ветственно; 13 - водитель; 14 - телевизионный приемник (телевизор), экран которого установлен в. лобовом окне кабины водителя 13; 15 - приемр-передающий телевизионный блок: 16 - видеомагнитофон; 17 - кабина водителя. 13; Щ и 19 - исполнительные механизмы качания кабины 17 в горизонтальной и вертикальной плоскости; 20- преобразователь сигналов; 21 и 22 - усилители двух групп рамочных радиоприемных антенн; 23 и 24 - две группы рамочных радиоприемных антенн, диаграммы направленности которых взаимно перпенди- кулярны; 25 - блок электрической развязки; 26 - сумматор, например двух- входовый операционный усилитель; 28 - звуковой генератор; 29 - звуковой динамик (громкоговоритель); 30 и 31 - входы регуляторов громкости и тембра звукового генератора 28.
В статике две группы рамочных радиоприемных антенн 23 и 24 объемного тела 2 подключены через соответствующие усилители 21 и 22 ко входам преобразователя 20 сигналов, выходы которого соединены со входами соответствующих исполнительных механизмов качания 18 и 19 кабины 17 водителя 13 непосредственно и через блок 25 электрической развязки - к одному входу сумматора 26, другой вход которого подключен к выходу датчика 11 положения органа управления 12 регулятора скорости. На подвижном основании 4 модели 3 неподвижно установлены телевизионная камера5, радиопередатчик 6, радиопередающие антенны 7 и 8 и источник электрического питания 9. Телевизионная камера 5 по электрическому кабелю с помощью управляемого координатора 10 соединена через приемо-передаю- щий телевизионный блок 15 с выходами видеомагнитофона 16 и Телевизора 14, установленного в лобовом окне кабины 17. Управляющий вход координатора 10 подключен к выходам датчиков 11 органов управления 12. Выход сумматора 26 соединен со входом 31 регулятора тембра звукового генератора 28, вход 30 регулятора громкости которого подключен к выходу датчика 11 органов управления 12 расхода топлива. Выход звукового генератора 28 подключен ко входу звукового динамика 29, установленного в кабине 17 водителя 13. Электрическое питание звукового генератора 28 осуществляется от источника 27. Выход приемо-передающего блока 15 подключен ко входу телевизора 14 для предъявления водителю 13 визуальной дорожной обстановки на макете 1 местности.
Устройство работает следующим образом.
Телевизионное изображение макета 1 местности формируется на экране телевизора 14, и водитель 13 с помощью органов 12 управления из кабины 17 управляет движением модели 3 транспортного средства, получая полную визуальную иллюзию движения его кабины 17 по пересеченной местности, т.к. масштаб рельефа пересеченной местности макета 1 совпадает с масштабом
0 модели 3.
Одновременно с визуальной иллюзией водителю 13 создается вестибулярная иллюзия движения его транспортного средства по пересеченной местности за счет
5 качания кабины 17 в строгом соответствии с креном модели 3. Этот эффект вестибулярной иллюзии в основном изобретении достигается путем обработки исполнительными механизмами 18 и 19 качания разно0 стного сигнала между подвижными радиопередающими антеннами 7 и 8 модели 3 с одной стороны и неподвижными антеннами 23 и 24 объемного тела 2 с другой стороны. Разностный сигнал усиливается и
5 преобразуется с помощью соответствующих усилителей 21 и 22 и преобразователя 20 и с учетом местонахождения координатора 10 отрабатывается исполнительными механизмами 18 и 19 качания, формируя
0 водителю 13 вестибулярную иллюзию движения его транспортного средства по пересеченной местности. Высокое качество вестибулярной иллюзии обеспечивается за счет безынерционного измерения крена по5 движной модели 3 радиотехническими приемами передачи и приема радиоволн.
Правильность движения модели 3 оце нивается руководителем занятий как сразу
же непосредственно, так и спустя некоторое
0 время с помощью видеомагнитофона 16.
Для расширения имитационных возможностей автомобильного тренажера в дополнительном изобретении водителю 13 создается, кроме визуальной и вестибуляр5 ной иллюзий движения транспортного сред- ства по пересеченной местности, еще акустическая иллюзия работы двигательной установки этого транспортного средства. С этой целью при изменении положения орга0 на 12 управления в направлении увеличения расхода топлива увеличивающийся выходной сигнал соответствующего датчика 1 увеличивает громкость звучания звукового динамика 29, т.к. увеличился входной сигнал
5 регулятора громкости звукового генератора 28, что имитирует шум работы двигательной установки транспортного средства. При изменении (переключении) скорости движения транспортного средства соответствующий выходной сигнал датчика 11 поступает
через сумматор 26 на вход 31 регулятора тембра (тона) звукового генератора 28. Кроме того, при изменении величины и знака крена модели 3 выходные сигналы преобразователя 20 поступают через развязываю- щий блок 25 на один из входов сумматора 26, выходной сигнал которого тоже воздействует на регулятор тембра звукового генератора 28. Применение тембра и громкости звучания звукового генератора 28 создает акустическую иллюзию работы двигательной установки транспортного средства при движении по пересеченной местности.
Положительный эффект от использова- ния дополнительного изобретения состоит в том, что расширяются имитационные свойства автомобильного тренажера за счет формирования обучаемому водителю 13 акустической иллюзии работы двигательной
установки при движении транспортного средства по пересеченной местности. Формула изобретения Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера по авт. ев; № 1401503, отличающееся тем, что, с целью расширения имитационных возможностей, оно снабжено звуковым генератором с блоком его питания, динамиком, установленным в кабине водителя, логическим блоком ИЛИ и соединенным одним из входов с его выходом сумматором, другой вход которого подключен к выходу датчиков органов управления, связанному из входов звукового генератора, другой вход которого подключен к выходу сумматора, а выход - к входу динамика, при этом входы логического блока ИЛИ подключены к соответствующим выходам преобразователя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера | 1984 |
|
SU1401503A1 |
Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера | 1984 |
|
SU1365109A1 |
Устройство для неадекватного раздражения вестибулярного анализатора | 1990 |
|
SU1734691A1 |
ТЕЛЕКАМЕРА НА ОСНОВЕ ФОТОПРИЕМНОЙ МАТРИЦЫ ПЗС | 1996 |
|
RU2129337C1 |
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ СИСТЕМА | 1996 |
|
RU2106073C1 |
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ТРЕНАЖЕРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2369909C2 |
Телевизионный имитатор визуальной обстановки тренажера для обучения управлению колесной транспортной машиной | 1972 |
|
SU500538A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2131146C1 |
Устройство имитации условий движения транспортного средства на тренажере | 1976 |
|
SU588553A1 |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПЕРЧАТКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТА, ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ ДРЕМОТЕ ЗА РУЛЕМ | 2011 |
|
RU2455694C1 |
Авторы
Даты
1993-02-28—Публикация
1990-11-26—Подача