Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано при устройстве дорожных одежд из малопрочных карбонатных материалов.
Известен способ приготовления дорожной смеси путем предварительной обработки карбонатной породы водным раствором продукта поликонденсации технического фенола с формальдегидом, сульфатом натрия и моноэталамином в количестве 0,5- 1,0% от веса породы и последующего смешения ее с жидким битумом в количестве 6% от веса породы.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ приготовления битумоминеральной смеси, включающий перемешивание отсевов дробления горных пород с битумом и последующее введение в смесь минерального вяжущего и воды.
Недостатком известных способов являются низкие прочности и высокий расход битумного вяжущего.
Целью настоящего изобретения являет- С/ ся повышение прочности слоя и сокращение ( расхода битума.
Поставленная цель достигается тем, что по способу приготовления битумоминеральной смеси для устройства конструктивного слоя дорожной одежды, включающему смешение карбонатной породы .с битумом и Ss4 введение в смесь минерального вяжущего и О воды в качестве минерального вяжущего с Јь, водой используют известковый шлам, со- sQ держащий известковую пыль в количестве jy 1,0-1,8% от массы карбонатной породы,f-ъ
Известковая пыль от вращающейся печи представляет собой .порошок белого цвета с размером частиц менее 0,05 мм, являющаяся отходом известкового производства.
Химический состав известковой пыли приведен в табл. 1.
Суммарное содержание активных CaO+MgO в известковой пыли от 11 до 13%, непогасившихся зерен - 39,8%.
Карбонатная порода представлена отходами дробления известняка, используемого при производстве извести. Отходы дробления известняка представляют собой песчано-щебеночную смесь, содержащую 27,33% щебня с максимальным размером зерен 10 мм и 72,67% песка, имеющего оптимальную влажность 8%.
Технология приготовления предлагаемой смеси следующая.
Минеральную смесь (отходы дробления известняка) перемешивают с битумом и затем при оптимальной влажности смесь обрабатывают известковым шламом (20%, 25,93%; 31,03% концентрации). Приготовленную таким образом смесь уплотняют под нагрузкой 30 МПа (300 кг/см2). После 7-су- точного выдерживания при комнатной температуре приготовленные из смеси образцы насыщали в течение 3-х суток водой и определяли прочность при сжатии.
Результаты исследований свидетельствуют об активной структурообразующей роли известкового шлама, позволяющего получить однородный по составу и природе молекулярных взаимодействий между минеральными составляющими и вяжущими искусственный дорожно-строительный конгломерат с оптимальной структурой.
Изобретение иллюстрируется следующим примером: карбонатную породу (отходы дробления известняка) принимаем за
0
5
0
5
0
100%, Перемешиваем с жидким битумом в количестве 4% от веса карбонатной породы. Полученную смесь обрабатывают известковым шламом, представляющим собой суспензию, состоящую из известковой пыли и воды. Количество воды определяется как разность между оптимальной влажностью и количеством вводимого битума, т.е. 8%-4% 4% от веса карбонатной породы. Известковый шлам 20% концентрации содержит 1 % известковой пыли и 4% воды.
Сравнительные испытания образцов смесей, приготовленных по известному (прототипу) и предлагаемому способу представлены в табл. 2.
Использование предлагаемого способа приготовления битумоминеральной смеси обеспечивает возможность утилизации отходов известкового производства с целью решения важнейшей народно-хозяйственной задачи экономического и экологического значения.
Полученная прочность образцов на 42% превышает прочность образцов, изготовленных известным способом. При этом расход битума сокращается с 6% до 4%, т.е. в 1,5 раза.
В результате использования предлагаемого способа приготовления битумоминеральной смеси снизится стоимость строительства дорог.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БИТУМОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2167118C2 |
Способ приготовления дорожнойСМЕСи | 1978 |
|
SU834313A1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2016 |
|
RU2611801C1 |
БИТУМОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1995 |
|
RU2079461C1 |
Способ приготовления битумоминеральной смеси | 1987 |
|
SU1534030A1 |
РЕМОНТНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 2022 |
|
RU2819692C2 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2204539C2 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1997 |
|
RU2119465C1 |
ПЛОТНАЯ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ | 2010 |
|
RU2447035C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ ГИДРАТАЦИОННОГО ТВЕРДЕНИЯ | 2008 |
|
RU2362751C1 |
Использование: дорожное и аэродромное строительство. Сущность изобретения: битумоминеральную смесь для устройства конструктивного слоя дорожной одежды готовят путем смешения карбонатной породы с битумом с последующим введением в смесь известкового шлама, содержащего известковую пыль в количестве 1,0-1,8% от массы карбонатной породы, и воды. Прочность при сжатии в водонасыщенном состоянии 1,35-1,87 МПа. 2 табл.
Формула изобретения
Способ приготовления битумоминеральной смеси для устройства конструктивного слоя дорожной одежды, включающий смешение карбонатной породы с битумом и введение в смесь минерального вяжущего и
воды, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения прочности слоя и сокращения расхода битума, в качестве минерального вяжущего с водой используют известковый шлам, содержащий известковую пыль в количестве 1,0-1,8% от массы карбонатной породы.
Таблица 1
Таблица 2
Способ приготовления дорожнойСМЕСи | 1978 |
|
SU834313A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Автомобильные дороги | |||
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель | 1917 |
|
SU1986A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1990-04-19—Подача