Лекало летной зоны Советский патент 1924 года по МПК B64F5/00 

Описание патента на изобретение SU1790A1

Предлагаемое изобретение имеет целью ускорить нанесение лётной зоны на лётную карту.

Условия летней работы при ветре заставляют летчика перед полетом точно определять предельное удаление от своего аэродрома для того, чтобы обеспечить возможность возвратного полета, что имеет место всегда в тех случаях, когда летчик должен непременно вернуться на тот аэродром, с которого улетел. Предельное удаление от места вылета или рабочая дальность зависит от технической скорости самолета, скорости ветра во время полета и запаса горючего, который имеется на самолете для выполнения полета вперед и назад.

В аэронавигации доказывается, что летняя зона для каждого такого задания является эллипсом, который легко построить по полуосям, зная техническую скорость самолета, скорость ветра и время полета, определяемое по запасу горючего. На фиг. 1 изображена соответствующая схема, а на фиг. 2 - лекало.

На фиг. 1 показана схема расположения эллипсов рабочей дальности при различных ветрах для самолета с технической скоростью в 180 км. в час, при наличии на нем такого запаса горючего.

который бы позволял летчику иметь в своем распоряжении 4 часа времени для совершения полета вперед и назад, предполагая, что весь остальной запас горючего будет расходоватьсн на поддержание самолета в воздухе в том месте, где будет выполняться фотосъемка или какое-либо другое задание, включая сюда и потерю времени на замедления от неточности управления самолетом.

На этой схеме сплошной линией очерчен круг наибольшей возможной (теоретически) дальности возвратного полета за 4 часа времени. Радиус этого круга будет радиусом действия взятого самолета, если 4 часа будет его наибольшей возможной продолжительностью полета при нормальном режиме полета. Точками показан эллипс рабочей дальности (т.-е. граница предельного удаления самолета) при ветре Юм. в секунду при 4-х часовой продолжительности возвратного полета. Вся плошадь внутри этого эллипса представляет лётную зону для взятого самолета при ветре 10 м/с., и летчик может залетать в любую точку лётной зоны с уверенностью, что при возвратном полете он сможет сесть на свой аэродром. Если же летчик попадет

в какое-нибудь место, лежащее за границей рабочей дальности, т.-е. вне лётной зоны, то ему придется неизбежно совершить спуск вне своего аэродрома из-за недостатка горючего. Пунктиром точка тире показана граница лётной зоны при ветре 15 Л1. в секунду. Пунктиром тире - лётная зона при ветре- 20 MJc. Дальнейшие лётные зоны при других ветрах не приведены, так как на практике при ветре свыше 20 м. в секунду полеты совершаются очень редко, а более мелкие колебания в величине ветра выходят за пределы необходимой для обычной практической точности вычислений.

Из обзора этой схемы видно, что заметное влияние ветра на полет самолета с технической скоростью в 200 км. в час становится лишь при ветре около IQ м. ъ секунду и более. Слабые же ветры без особенной погрешности могут и не приниматься в расчет, так как поправка в дальности за счет ветра не выходит за пределы точности определения времени на выполнение задания Подобным же образом можно было бы построить серию лётных зон и для любой продолжительности возвратного полета. Практически заслуживает внимания построение таких серий с промежутками аремени через один час до наибодьшей продолжительности, допускаемой вместимостью баков для бензина и масла на данном самолете.

Если такие серии лётных зон нанести на целлулоидную или какую-либо иную (картонную, алюминиевую) твердую пластинку и по границам эллипсов сделать соответственные прорези, то получится лекало, позволяющее совершенно механически наносить на лётную карту, с достаточной для практики точностью, нужную зону дальности для любого ветра.

Наиболее удобными для предварительных соображений о полете являются карты в 10-25верств дюйме, особенно последняя, а потому и лекало можно заготавливать для карты в 25 верст

в дюйме, получая при этом допускаемое по размерам лекало, так как практически достаточно иметь его лишь для одной четверти круга, в виду симметричности лётной зоны относительно осей эллипса.

