Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах общего назначения.
Известна зубчатая передача, содержащая два зацепляющихся колеса, на рабочих поверхностях зубьев одного из которых выполнены параллельные образующим этих поверхностей смазкоудерживающие канавки, размещенные по высоте профиля зубьев в соответствии с параметрами трения в зацеплении.
Недостатком указанной зубчатой передачи является ее низкая надежность, вызванная высокой концентрацией нагрузки по длине контактной линии.
Целью изобретения является повыше- нме надежности за счет выравнивания нагрузки по длине контактной линии в косозубой передаче. Для партии зубчатых передач ожидаемый экономический эффект составляет 675 руб.
С указанной выше целью канавки размещены вдоль проходящих через полюс зацепления образующих, а их ширина принята равной 0,1 т, где т - нормальный модуль зацепления.
Предлагаемая зубчатая передача отличается от прототипа тем, что смазкоудерживающие канавки на зубьях размещены вдоль проходящих через полюс зацепления образующих. Это позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию новизна.
В известных технических решениях отсутствуют признаки, отличающие заявляемую зубчатую передачу от прототипа, что позволяет сделать вывод о ее соответствии критерию существенные отличия.
На фиг.1 изображена боковая поверхность зуба зубчатого колеса предлагаемой передачи со смазкоудерживзющей канавкой, размещенной вдоль проходящей через полюс зацепления образующей; на фиг.2 - нормальное сечение зуба с выполненной на
со
с
00
Os
СлЭ
ю о
нем смазкоудерживающей канавкой;
Одно из зубчатых колес предлагаемой зубчатой передачи содержит зубья, на боковой поверхности (фиг.1) которых выполнены смазкоудерживающие канавки, размещен- ные вдоль проходящей через полюс зацепления образующей. Ширина канавок принята равной 0,1 т, где т - нормальный модуль зацепления. Полюсная линия зуба является осью симметрии выполненной на нем канавки. ..
Смазкоудерживающая канавка имеет треугольный профиль (фиг.2), что определяется технологией выполнения канавки на зубе,
Предлагаемая зубчатая передача работает следующим образом.
При контактировании косых зубьев колёс контактная линия наклонена к основанию зуба под углом А (фиг.1). При этом в любой из фаз зацепления зубьев участок контактной линии длиной b , расположенной у полюса зацепления, в контактировании не участвует, так как глубина паза значительно превышает контактную дефор- мацию зубьев в полюсе зацепления, Поскольку максимум эпюры контактной нагрузки, действующей на проходящей через полюс зацепления контактной линии, соответствует всегда полюсу зацепления, то исключение из контактирования участка с максимумом нагрузки влечет за собой выравнивание нагрузки по длине контактной линии. Это повышает надежность зубчатой передачи.
При назначении ширины паза исходим из того, что длина эквивалентного косому прямого зуба составляет (фиг.1) Ьз b/cos/J , где b - ширина зубчатого .венца, Р- угол наклона линии зуба на делитель- ном цилиндре, а угол наклона контактной
линии к основанию зуба a- arcsln(sln a. n х х tg ), где ап - угол зацепления в нормальном сечении, / в - угол наклона линии зуба на основном цилиндре (при нулевом зацеплении ft ь ft ). Для минимального из применяемых углов наклона ft 8° (2) угол А составляет 2°45 , для максимального /3 30°- 11°23 .Длина участка b , практически не зависящая от ширины полоски контакта 2Ь (фиг.1) вследствие того, что 2 b « 0,1 m и рассчитываемая по формуле b 0,1 m/sln А , составляет для указанных значений угла соответственно 2,08т и 0,51 т. Для средней ширины венца зубчатых колес передач общего машиностроения, выраженной в модулях, bm 15 m сокращение длины контактной линии составляет соответственно 13,7% и 2,9%. Так как еще большее сокращение длины контактной линии может повлечь за собой повышение контактной нагрузки на ней в случае нагружения зуба с минимальным углом наклона /3 ширину паза ограничивают значением 0,1 т. .
Формула изобретения Зубчатая передача, содержащая два зацепляющих колеса, на рабочих поверхностях зубьев одного из которых выполнены параллельные образующим этих поверхностей смазкоудерживающие канавки, размещенные по высоте профиля зубьев в соответствии с параметрами трения в зацеплении, отличающаяся тем.что, с целью повышения надежности за счет выравнивания нагрузки по длине контактной линии в косозубой передаче канавки размещены вдоль проходящих через полюс зацепления образующих, а их ширина принята равной 0,1 т, где т - нормальный модуль зацепления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА М.Н.ЗЯТЬКОВА И Н.М.ЗЯТЬКОВА | 1993 |
|
RU2102641C1 |
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ПОВЫШЕНИЯ КОНТАКТНОЙ И ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ И ЭВОЛЬВЕНТНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2703094C2 |
СПОСОБ ХРУСТАЛЕВА Е.Н. ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЦИЛИНДРИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2735434C1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2016 |
|
RU2648497C1 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ НА КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ | 1990 |
|
RU2044299C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2108509C1 |
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1359523A1 |
Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления | 1988 |
|
SU1768359A1 |
Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам. Цель - повышение надежности зубчатой передачи. Цель достигается за счет выравнивания нагрузки по длине контактной линии в косозубой передаче. В косозубой передаче контактная линия наклонена к основанию зуба под углом А . Смазкоудерживающая канавка выполнена шириной 0,1-т, где т - модуль зацепления, и размещена вдоль проходящих через полюс образующих рабочей поверхности зуба. Участок b контактной линии исключен из контакта. Т.к. именно на этом участке наиболее высокие теоретические контактные нагрузки, практические нагрузки распределяются по остальным участкам контактной линии более равномерно. 2 ил..
Зубчатое колесо | 1988 |
|
SU1536108A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1990-04-10—Подача