Изобретение может быть использовано1 в разных областях гидродинамики и гидравлики.
Известен способ определения коэффициента гидравлического сопротивления Я, основанный на предварительном определении числа Рейнольдса Re и относительной эквивалентной шероховатости Кг.
Известен также способ определения Я, основанный на предварительном определении диаметра D и эквивалентной шероховатости Кг трубопровода
Известен экспериментальный способ определения коэффициента гидравлического сопротивления, выбранный в качестве прототипа, который основан на измерении удельных потерь напора I и расхода жидкости Q для данного трубопровода
А л2дР5 I
8
Q
Недостатком данного способа, при значительных отложениях в трубопроводе в процессе эксплуатации, является большая погрешность в определении Я из-за изменения живого сечения трубопровода, попытки же повысить точность определения Я наталкиваются на определенные трудности при измерении диаметра (например, вскрытие трубопровода при каждом измерении).
Цель изобретения - повышение точности определения Я без непосредственного измерения диаметра трубопровода.
Поставленная цель достигается тем, что в трубопроводе создают турбулентный режим движения как в области Я f(Re, Кг),так и в области Я f(Kr), при этом с помощью измерений расхода Q и удельных потерь напора I определяют соотношение Q/v| по отдельности для обеих областей, затем находят расход, для которого соблюдается условие:
Х|
00 Јь xl О1
Оз
2 L
Qi + .Q2
з 7
а коэффициент гидравлического сопротивления в области А f(Kr) определяют из соотношения:
п УТТ С13ч2
Ьз о
;,4ig2()
.. i 2
где А -коэффициент гидравлического сопротивления;
Кг - относительная эквивалентная шероховатость трубопровода;
Re - число Рейнольдса;
И - удельные потери напора в области А f(Kr) при расходе Qi;
12,1з - удельные потери напора в области A f(Re,Kr) при расходе Qa и Оз соответственно.
Способ реализуется следующим образом.
Выбирают испытуемый участок трубопровода определенной длины, для определения удельных потерь напора устанавливают датчики разности давления, а для измерения расхода жидкости по направлению течения за исследуемым участком размещают расходомер. В трубопроводе создают турбулентный режим движения в области А f(Re, Кг) и с помощью расхода Q и удельных потерь, напора определяют соотношение , а потом создают область течения А f(Kr), и аналогично определяют Qi/vTT, затем экспериментально находят расход Оз (Qi Оз Q2), при котором создается условие:
2 °3 °1 t °2 h v/il
В этом случае коэффициент гидравлического сопротивления определяют из соотношения
iO-Кг
l I V 1з
/ ,
03ч2
QV
4ig2()
I 12 Для подтверждения вышеизложенного
были проведены исследования на лабораторном стенде, который включал в себя насос, задвижку для регулирования расхода, датчики давления и трубопровод.
В качестве испытуемых труб были взяты трубы 2x2,8 ГОСТ 3262-75, 65x4,0 ГОСТ 3262-75; 150x40 ГОСТ 3262-75, бывшие в эксплуатации и со значительными отложениями.
Вышеописанным методом определяли коэффициент гидравлического сопротивления и сравнивали со значениями
, л2д D5 I
Л п
0
5
8
О
в режиме А f(Kr), где D Dy
Надо отметить, что предложенное техническое решение после определения А в области А f(Kr) позволяет определить характеризующие параметры трубопроводов со значительными отложениями, в частности внутренний диаметр трубопровода
S
-Т:
8А О
л2
I
0
5
0
5
0
5
0
и относительную эквивалентную шероховатость трубопровода
1
Кг 3,7
В таблице приведены результаты определения технического состояния испытуемых труб.
Как видно из таблицы, условие D Dy дает погрешность до 15% при определении коэффициента гидравлического сопротивления и 43% при определении шероховатости трубопровода.
Преимущество предложенного способа по сравнению с прототипом заключается в повышении точности определения А без вскрытия трубопровода. Вместе в тем становится возможным контролировать техническое состояние трубопровода, в частности живое сечение трубопровода, шероховатость и толщину отложений в процессе эксплуатации.
Формула изобретения
Способ определения коэффициента гидравлического сопротивления при меняющемся в процессе эксплуатации живом сечении трубопровода путем измерения расхода Q и удельных потерь напора I, о т- личающийся тем, что, с целью повышения точности определения коэффициента гидравлического сопротивлений А , без непосредственного измерения диаметра, в трубопроводе создают турбулентный режим движения как в области А f(Re, Кг), так и в области А f(Kr). определяют соотношение О/м отдельно для обеих областей, затем находят расход, для которого соблюдается условие
о Оз v-,
л --«. --.
via
Qi f 0.2
VJ7
а коэффициент гидравлического сопротивления в области А f(Kr) определяют из соотношения
, 1 А 4
M-Vb -%2
U «ь nJ
ь Qr
ig2()
l2
где Кг- относительная эквивалентная шероховатость трубопровода;
Re - число Рейнольдса:
И - удельные потери напора в области А f(Kr) при расходе Qi:
12, 1з - удельные потери напора в обла- сти Я f(Re, Kr) при расходе QZ и Оз соответственно.
/
Сущность изобретения: измеряют расход и удельные потери напора. В трубопроводе создают турбулентный режим движения как в области гидравлического сопротивления функции от шероховатости трубы и критерия Рейнольдса, так и в области гидравлического сопротивления функции от шероховатости трубы. Определяют соотношение расхода и удельных потерь напора для обеих областей. Затем находят расход, для к-poro соблюдается заданное соотношение и коэффициент гидравлического сопротивления функцией от шероховатости трубы. 1 табл.
Чугаев P.P | |||
Гидравлика, Л.: Энергоиз- дат, 1982, с | |||
Моноплан с несколькими двигателями | 1924 |
|
SU672A1 |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1991-02-05—Подача