Одним из важнейших вопросов аэронавигации является определение величины и направления ветра во время полета; от этого зависит подсчет пути, так как техническая скорость аппарата и курс его полета получаются непосредственным отсчетом по указателю скорости и компасу.
Для решения этой задачи предлагается прибор, при помощи которого, зная техническую скорость движения летательного аппарата и угол сноса, возможно определить величину скорости ветра и его направление.
На прилагаемом чертеже изображен прибор в плане.
Прибор состоит из алюминиевого круга 1, разделенного по окружности на 360° с нанесенными на нем концентрическими окружностями через каждый сантиметр. В центре круга укреплен одной из вершин шарнирный ромб О, 2, 3, 4, вдоль одной из сторон которого движется линейка 5 - 6. На трех сторонах ромба и на линейке наносятся деления через каждый миллиметр. Шарнир 2 снабжен зажимом, позволяюшим закреплять сторону О - 2 в заданном направлении.
Для пользования прибором поступают cлeдyюш м образом:
Положим, необходимо определить во время полета скорость и направление ветра. Для этого необходимо знать, кроме технической скорости и курса полета, еще и угол сноса, т.-е. угол между осью самолета и курсом; определение это делается по компасу. Допустим, что курс самолета СЮ, скорость 180 км в час, и ось самолета направлена на CCB3Q°. Установив линейку 5 - 6 прибора так, чтобы она, оставаясь параллельной курсу полета С10°, проходила через конец Л вектора технической скорости V. Вдоль линейки прочерчиваем возможно длиннее на лимбе мягким карандашем направление . Затем, изменив направление на какойлибо новый предмет по курсу ВС40°, вновь замечаем направление оси самолета по компасу, которое, на этот раз окажется, положим, на CBB6Q°. Устанавливаем движек 5-6, подобно предыдущему, так, чтобы он проходил через конец Л нового вектора технической скорости (той же величины, но другого направления - на 60° СВ), вновь провоДИМ на лимбе направление вдоль движка до пересечения с прежней чертой в точке С.
Установив сторону О-4 с прорезью так, чтобы точка С была видна сквозь прорезь, измеряем удаление ее от центра О, которое и дает по величине и направлению вектор W, показывающий, что в данном случае имеется юго-восточный ветер со скоростью 60 км в час или около 16 м в секунду, имеющий направление ЮВ127°.
Для вычисления курса полета и определения фактической скорости поступают следующим образом: допустим, что предположено соверщить полет на самолете при технической скорости около 160 км в час в направлении на СВ (азимут 45°) при восточном ветре направления ЮВВ 108° силою 20 м в секунду, т.-е. 72 км в час.
Установив сторону ромба О-2 по направлению на цель полета CS45°, а сторону ромба О-4 по направлению ветра ЮВВ108°, передвигают движек 5-6, оставляя его параллельным стороне О-2, до точки Б(8), удаленной от центра О круга на величину скорости ветра 72 км в час. Точка пересечения К движка с окружностью технической скорости самолета (обычно наносится на доске красной чертой) даст сразу курс 68°, по которому надо держать самолет во время полета, и земную скорость передвижения, равную длине БК по движку - как стороне параллелограмма, построенного на скоростях ветра и технической скорости самолета. В тех случаях, когда очень важно сохранить точное направление курса, напр., при дальних полетах, при
бомбометании, при фотографировании и пр;, следует укрепить-в центре круга О и в щарнире 2 миллиметровые стержни высотою IQ см или алидадные диоптры, которые дадут визирную линию на цель полета. Для получения визирной линии курса берут отсчет курсового угла по компасу, а прибор перед летчиком ориентируется так, чтобы линия курса совпадала с осью самолета.
ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.
1.прибор для определения скорости и направления ветра, а также для определения курса и скорости полета аэроплана, характеризующийся тем, что он состоит из снабженного градусным кругом и концентрическими через один сантиметр делениями, диска с укрепленным поворотно в его центре одною из своих вершин шарнирным ромбом, сторона О-4 которого снабжена передвижною по пазу линейкою 5-6, щарнир же 2 снабжен зажимом, служащим для закрепления стороны О-2 в заданном направлении, при чем на сторонах шарнирного ромба и на линейке 5-6 нанесены миллиметровые деления.
2.В охарактеризованном в п. 1 приборе, снабжение центра О и шарнира 2 алидадными диоптрами или визирными стержнями, служащими для визирования на цель полета.
3.В охарактеризованном в п. 1 приборе, применение при щарнире 2 горизонтального алидадного диоптра с нитью, расположенной по направлению стороны О-2 или визирного стержня, отогнутого по продолжению стороны О-2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прибор для определения скорости и направления ветра, курса и скорости полета аэроплана, а также угла сноса аэроплана | 1923 |
|
SU2909A1 |
Прибор для определения продолжительности и дальности полета на воздушных судах | 1925 |
|
SU4883A1 |
Лекало летной зоны | 1924 |
|
SU1790A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА | 1926 |
|
SU5754A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ВЫЧЕРЧИВАНИЯ ПУТИ ПОЛЕТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | 1925 |
|
SU3513A1 |
Прибор для определения направления астрономического меридиана | 1940 |
|
SU67877A1 |
Устройство для указания курса летательного аппарата | 1927 |
|
SU8030A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА СНОСА, УКАЗАНИЯ КОМПАСНОГО КУРСА И АБСОЛЮТНОЙ СКОРОСТИ САМОЛЕТА | 1925 |
|
SU3462A1 |
Прибор для определения абсолютной скорости самолета, его компасного курса и угла сноса | 1926 |
|
SU4106A1 |
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов | 1924 |
|
SU1813A1 |
Авторы
Даты
1924-09-15—Публикация
1923-04-02—Подача