На фиг. 2 показан общий вид такого лекала в уменьшенном масштабе для самолета с технической скоростью в 180 км. в час при объеме баков на 4 часа непрерывной работы на нормальном режиме. Обшие размеры такого лекала будут менее квадрата 40 см. по длине и ширине, так что его можно поместить в крышке ящика с запасными частями при каждом самолете.

Для применения лекала лётной зоны поступают следующим образом: накладывают его на карту так, -чтобы угол лекала с центром кривых совпал с точкой вылета, а начерченная на лекале стрелка совпала с направлением ветра, нанесенном на карте. Взяв на лекале нужную серию по запасу горючего, необходимо выбрать прорезь, отвечающую той силе ветра, которую надо ожидать на высоте полета, и прочертить по этим прорезям на карте пунктир для тех четвертей, в районе которых лежит нужная лётная зона. Все точки, лежащие внутри подученной лётной зоны, можно считать достигаемыми при возвратном полете.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Лекало лётной зоны, характеризующееся применением целлулоидной или иной твердой квадратной пластинки (фиг. 2) с нанесенными на ней концент трическими кривыми в виде дуг круга и эллипсов, имеющих центром одну из вершин квадрата и соответствующих дальностям полета, в каковых кривых сделаны прорезы для нанесения через них линий лётных зон на карте полета, с каковою целью лекало накладывается на карту так, чтобы центр кривых совпал с точкой вылета, а начерченная на лекале стрелка совпала с направлением ветра, нанесенном на карте.

Похожие патенты SU1790A1

название год авторы номер документа
Прибор для определения скорости и направления ветра, курса и скорости полета аэроплана, а также угла сноса аэроплана 1923
  • Вегенер А.Н.
SU2909A1
Прибор для определения скорости и направления ветра 1923
  • Вегенер А.Н.
SU809A1
Прибор для определения продолжительности и дальности полета на воздушных судах 1925
  • Вегенер А.Н.
SU4883A1
ПРИБОР ДЛЯ ВЫЧЕРЧИВАНИЯ ПУТИ ПОЛЕТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 1925
  • Вегенер А.Н.
SU3513A1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПИЛОТИРУЕМОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2008
  • Берестов Леонид Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Людмила Яковлевна
  • Калинин Юрий Иванович
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
  • Степанова Светлана Юрьевна
RU2370416C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСАДОЧНОЙ ВИДИМОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВЫСОТЕ ОБЛАКОВ И ЯВЛЕНИЯХ ПОГОДЫ (ПЛАНШЕТ ОЦЕНКИ ПОСАДОЧНОЙ ВИДИМОСТИ ) 2003
  • Зубков О.А.
  • Шелыганов П.В.
RU2267142C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Берестов Леонид Михайлович
  • Харин Евгений Григорьевич
  • Якушев Анатолий Федорович
  • Мирошниченко Людмила Яковлевна
  • Калинин Юрий Иванович
  • Вид Вильгельм Имануилович
  • Абакумов Пётр Николаевич
  • Полтавец Владимир Афанасьевич
RU2388663C1
Способ спасения катапультировавшегося летчика и устройство для его осуществления 2 2017
  • Ефимочкин Анатолий Павлович
RU2655586C2
СИСТЕМА ИНДИКАЦИИ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Нараленков Михаил Кириллович
  • Прядкин Сергей Петрович
  • Шевченко Роман Алексеевич
  • Шкурко Николай Константинович
RU2647344C2
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРОННОЙ ИНДИКАЦИИ 2004
  • Парамонов П.П.
  • Копорский Н.С.
  • Виноградов Ю.Н.
  • Сабо Ю.И.
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Никитин В.Н.
  • Перминов А.Г.
  • Кодола В.Г.
RU2264953C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 790 A1

Реферат патента 1924 года Лекало летной зоны

Формула изобретения SU 1 790 A1

Типо-литография «Красный Нечатыик, Ленинград, Международный, 75.

SU 1 790 A1

Авторы

Вегенер А.Н.

Даты

1924-09-15Публикация

1924-05-28Подача