Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании цистерн, в которых производится гашение гидроударов, приводящее к повышению эксплуатационной надежности цистерны.
Известны цистерны, у которых повышение эксплуатационной надежности достигается за счет гашения колебаний жидкости. В этой целью они снабжаются гасителями гидроударов в виде подпружиненных с обеих сторон пластин, прикрепленных к дышлам емкости посредством стержней и выполненных по форме днищ Указанные конструктивные решения позволяют гасить гидроудары жидкости при ее колебании внутри цистерны, но не достаточно эффективно.
Наиболее близким техническим решением является транспортная цистерна (прототип), представляющая собой емкость, включающую оболочку с днищами, наливным приспособлением и оснащенную гасителями гидроударов в виде соединенных
жесткой тягой пластин, выполненных по форме днищ, прикрепленных к днищам емкости посредством стержней и подпружиненных с обеих сторон.
Указанная конструкция цистерны позволяет эффективно гасить возникающие колебания жидкости лишь в продольном направлении, что снижает динамическую устойчивость цистерны во всех других случаях, а следователь ко, и эксплуатационную надежность
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности транспортной цистерны
Указанная цель достигается тем, что в транспортной цистерне, представляющей собой емкость, состоящую из оболочки с днищами, оснащенную наливным приспособлением и гасителями гидроударов в виде соединенных жесткой связью пластин, выполненных по форме днищ прикрепленных к днищам емкости посредством стержней и подпружиненных с обеих сторон установлен дополнительный гаситель гидроударов
СО
выполненный в виде свернутой в спираль перфорированной пластины из упругого материала. При этом одна продольная кромка спирали соединена жестко с валом (жесткой связью), а другая посредством гибкой связи - с оболочкой емкости, при этом соседние витки спирали в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях соединены между собой посредством гибких связей, а наружный виток - с оболочкой емкости.
Указанное конструктивное решение позволяет эффективно гасить колебания жидкости в транспортной цистерне, возникающие в любых направлениях, что повышает динамическую устойчивость цистерны, а следовательно, и эксплуатационную надежность. Продольные колебания гасятся, как и в прототипе, с помощью гасителей гидроударов, расположенных у днищ цистерны. Поперечные колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях гасятся за счет продавливания жидкости в отверстия спирали и рассеивания энергии колебаний жидкости за счет упругих свойств самой спирали.
Предложенная цистерна характеризуется следующими отличительными существенными признаками: цистерна снабжена дополнительным гасителем гидроудэров, выполненным в виде свернутой в спираль перфорированной пластины; перфорированная пластина выполнена из упругого материала, одна продольная кромка пластины соединена жестко с валом, представляющим жесткую связь между гасителями гидроударов, расположенными у днищ цистерны; другая продольная кромка пластины соединена посредством гибкой связи с оболочкой цистерны; соседние витки спирали в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях соединены между собой посредством гибких связей, а наружный виток - с оболочкой емкости.
Иа фиг.1 изображена транспортная цистерна, продольное сечение; на фиг.2 - то же, поперечное сечение.
Транспортная цистерна (фиг.1,2) состоит из емкости 1 с наливным приспособлением 2, гасителей гидроударов 3, подпружиненных стержней 4, вала 5, с которым жестко соединена кромка спирали 6, выполненной из упругого материала, и гибких связей 7.
Транспортная цистерна работает сле- дуюицш образом.
После заливки жидкости через наливное устройство 2 в емкость 1 при любом ее уровне колебания жидкости гясятся во всех возможных направлениях. Так например, при трогании или торможении транспортной цистерны возможно возникновение
продольных колебаний, которые будут га, ситься с помощью гасителей гидроударов 3,
соединенных с днищами оболочки 1 посредством подпружиненных стержней 4. При наезде транспортной цистерны на препятствие (например, в горной местности на валуны) возможно возникновение поперечных колебаний, воздействие которых на ци0 стерну может привести к ее разрушению или опрокидыванию. Гашение поперечных колебаний производится с помощью спирали 6, выполненной из сплошной перфориро- ванной птгастины, изготовленной из
5 упругого материала, и гибких связей 7, расположенных в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях между соседними витками спирали, а также между наружным витком и оболочкой емкости. Воздействие
0 перемещающейся массы жидкости приводит к деформации спирали (сворачиванию или разворачиванию), при этом энергия колебаний жидкости гасится как за счет собственных упругих свойств спирали, так и за
5 счет упругих связей 7. Часть энергии колебаний гасится одновременно и за счет продавливания жидкости через перфорацию в витках спирали 6. Устройство позволяет гасить колебания жидкости при любом уровне
0 заполнения емкости 1 жидкостью, так как витки спирали будут равномерно располагаться по высоте емкости 1 и, следовательно, охватывать весь свободный обьем емкости,
5 Изобретение позволяет повысить динамическую устойчивость цистерны за счет гашения колебаний жидкости внутри нее в любом направлении, а следовательно, позволяет повысить и эксплуатационную на0 дежность, В этом заключается техническое преимущество заявляемого устройства Формула изобретения Транспортная цистерна для перевозки жидкости, включающая емкость, состоящую
5 из оболочки с днищами, наливное приспособление и гаситель гидроударов,представ- ляющий соединенные между собой посредством вала пластины, каждая из которых выполнена по форме днища и п ри0 креплена к последнему, отличающая с- я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем обеспечения динамической устойчивости, она снабжена долог. (тельным гасителем гидроударов,
5 Bbinof ,нным в виде свернутой в спираль перфорированной пластины из упругого материала, одна продольная кромка кс орой соединена жестко с валом, а другая посредством гибкой связи с оболочкой емкости, при этом соседние витки спирали в -ух
взаимно перпендикулярных плоскостях соединены между собой посредством гибких
связей, а наружный виток емкости.
- с оболочкой
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортная цистерна | 1984 |
|
SU1253887A2 |
Узел гашения гидроударов транспортной цистерны | 1989 |
|
SU1684126A1 |
Транспортная цистерна | 1983 |
|
SU1211168A1 |
Цистерна для транспортирования жидкости | 1987 |
|
SU1446006A1 |
Автоцистерна | 1980 |
|
SU929500A1 |
СЕЙСМОСТОЙКИЙ РЕЗЕРВУАР | 2011 |
|
RU2460865C1 |
Автоцистерна | 1981 |
|
SU1004210A1 |
Цистерна для жидкости | 1981 |
|
SU981120A1 |
Автоцистерна для транспортирования наливных грузов | 1988 |
|
SU1551614A1 |
ГАСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОДНОГО ПОТОКА | 2021 |
|
RU2758132C1 |
Использование в машиностроении и может быть использовано при конструировании цистерн, в которых производится гашение гидроударов, приводящее к повышению эксплуатационной надежности Сущность изобретения транспортная цистерна состоит из емкости, оснащенной наливным приспособлением, и размещенными в ней гасителями гидроударов, один из которых выполнен в виде свернутой в спираль перфорированной пластины из упругого материала 2 ил
у Усч Учлл:уч-улд гу Уч.ц лч у- у л;
a,-iux a ja - oJI-r-a
rf
о
g-4W
JSSSz
fXr
bv i- v:slЈ: p ;ЈSX 3 X,., у .
vXN SS S Vs.
«F
,,
/ / 7 / У
Ух ч у V
Т / / / / / - / / { / jj Ј / /
ч ч ч v -х-х чч .
У- VS ч-
Транспортная цистерна | 1984 |
|
SU1253887A2 |
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
Авторы
Даты
1992-12-15—Публикация
1990-08-14—Подача