Изобретение относится к машиностроению и касается выполнения шатуна поршневой машины, преимущественно двигателя внутреннего сгорания.
Известны шатуны поршневой машины, содержащие поршневую головку, стержень и разъемную кривошипную головку с средствами предотвращения смещения крышки относительно основания головки во взаимно перпендикуТгярнйх направлениях.
Изв естбн также шатун преимущественно двигатели внутреннего сгорания, содержащий поршневую головку, стержень, разъемную кривошипную головку, крышка которой соединена с основанием головки посредством шатунных болтов, а также средства предотвращения смещения крышки относительно основания головки во взаимно перпендикулярных направлениях, выполненные в виде взаимозацепляемых зубьев, расположенных на сопряженных поверхностях стыка головки, при этом боковые поверхности зубьев не параллельны оси отверстия кривошипной головки шатуна.
Этот Шатун за счет исполнения боковых поверхностей зубьев не параллельными оси отверстия кривошипной головки шатуна не требует использования дополнительных деталей для предотвращения смещения относительно друг друга крышки и основания кривошипной головки
Однако данная конструкция имеет недостаточную надежность, связанную со сложностью изготовления, а также заниженной контактной несущей способностью из-за повышенной изгибной податливости частично срезанных крайних зубьев при одностороннем нагружении.
Цель изобретения - повышение надежности работы шатуна.
Указанная цель достигается тем, что шатун содержит поршневую головку, стержень, разъемную кривошипную головку, крышка которой соединена с основанием головки посредством шатунных болтов а также средства предотвращения смещения крышки относительно основания головки во взаимно перпендикулярных направлениях, выполненные в виде взаимозацепляемых зубьев, расположенных на сопряженных поверхностях стыка головки и выполненных в плане криволинейной формы, а каждый зуб расположен на поверхности стыка таким образом, что плоскость симметрии кривошипной головки, перпендикулярная оси симметрии последней, совпадает с поперечной плоскостью симметрии зубьев, при этом продольные оси симметрии зубьев расположены на продольной оси симметрии разъема в плане и совмещены с геометрическим центром разъема в плане или геометрические центры продольных осей симметрии зубьев каждой пары опорных
площадок совмещены в одной точке, смещенной относительно геометрического центра разъема в плане, а также геометрический центр продольной оси симметрии каждого зуба может быть смещен относи0 тельно геометрического центра разъема в плане на толщину зуба.
Кроме того, продольные оси симметрии зубьев могут быть расположены по дугам эллипсов, оси которых совпадают с осями
5 симметрии разъема.
На фиг. 1 представлен шатун двигателя
внутреннего сгорания, общий вид; на фиг.
2-5 - вид на стыковое соединение в плане.
Шатун содержит поршневую головку 1,
0 стержень 2, разъемную кривошпинную го ловку с крышкой 3, болтами 4 и взаимоза- цепляемымй зубьями 5, расположенными на сопряженных поверхностях стыка головки и выполненными в плане криволиней5 ной формы, а каждый зуб расположен на поверхности стыка таким образом, что плоскость симметрии кривошипной головки, перпендикулярная оси отверстия последней, совпадает с поперечной плоскостью
0 симметрии зубьев.
Продольные оси симметрии зубьев расположены по дугам окружностей, геометрические центры которых расположены на продольной оси симметрии в плане и совме5 щены с его геометрическим центром (фиг. 2). Геометрические центры продольных осей симметрии зубьев каждой пары опорных площадок совмещены в одной точке, смещенной относительно геометрического
0 центра разъема в плане (фиг. 3). Геометрический центр продольной оси симметрии каждого зуба смещен относительно геометрического центра разъема в плане на толщину зуба (фиг. 4) Продольные оси симметрии
5 зубьев расположены по дугам эллипсов, оси которых совпадают с осями симметрии разъема (фиг 5)
Выполнение зубьев в плане криволинейной формы увеличивает контактную пло0 щадь сопрягаемых поверхностей стыка головки и препятствует их взаимному перемещению относительно другдруга как в осевом, так и продольном направлениях. Формула изобретения
5 1. Шатун, преимущественно двигателя внутреннего сгорания, содержащий поршневую головку, стержень разъемную кривошипную головку крышка которой соединена с основанием головки посредст- J)OM шатунных болтов э также средства
предотвращения смещения крышки относительно основания головки во взаимно перпендикулярных направлениях, выполненные в виде взаимозацепляемых зубьев, расположенных на сопряженных поверхностях стыка головки, при этом боковые поверхности зубьев не параллельны оси отверстия кривошипной головки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, зубья в плане выполнены криволинейной формы, а каждый зуб расположен на поверхности стыка таким образом, что плоскость симметрии кривошипной головки, перпендикулярная оси отверстия последней, совпадает с поперечной плоскостью симметрии зубьев.
2. Шатун поп, 1,отличающийся тем, что продольные оси симметрии зубьев расположены по дугам окружностей, гео- 20 метрические центры которых расположены
0
5
0
на продольной оси симметрии разъема в плане.
3.Шатун по пп, 1 и2, отличающий- с я тем, что геометрические центры продольных осей симметрии зубьев совмещены с геометрическим центром разъема в плане.
4.Шатун по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что геометрические центры продольных осей симметрии зубьев каждой пары опорных площадок совмещены, а одной точке, смещенной относительно геометрического центра разъема в плане.
5.Шатун по пп. 1и2, отличающий- с я тем, что геометрический центр продольной оси симметрии каждого зуба смещен относительно геометрического центра разъема в плане на толщину зуба.
6.Шатун по п. 1, отличающийся тем, что продольные оси симметрии зубьев расположены по дугам эллипсов, оси которых совпадают с осями симметрии разъема,,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки | 1989 |
|
SU1716209A1 |
Способ изготовления шатуна | 1991 |
|
SU1812354A1 |
Способ изготовления шатуна | 1990 |
|
SU1731567A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТОГО СТЫКА КРИВОШИПНОЙ ГОЛОВКИ ШАТУНА | 2002 |
|
RU2219043C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2500907C2 |
Шатун | 1990 |
|
SU1793120A1 |
ШАТУН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2276748C2 |
Шатун | 1985 |
|
SU1267080A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2558490C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ | 1991 |
|
RU2013603C1 |
Использование: в области машиностроения, касается выполнения шатуна поршневой машины, преимущественно двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: шатун содержит поршневую головку 1, стержень 2, разъемную кривошипную головку с крышкой 3, болтами 4 и взаимозацепляемыми зубьями 5, расположенными на сопрягаемых поверхностях стыка головки и выполненными в плане криволинейной формы. Каждый зуб расположен на поверхности стыка таким образом, что плоскость симметрии кривошипной головки, перпендикулярная оси отверстия последней, совпадает с поперечной плоскостью симметрии зубьев, 5 з.п.ф-лы, 5 ил. 7 сл С XI оо N XI с сл J
Патент Франции № 661962, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Прибор для записи продолжительности рабочих операций | 1924 |
|
SU1929A1 |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1991-02-11—Подача