Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения угла контакта шариковых подшипников.
Известен прибор для измерения угла контакта шариковых подшипников, в котором угол контакта измеряется путем определения скорости вращения сепаратора с установленным на нем с помощью пластилина датчиком 1.
Однако применение этого прибора ограничено толщиной сепаратора, на который можно установить датчик, а также плавлением датчика вместе с сепаратором. Если тод- щина сепаратора меньше 3 мм, то на него датчик установить нельзя, следовательно, нельзя измерять угол контакта в таких подшипниках.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является выбранный в качестве прототипа прибор для измерения угла контакта шариковых подшипников, состоящий из корпуса с установленными в нем шпинделем для вращения внутреннего кольца подшипника,„привода вращения шпинделя, стола для фиксации подшипника, механизма нагруженная подшипника, от-, счетного устройства и технологического сепаратора с установленным в нем датчиком 2.
Однако такой прибор для измерения угла контакта требует для получ ения необходимой точности дл.ител1 ного времени измерения. Так для получения точнрсти ± 45 , необходимо дать 40 оборотов шпинделю. Кроме того, технологический сепаратор имеет как радиальное, так и осеЪое перемещение, т.е. датчик, находящийся на сепараторе, плавает вместе с сепаратором, что ограничивает точность измерения.
Целью изобретения является повышение точности и производительности измерения.
Поставленная цель достигается тем, что в приборе, содержащем шпиндель для вращения внутреннего кольца подшипника, привод вращения шпинделя, стол для фиксации подшипников, механизм нагружений, технологический сепаратор с установленным в нем датчиком скорости и вычислительное устройство, датчик скорости расположен на дополнительном шпинделе, установленном соосно со шпинделем механизма вращения внутреннего кольца подшипника, а технологический сепаратор выполнен в виде короны.
На чертеже изображен предлагаемый прибор, продольный разрез.
В корпусе 1 в шариковых направляющих установлен шпиндель 2, имеющий возможность вращаться и перемещаться вдоль оси. Сверху над шпинделем расположен узел 3 нагрузки. С помощью поводка 4 шпиндель соединен с втулкой 5, посаженной на два подшипника в корпусе прибора. Втулка соединена кинематически, например ременной передачей 6, с двигателем привода 7. .Столик 8 измеряемого подшипника 9 установлен в корпусе 1 под шпинделем 2 соосно с ним. Под столиком 8 соосно расположен дополнительный шпиндель 1.1, посаженный на два подшипника. На шпинделе 11 находится датчик и технологический сепаратор 13. Вычислительное устройство
14 выполнено в виде отдельного блока и имеет цифровую индикацию.
Прибор для измерения угла контакта в
подшипнике работает следующим образом.
На столик 8 устанавливают собранный
без сепаратора подшипник 9. Вводят в от- счетное устройство геометрические параметры измеряемого подшипника. Приводят во вращение шпиндель 2 с заданной скоро- стью (л) 1. Отсчетное устройство с помощью
датчика определяет скорость сепаратора и по формуле
30
p arccosa(1 -i)
5
0
5
0
5
где ф -угол контакта в подшипнике;
а -коэфициент пропорциональности ; й)1 - скорость внутреннего кольца; Ш2 скорость сепаратора, /вычисляет угол контакта , который индицируется на цифровом табло отсчетного устройства 14.
В связи с тем, что датчик находится на валу дополнительного шпинделя, он не имеет радиальных перемещений, образуя точную систему измерения скорости сепаратора. Поэтому скорость сепаратора определяется за один оборот и составляет около одной секунды. Еще одна секунда требуется на вычисление угла контакта.
Испытания проводились на аттестованном конусе, который вставлялся в подшипник вместо внутреннего кольца. Размер конуса - 37° 28. Испытания проводились на подшипнике типа 7601/2,5, имеющем момент трения 0,2 Гсм и наружный диаметр 9 мм. Дополнительный шпиндель исследовался с двумя типами подшипников, имеющими момент 90,5 Гсм и 0,2 Гсм .
Результаты влияния момента трения дополнительного шпинделя на точность измерений приведены в таблице.
Таким образом, момент трения подшипников дополнительного шпинделя должен
быть равен или меньше момента трения испытуемого подшипника.
Время измерения составляет - 2 с, а погрешность - не более ± 101, что значительно превышает аналогичные параметры прототипа.
Использование: подшипниковая промышленность, измерение угла контакта шариковых подшипников. Сущность изобретения: прибор содержит шпиндель 2 для вращения внутреннего кольца подшипника 9, привод вращения 7, стол в для фиксации подшипника, механизм 3 нагружений, технологический сепаратор 13 с установленным в нем маркером 12,отсчет- ное устройство, датчик скорости сепаратора 10 и дополнительный шпиндель 11, установленный соосно со шпинделем вращения контролируемого подшипника. 1 ил.
Ф о р м у л а и з о б р е те н и я Прибор для измерения угла контакта шариковых подшипников, содержащий корпус с установленным в нем шпинделем механизма вращения внутреннего кольца подшипника, технологический сепаратор, стол для фиксации подшипника, механизм нагружения, датчик скорости, вычислительное устройство и электропривод,сочяэненный со шпинделем механической передачей, о тли чающийся тем, что, с целью повышения точности и производйтёльйрсти измерения, датчик скорости расположен на дополнительным шпинделе, устанЪвлен- ным соосно со шпинделем механизма вращения-внутреннего кольца подшипника; а технологический сепаратор выполнен в виде короны.
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1990-06-13—Подача