИТУМА | 2010 |
|
RU2452748C1 |
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ | 2010 |
|
RU2448994C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 1998 |
|
RU2153477C2 |
Использование: дорожное строительство. Сущность изобретения: вяжущее содержит, мас.%: мазут 0,25-2,0; декстрамин 0,06-0,5; кубовые остатки синтетических жирных кислот (КОСЖК) 0,19-1,5; битум остальное. Вяжущее готовят путем смешения КОСЖК, декстрамина и мазута при 135°С в течение 5-6 ч с последующим перемешиванием с битумом при 160°С в течение 0,15 ч. Растяжимость вяжущего при 25°С 60-70, температура хрупкости (-1 8)-(-1 9)°С. Прочность при сжатии получаемого асфальтобетона при 20°С 2,48-2,6 МПа. Коэффициент длительной водостойкости 0,8-0,85. 2 табл.
Изобретение относится к дорожностроительным материалам и может быть ис- пользовано при создании дорожных покрытий.
Известно вяжущее, состоящее из битума, синтетических жирных кислот и этилен- диамина 1.
Недостатками этого вяжущего являются низкие эксплуатационные показатели продукта.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому является вяжущее для асфальтобетона, включающее, мас.%: мазут 10-14; кубовые остатки регенерации флотамина и нитрилов 2-4;сланцевое масло 7-12; битум остальное 2.
Это вяжущее обеспечивает повышенную прочность асфальтобетона, приготовленного на известных (мраморных) высевках (2,4-2,7
МПа); прочность же асфальтобетона, приготовленного на гранитных высевках 1,71-1 96 МПа, т.е. существенно ниже допустимой по ГОСТ 9128-84/2,2 МПа.
Кроме того, вяжущее не обеспечивает асфальтобетону длительной водостойкости, коэффициент водостойкости, определенный по ГОСТ 12801-84 для образцов асфальтобетона после из 15-суточного водо- насыщения, составляет 0,69.
Цель изобретения - повышение водостойкости асфальтобетона, при длительном водонасыщении.
Поставленная цель достигается тем, что вяжущее для дорожного строительства, включающее битум, мазут и аминосодержа- щую добавку, в качестве последней содержит декстрамин и дополнительно кубовый остаток синтетических жирных кислот (КО СЖК), взятые мас.%:
vj Ч О
О, 00
Мазут0,25-2,0
Декстрамин0,06-0,5
Кубовые остатки синтетических жирных кислот0,19-1,5
БитумОстальное
КО СЖК выпускают нефтехимические предприятия по ОСТ 38 01182-80.
Декстрамин (нитроаминоспирт) - побочный продукт - порошкообразный отход производства левомицетина с температурой плавления 157-164°С. Он производится Новокузнецким ПО Органика.
Заявляемое вяжущее отличается от прототипа использованием другой амино- содержащей добавки - декстрамина, введением нового компонента - кубового остатка синтетических жирных кислот и количественным соотношением компонентов.
Сущность предлагаемого технического решения иллюстрируют следующие примеры
Пример 1. В стеклянный реактор, снабженный мешалкой и термометром, загружают 7,2 г кубового остатка СЖК, 2,8 г декстрамина и 10 г мазута. Смесь нагревают до 135°С и перемешивают 5-6 ч. Получают 20 г темно-коричневого продукта с кислотным числом 20,1 мг КОН/г. который путем перемешивания в течение 0,15 ч при температуре 160°С вводят в 980 г битума БН 90/130. Общий состав вяжущего, мас.%: Битум98,0
КО СЖК0,72
Декстрамин0,28
Мазут1,0
Полученное вяжущее в лабораторных условиях испытывают в соответствии с ГОСТ 22245-76. Определяют следующие показатели: глубину проникновения иглы 0,1 мм, при 25°С; растяжимость, см, при 25°С, температуру размягчения по кольцу и шару, °С; температуру хрупкости, °С; изменение температуры размягчения после прогрева, °С; индекс пенетрации; сцепление с гранитом. %.
Глубину проникновения иглы определяют в соответствии с ГОСТ 11501-78 с использованием полуавтоматического пенетрометра типа Игла. Сущность метода заключается в измерении глубины, на которую погружаются иглы пенетрометра в испытуемый образец вяжущего при заданных нагрузке, температуре и времени, и выражается в единицах, соответствующих десятым долям миллиметра (0 1 мм)
Растяжимость (дуктильность) вяжущего определяют в соответствии с ГОСТ 11505-75. Сущность метода заключается в определении максимальной длины, на которую может растянуться без разрыва битум, залитый в специальную форму, раздвигаемую с постоянной скоростью при заданной температуре.
Температуру размягчения вяжущего определяют в соответствии с ГОСТ 11506-73. Сущность метода заключается в определении температуры, при которой вяжущее, находящееся в кольце заданных размеров, в
0 условиях испытания размягчается и, перемещаясь под действием стального шарика, касается контрольного диска аппарата.
Температуру хрупкости вяжущего определяют в соответствии с ГОСТ 11507-78 с
5 дополнением по п. 3.3 ГОСТ 22245-76 по номограмме, приведенной в приложении к ГОСТ 22245-76 на основании данных по глубине проникновения иглы при 0°С и 25°С (По и П25).
