(89) CS 218767 (48) 09.11.82
(21)7771909/25-27
(22)06.07.81
(31)PV 5021-80
(32)16.07.80
(33)CS
(46) 07.04.88. Бкш. № 13
(71)Научно-исследовательский институт подшипников качени я, организация концерна ЗВЛ (CS)
(72)Ратгуски Иржи (CS)
(53)621.822.9(088.8)
(54)УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА СИЛ ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКАХ
(57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для измерения момента сил трения в подшипниках. Цель изобретения - повышение точности измерения момента сип трения. Устройство содержит поворотно расположенный и неподвижный в осевом направлении
шпиндель. Один конец шпинделя присоединен к механизму для обеспечения вращательного движения, а противоположный конец снабжен оправкой для монтажа исйытьгоаемого подшипника. Наружное кольцо этого подшипника размещено во втулке, соединенной с динамометром. Втулка расположена подвижно и поворотно в осевом направлении. В процессе испытания втулку с плечом увлекают в направлении вращения трением, возникающим при вращении в рабочих поверхностях испытываемого подшипника или в поверхностях трения уплотнения. Изменения положения втулки снимаются при помощи датчика. Сигнал подводится к индикаторному прибору. ;Форма сигнала может регистрироваться записывающим прибором. В процессе измерения в устройстве исключено искажение, вызванное деформацией и вибрацией системы при вращении. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.
S
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА СИЛ ТРЕНИЯ В ПОДШИПНИКЕ | 1993 |
|
RU2080582C1 |
НАСОСНАЯ СИСТЕМА | 2006 |
|
RU2318133C1 |
Устройство для настройки сверлильно-фрезерно-расточных станков с ЧПУ | 1990 |
|
SU1773684A1 |
Устройство для измерения моментаТРЕНия пОдшипНиКОВ | 1978 |
|
SU827993A2 |
РАЗЖИМНАЯ ОПРАВКА | 2013 |
|
RU2519708C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГАСИТЕЛЯ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ И ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ | 1998 |
|
RU2222732C2 |
СПОСОБ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2363868C1 |
Устройство для изготовления профильных оболочек давильно-раскатной обработкой | 2023 |
|
RU2825737C1 |
Навивочная головка для изготовления гибких проволочных валов | 1973 |
|
SU441077A1 |
Устройство для клепки полусепараторов | 1979 |
|
SU971553A1 |
00.
00. (35 00 СП
со
Изобретение относится к машиностI оенинз и может быть использовано в устройствах для измерения момента сил трения в подшипниках. Известно устройство для измерения Йомента сил трения в подшипниках, со- ;|;ержащее шпиндель для монтажа испыту- мого подшипника и втулку для разме- цения в ней наружного кольца испыту- гмого подшипника, установленную поворотно с помощью расположенного на стойке, смонтированной на основании, опорного подшипника, выполненного с
посадочной частью, соосно размещенной и связанной с втулкой, соединенной с измерительным средством (авторское свидетельство СССР № 666457, кл. G 01 М 13/04, 1979).
15
Измерительное средство может быт смонтировано на основании с возможн стью осевого перемещения и снабжено элементом для арретирования положения ,
Стойка может быть установлена с
Известное устройство не обеспечива-20 возможностью перемещения вдоль оси
втулки и снабжена элементом для арр тирования положения.
ет высокой точности измерения момента трения подшипников за счет наличия различных видов погрешностей.
Цель изобретения - повышение точности измерения момента сил трения.
Указанная цель достигается тем, что устройство для измерения момента сил трения в подшипниках, содержащее шпиндель для монтажа испытуемого подшипника и втулку для размещения в ней наружного кольца испытуемого подшипника, установленную поворотно с помощью расположенного на стойке, смонтированной на основании, опорного
втулки и снабжена элементом для арре тирования положения.
Посадочная часть может быть смонтирована в стойке неповоротно.
25 На фиг. 1 показано уст эойство для определения момента сил трения в под шипниках; на фиг. 2 - то же, вариант исполнения.
Устройство (фиг: 1) для определе30 ния момента сил трения состоит из вр щающегося шпинделя 2, который на одном конце снабжен шкивом 16, при помощи которого устройство присоединен к приводному механизму для обеспечен
подшипника, выполненного с посадочной 35 вращательного движения (не показан).
На противоположном конце шпинделя 2 коаксиально расположена оправка 3 с коническим хвостовиком, закрепленным винтом в шпинделе. Выступающий конец оправки 3 снабжен упорным бортом и цилиндрической посадочной поверхностью, на которой своим внутренним кольцом запрессован испытуемый подшипник 1, в данном случае радиальный
частью, соосно размещенной и связанной с втулкой, соединенной с измерительным средством, снабжено вспомогательным подшипником, смонтированным внутренним кольцом на внешней или внутренней цилиндрической поверхности поСадоч нЬй части и наружным во втулке, установленной подвижно в осевом направлении.
Кроме того, посадочная часть опор-дд подшипник шариковый однорядный с уп50
кого подшипника может быть жестко соединена со вспомогательным подшипником, а втулка установлена подвижно относительно наружного или внутреннего кольца вспомогательного подшипника.
Втулка может быть жестко соединена со вспомогательным подшипником с возможностью его аксиального перемещения по внутренней или внешней цилиндрической поверхности посадочной части.
Втулка может быть жестко соединена с на.ружным или внутренним кольцом вспомогательного подшипника, а посадочная часть жестко соединена с внутлотнениями. Наружное кольцо испытуемого подшипника 1 запрессовано в полости 4 втулки 5. Втулка 5 расположена поворотно на вспомогательном подшипнике 7, размеры которого значитель но меньше, чем размеры испытуемого подшипника 1. Вспомогательным подшипником 7 в данном случае служит радиальный подшипник шариковый однорядный, который своим нар Ь жным кольцом расположен подвижно в осевом направлении в посадочном месте втулки 5, вьтолненном в данном случае в виде ОТР -ГТИЯ 6. Внутреннее Кольцо вспоQ
5
ренним или наружным кольцом вспомогательного подшипника.
