Изобретение относится к-машинострое- нию и может .быть использовано в центробежных грунтовых насосах.
Известно рабочее колесо центробежного насоса канального типа, включающее установленные на дисках лопасти, расширяющиеся в направлении движения перекачиваемого потока с твердыми включениями, образующие межлопастные тракты канального типа и имеющие центральные и периферийные рабочие поверхности, сопряженные между собой под тупым углом.
У такого колеса вырез в периферийной поверхности очерчен на большей ее части по дуге окружности из центра колеса, что приводит к двум отрицательным последствиям - эта часть .периферийной поверхности не оказывает энергетического воздействия на поток и, вследствие этого, не участвует в выравнивании поля скоростей потока на выходе из колеса, что приводит к потере КПД и напора, а также к сохранению высокого уровня пульсаций потока в отводе насоса,
аналогичного известным грунтовым насосам с канальными колесами известных типов.
Цель изобретения - повышение КПД и напора, а также снижение уровня шума и увеличение ресурса насоса,
Для достижения поставленной цели линия сопряжения центральной и периферийной поверхностей каждой лопасти смещена от периферии к центру на 3-15% от радиуса колеса. При этом периферийная рабочая поверхность может быть выполнена плоской или в виде криволинейной поверхности второго порядка, обращенной выпуклостью к периферии колеса, а угол наклона централь- .ной рабочей поверхности лопасти в зоне сопряжения с периферийной рабочей поверхностью выбирается равным 25-60°.
На фиг.1 показано рабочее колесо, разрез; на фиг,2 - данные экспериментальной проверки.
Рабочее колесо включает диски 1, лопасти с центральной рабочей 2, тыльной 3 и
XJ
00
Os
ю ю ел
«г-
периферийной рабочей 4 поверхностями, а также межлопастные тракты канального типа.Рабочее колесо центробежного насоса канального типа работает следующим образом,
Поток перекачиваемой жидкости поступает в межлопастные тракты 5 и движется от центра к периферии колеса. За счет примерно равнозначных величин площадей сечений трактов 5 в направлении движения потока на участке центральной рабочей поверхности 2 и отсутствия вихревых зон в прилегающих к тыльной поверхности 3 лопастей участках .обеспечивается приращение напора с увеличенным КПД.
Плавное воздействие на поток всеми участками периферийной поверхности 4 лопастей устраняет струйные режимы неравномерного выброса потока из рабочего колеса в отвод насоса, что способствует резкому уменьшению вихреобразования и снижению скорости потока на переходном участке между колесом и отводом. А за счет значительного уменьшения углов наклона периферийной поверхности 4 по сравне- нию с углом наклона /30 центральной поверхности 2 - увеличивается потенциальная составляющая приращения напора на этом участке, и за счет этого дополнительно снижаются скорости движения потока на переходном участке между колесом и отводом.
Благодаря перечисленным конструктивным особенностям улучшена гидродинамика отвода насоса с колесом канального типа и, соответственно, увеличен КПД насо .- 3
са в целом. За счет снижения скоростей движения потока в отводе и большей их равномерности уменьшены пульсация потока и уровень шума, а за счет уменьшения
интенсивности абразивного износа поверхностей колеса и отвода увеличен ресурс насосов, перекачивающих жидкости с абразивными включениями.
Формула изобретения
1. Рабочее колесо центробежного насоса канального типа, включающее установленные на дисках лопасти, расширяющиеся в направлении движения перекачиваемого потока с твердыми включениями, образующие межлопастные тракты канального типа и имеющие центральные и периферийные рабочие поверхности, сопряженные между собой под тупым углом, отличающее- с я тем, что, с целью повышения КПД и
напора, а также снижения уровня шума и увеличения ресурса, линия сопряжения центральной и периферийной поверхностей каждой лопасти смещена от периферии к центру на 3-15% от радиуса колеса.
2. Колесо по п.1, о т л и ч а ю щ ё е с я тем, что периферийная рабочая поверхность выполнена плоской.
3. Колесо по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что периферийная рабочая поверх- ность выполнена в виде криволинейной поверхности второго порядка, обращенной выпуклостью к периферии колеса.
4. Колесо по пп.1-3, отличающее- с я тем, что угол наклона центральной рабо- чей поверхности лопасти в зоне сопряжения с периферийной рабочей поверхностью равен 25-60°.
«I
v
.Я
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ступень лопастного многоступенчатого насоса | 2020 |
|
RU2754049C1 |
Ступень многоступенчатого лопастного насоса | 2020 |
|
RU2735978C1 |
СТУПЕНЬ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2005 |
|
RU2304729C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПОГРУЖНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2000 |
|
RU2164626C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 1992 |
|
RU2020283C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 1997 |
|
RU2142579C1 |
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2009 |
|
RU2406881C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2001 |
|
RU2197644C1 |
НАСОС ДИСКОВОГО ТИПА | 2012 |
|
RU2518716C2 |
Рабочее колесо центробежного насоса | 2019 |
|
RU2727275C1 |
Сущность изобретения: установленные на дисках лопасти, расширяющиеся в направлении движения перекачиваемого потока с твердыми включениями, образуют межлопастные тракты канального типа и имеют центральные и периферийные рабочие поверхности, сопряженные между собой под тупым углом. Линия сопряжения смещена от периферии к центру на 3-15% от радиуса колеса. Периферийная рабочая поверхность м.б, выполнена плоской или в виде криволинейной поверхности второго порядка, обращенной выпуклостью к периферии колеса. Угол наклона центральной рабочей поверхности лопасти в зоне сопряжения равен 25-60. 3 з.п.ф-лы; 2 ил. .
Стыковое соединение секций свай | 1976 |
|
SU690118A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Двухступенное или многоступенное гидравлическое инжекционное устройство для сжатия воздуха и других газов, с применением насосов для постоянного поддержания циркуляции в нем жидкости | 1925 |
|
SU1955A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1990-08-17—Подача