0Изменение температуры размягчения
вяжущего после прогрева определяют в соответствии с дополнением по п. 3.2 ГОСТ 22245-76, как разность между температурами размягчения, определенными по ГОСТ
5 11506-73, до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180-72.
Индекс пенетрации вяжущего определяют по справочному приложению Ms 1 к ГОСТ 22245-76 на основе показателей тем0 пературы размягчения и глубины проникновения иглы при 25°С,
Сцепление вяжущего с гранитом и мрамором определяют в соответствии с ГОСТ 11508-74 по методу А. Сущность этого мето5 да заключается в определении способности вязкого битума удерживаться на предварительно покрытой им поверхности каменного материала при воздействии воды.
Количественную оценку сцепления про0 водят по методу Красителей ВСН 59-68 Инструкция по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов, М., 1968.
5
Результаты испытаний вяжущего по примеру 1 представлены в табл. 1.
Примеры 2-5. Вяжущие получены аналогично примеру 1, изменены количест0 ва вводимых компонентов.
Результаты испытаний - в табл. 1. Пример 6. В стеклянный реактор, снабженный мешалкой и термометром, загружают 100 г мазута, 70 г сланцевого масла
5 и 20 г кубового остатка аминов и нитрилов и при температуре 65°С смесь перемешивают в течение 30 мин, после чего в реактор вво- дят810 г битума, предварительно нагретого до 120°С. При этой температуре смесь перемешивают 25-30 мин
Результаты испытаний вяжущего приведены в табл. 1.
Как следует из данных, представленных в табл. 1, предлагаемое вяжущее по сравнению с известным позволяет на 14% увели- чить сцепление с гранитом.
Выбор предложенных интервалов концентраций обусловлен тем, что за пределами указанных параметров либо не наблюдается повышение физико-химиче- ских свойств, либо увеличивается расход ингредиентов.
Пример 7, Вяжущие, полученные по примеру 1-6, используют для приготовления горячего плотного асфальтобетона типа В марки А (ГОСТ 12801-84).
Состав минеральной части асфальтобетона мас.%: щебень (ГОСТ 10260-82)30, песок Мкр 2,23 (ГОСТ 8736-85) 57. мине- ральный порошок (доломит с дисперсностью частиц менее 71 мкм) 82%, (ГОСТ 16557-78) 13.
Вяжущее при перемешивании вводят в минеральную часть в количестве 6 мас.%.
Полученные образцы асфальтобетона в лабораторных условиях испытывают в соответствии с ГОСТ 9128-84. Определяют следующие показатели: предел прочности на сжатие, МПа, при температуре 20°С, (Р2о); водонасыщение, об.% (W): набухание, об.% (Н); коэффициент водостойкости образцов асфальтобетона при их водонасыщении в теченме 15 сут.
Предел прочности образцов асфальтобетона на сжатие определяют в соответствии с ГОСТ 12801-84, п. 4.9. Сущность метода заключается в определении нагрузки, необходимой для разрушения об- разца.
Водонасыщение образцов асфальтобетона определяют в соответствии с ГОСТ 12801-84, п. 4.7.
За величину водонасыщения образцов асфальтобетона принимают количество воды, поглощенное образцами при заданном режиме насыщения.
Набухание асфальтобетона определяют в соответствии с ГОСТ 12801-84, п. 4.8 в об,% и вычисляют по формуле
Н (93-О)-(91 -92) . 100 91-92
где gi - масса сухого образца, выдержанного в течение 30 мин в воде и взвешенного на воздухе, г;
92 - масса того же образца, взвешенного в воде, г;
дз - масса насыщенного водой образца, взвешенного на воздухе, г;
94 - масса того же образца, взвешенного в воде, г.
Коэффициенты водостойкости асфальтобетона определяют в соответствии с ГОСТ 12801-84, п. 4.11.
Он представляет собой отношение прочности образцов асфальтобетона после воздействия на них воды в течение 15 сут к первоначальной прочности образцов в сухом состоянии.
Результаты испытаний приведены в табл. 2.
Таким образом полученное вяжущее по сравнению с известным обеспечивает увеличение прочности асфальтобетона на 34- 36% и повышение его водостойкости на 22-23%.
Формула изобретения
Вяжущее для дорожного строительства, включающее мазут, аминосодержащую добавку и битум, отличающееся тем, что, с целью повышения водостойкости асфальтобетона при длительном водонасыщении, оно содержит в качестве аминосодержащей добавки декстрамин и дополнительно кубовые остатки синтетических жирных кислот при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Мазут0,25-2,0
Декстрамин0,06-0,5
.Кубовые остатки
синтетических жирных
кислот0,19-1,5
БитумОстальное.
Таблица 1
Таблица 2
Егоров С.В | |||
и др | |||
Покрытия с применением эмульсий и катионо-активной добавки | |||
М.: Автотрансиздат, 1962, с | |||
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
Вяжущее для холодного асфальтобетона | 1984 |
|
SU1346647A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1992-12-07—Публикация
1990-09-17—Подача