Вспомогательный подшипник может быть выполнен в виде разъемного радиального подшипника качения или скольжения.
Посадочная часть аксиально подвижна относительно втулки.
Посадочная часть может быть выполнена с реверсивным приводным механизмом для обеспечения вращательного движения .t
Измерительное средство может быть смонтировано на основании с возможностью осевого перемещения и снабжено элементом для арретирования положения ,
Стойка может быть установлена с
возможностью перемещения вдоль оси
втулки и снабжена элементом для арретирования положения.
Посадочная часть может быть смонтирована в стойке неповоротно.
На фиг. 1 показано уст эойство для определения момента сил трения в подшипниках; на фиг. 2 - то же, вариант исполнения.
Устройство (фиг: 1) для определения момента сил трения состоит из вращающегося шпинделя 2, который на одном конце снабжен шкивом 16, при помощи которого устройство присоединено к приводному механизму для обеспечения
вращательного движения (не показан).
На противоположном конце шпинделя 2 коаксиально расположена оправка 3 с коническим хвостовиком, закрепленным винтом в шпинделе. Выступающий конец оправки 3 снабжен упорным бортом и цилиндрической посадочной поверхностью, на которой своим внутренним кольцом запрессован испытуемый подшипник 1, в данном случае радиальный
подшипник шариковый однорядный с уп
лотнениями. Наружное кольцо испытуемого подшипника 1 запрессовано в полости 4 втулки 5. Втулка 5 расположена поворотно на вспомогательном подшипнике 7, размеры которого значительно меньше, чем размеры испытуемого подшипника 1. Вспомогательным подшипником 7 в данном случае служит радиальный подшипник шариковый однорядный, который своим нар Ь жным кольцом расположен подвижно в осевом направлении в посадочном месте втулки 5, вьтолненном в данном случае в виде ОТР -ГТИЯ 6. Внутреннее Кольцо вспомогательного подшипника 7 смонтировано на внешней цилиндрической поверности посадочной части 8. В другом исполнении посадочное место втулки 5 может быть выполнено в виде цапфы, а посадочная часть 8 - с внутренней цилиндрической поверхностью (не показано) . Внутреннее кольцо вспомогательного подшипника 7 может быть смонтировано на цапфе, а наружное кольцо вспомогательного подшипника 7 размещено во внутренней цилиндрической поверхности посадочной части 8, Посадочная часть 8 прикреплена винтами на стойке 11, подвижной вдол оси втулки 5. Положение стойки И фиксировано при помощи элемента 17, напримар винта, к основанию 18. К втулке 5, кроме того, прикреплено плечо 13. Один конец данного плеча
13соприкасается с упругим элементом
14в виде плоской пружины, а противоположный конец соприкасается с датчиком 15, который вместе с упругим элементом 14 образует динамометр.
Устройство на фиг. 2 отличается от описанного тем, что плечо 13 одним концом соприкасается с упругим элементом 14 и датчиком 15. Вспомогательным подшипником 7 в данном случае служит подшипник роликовый с короткими цилиндрическими роликами одноряд-. ный радиальный с безбортовым внутренним кольцом, которьй позволяет изменить положение колец в осевом направлении ввиду того, что его можно разнимать. Наружное кольцо этого подшипника запрессовано в посадочном месте втулки 5, созданном в данном случае в виде отверстия 6, внутреннее кольцо - на внешней цилиндрической поверхнос- ти посадочной части 8. Посадочная часть 8 расположена поворотно в опорных подшипниках 9 вспомогательной баб ки 10, которая в осевом направлении в стойке 11 подвижна и положение которой фиксировано при помощи аррети- рующего элемента 19, например винта. Посадочная часть 8 со стороны другого торца снабжена шкивом t2 для соединения с реверсивным приводным механизмом для обеспечения вращательного движения .
В процессе испытания на описанных устройствах втулку 5 с плечом 13 увле кают в направлении вращения трением, возникающим при вращении в рабочих поверхностях испытуемого подшипника
JQjr 2о
25
о .c
35
0
1 или в поверхностях трения уплотнения. Изменения положения втулки 5 снимаются при помощи датчика 15. Сигнал подводится к индикаторному прибору или же -форма сигнала регистрируется записывающим прибором. В процессе измерения на устройстве в соответствии с фиг. 1 исключено искажение, вызванное вследствие деформаций и вибраций системы при вращении, велич ина измеренного момента сил трения, про- } порциональная величине поворота втулки 5, лишь незначительно уменьшена на ве- личитгу трения в вспомогательном под- шипггике 7. Однако для значительного большинства испытуемых подшипников указанной мелкой неточностью в сущности можно пренебречь. Но в устройстве в соответствии с фиг. 2 даже упомянутая неточность измерения устранена, так как трение в вспомогательном подшипнике 7 исключается измерением в условиях переменного медленного поворачивания посадочной части 8 в одном и втором направлениях и, следовательно, также внутреннего кольца вспомогательного подшипника 7, когда из двух измеренных таким образом величин вычислена средняя величина. В целях распшрения возможности применения оправка 3 и втулка 5 изготавливаются такими, что их можно заменять, в результате чего возможно испытывать широкий диапазон размеров до максимального диаметра, ограниченного размером плеча t3. Устройство можно применить также для других испытаний, например для испытаний на утечку пластической смазки из подшипников с уплотнениями.
Формула изобретения
Авторы
Даты
1988-04-07—Публикация
1981-07-06—Подача