Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано для уравновешивания четырехцилиндровых рядных автомобильных двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение динамической уравновешенности.
На фиг.1 и 2 приведена схема криво- шипно-шатунного механизма четырехци- линдрового рядного двигателя внутреннего сгорания.
Двигатель имеет цилиндры (на фиг. не показаны), коленчатый вал, содержащий кривошипы 1-4, с которыми связаны шатуны 5 и поршни 6 крайних цилиндров и шатуны 7 и поршни 8 средних цилиндров. Кривошипы вала размещены так, что в каждой паре смежных кривошипов угол между кривошипами равен 120°. а кривошипы крайних цилиндров совпадают по направлению. На продолжение щек вала размещены противовесы 9 и 10 одинаковой массы, отношение приведенной массы Mi, поступательно движущейся в крайнем цилиндре, к
аналогичной массе М2 в среднем цилиндре равно 1:2. Одноименные элементы шатун- но-поршневых групп имеют одинаковые размеры и материал, двигатель имеет три внешних опоры, из которых две передние по бокам - в средней части двигателя, а задняя - сзади коробки передач автомобиля.
Двигатель работает следующим образом.
Противовесы 9 и 10 обеспечивают динамическую уравновешенность двигателя по центробежным силам от масс каждого из кривошипов 1-4 и частей масс шатунов 5 и 7, приведенных к шейке соответствующего кривошипа, при этом неуравновешенных моментов от центробежных сил не возникает, сила инерции Pki первого порядка для крайнего цилиндра находится из выражения
Pki C-cos (F),
где F - угол поворота первого кривошипа от начала отсчета;
С - параметр двигателя, определяемым массой Mi, радиусом кривошипа и угловой скоростью вала.
VJ
00
О
со ю
Аналогично сила инерции PCI первого порядка средних цилиндров
Pci 2-Ccos(F+120),
Pci 2-Ccos(F+240),
поскольку и имеется угловой сдвиг кривошиНов.
Сумма сил инерции первого порядка
Pi C-cos(F)+2- С -cos (F+120)+2 -C-cos (F±240)+C-cos (F)0;;
Аналогично сумма сил инерции второго порядка равна нулю.;
Момент сил инерции первого порядка относительно точки пересечения осей вала и четвёртого цилиндра равен
Ti 3-A-C-cos (F)+2-A-2-C-cos (F+120) +A-2 C-cos (F+240)1 J32-A- C-cos (F), где А - расстояние между осями цилиндров. .. Аналогично момент сил инерции второго порядка
,732-A-C-Y- sin (2 -F). Л : где Y - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна
Суммарный момент, который действует в плоскости осей цилиндров, равен
1 11+12 1,732 А-С ((cos(F)-Y-sin (2-F)),
Максимальное значение этого неуравновешенного момента при
ТМИ,732-А-С, ; Максимальная реакция на передней опоре получается из соотношений: 2-R-B 1,732-А-С,
,866 A-C/B,. . где В - расстояние между задней и передними опорами.
Принимая А, получаем RH),0866 С.
У двигателя-прототипа с плоской схемой коленчатого вала аналогичная реакция равна . половине неуравновешенной суммарной силы инерции второго порядка:
RA 2 C-Y,
Отношение сопоставляемых реакций при ,28 представим таким образом:
,47.
Как видно, уменьшение максимального значения реакции происходит более чем в 6 раз..
В варианте двигатель имеет следующее соотношение параметров:.. :. Re о. Bk + k Rk Be -f k где Re, Rk - радиусы кривошипов среднего и крайнего;
Be, Bk. плотность материала поршня, соответственно, средйего и крайнего цилиндров;
k M/V - пара-метр конструкций; М. V - масса Йоршневой головки шатуна и объем материала поршня, соответственно одинаковые для всех цилиндров двигателя.
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Массы противовесов 9 и 10 в этом варианте не одинаковы. Двигатель работает аналогично рассмотренному с той особенностью, что указанный эффект по повышению динамической уравновешенности достигают при использовании для поршней материалов с различной плотностью при одинаковых размерах одноименных элементов шат групп, что служит упрощению технологии, и разных противовесах, в примере приняты: для крайнего поршня - силумин ( кг/м , для Среднего - сталь ( кг/м3), k 1000 кг/м3 получим
.. : .85;: ; ;:;;
Это значит, что радиусы кривошипов 2 и 3 меньше, чем у кривошипов 1 и 4 на 15% анализ уравновешенности, выполненный на основе результатов более точных расчетов на ЭВМ с учетом опрокидывающих моментов, показал, что максимальная реакция на опоре от суммы моментов уменьшается в 3,2 раза, это свидетельствует о Значительном уменьшении вибраций и расхода топлива по сравнению с аналогами и приближении двигателя к более дорогому шестицилиндровому варианту по уровню обеспечиваемой комфортабельности автомобиля. .:, ;: Двигатель рекомендуется применять вместо аналогичных четырехцилиндровьгх рядных двигателей с плоской и крестообразной схемами коленчатого вала. Форму л а изо бретен и я 1.Четырехцилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания, содержащий коленчатый вал, связанные с ним шатуны, поршни и цилиндры, о т ли ч а ю щ и и с я тем, что, с целью уравновешивания, коленчатый вал выполнен с кривошипами, три из которых расположены под углом 120°, а первый и четвертый совпадают по направлению И .
2, Двигатель по п.1, отличающийся тем, что шатунно-поршневые группы всех цилиндров выполнены одинаковыми по размерам, поршни крайних и средних цилиндров выполнены из разных материалов, а отношение радиусов кривошипов крайних и средних цилиндров находится из условия
RC 9 Bk-f k . Rk : Be +k
где mi - поступательно движущаяся масса среднего цилиндра, состоящая из массы поршневого комплекта и массы шатуна, статически приведенной к поршню;
гп2 - поступательно движущаяся масса крайнего цилиндра;
Re, Rk радиусы кривошипов соответственно средних и крайних цилиндров;
Be, Bk - плотности материалов поршней среднего и крайнего цилиндров;
М к -тт - параметр конструкции;
V - обьем поршня, одинаковый для средних и крайних цилиндров;
М- масса поршневых головок шатуной, одинаковая для средних и крайних цилинд- ров.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2030608C1 |
Устройство уравновешивания поршневого рядного двухцилиндрового четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания | 2023 |
|
RU2796180C1 |
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СДВОЕННЫМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2382891C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ КОСВЕННЫМ ПУТЕМ | 2015 |
|
RU2579304C1 |
ДВУХЦИЛИНДРОВЫЙ V-ОБРАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2115809C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2267623C1 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕМЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ | 2001 |
|
RU2256085C2 |
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2097571C1 |
УСТРОЙСТВО для УРАВНОВЕШИВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА | 1970 |
|
SU274535A1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2260131C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании двигателей внутреннего сгорания, Цель изобретения - повышение качества уравновешивания. Цель достигается за счет выполнения коленчатого вала с кривошипами, расположенными под углом 120°, одинаковым направлением крайних кривошипов и удвоением массы поступательно движущихся частей крайнего цилиндра по сравнению с аналогичными массами средних цилиндров. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Фиг. 2
/Ч
Фиг-/
Попык К.Г | |||
Динамика автомобильных и тракторных двигателей | |||
М.: Машиностроение, 1965, с.85, фиг | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1990-03-06—Подача