Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера Советский патент 1993 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение SU1798810A2

ветственно; 13 - водитель; 14 - телевизионный приемник (телевизор), экран которого установлен в. лобовом окне кабины водителя 13; 15 - приемр-передающий телевизионный блок: 16 - видеомагнитофон; 17 - кабина водителя. 13; Щ и 19 - исполнительные механизмы качания кабины 17 в горизонтальной и вертикальной плоскости; 20- преобразователь сигналов; 21 и 22 - усилители двух групп рамочных радиоприемных антенн; 23 и 24 - две группы рамочных радиоприемных антенн, диаграммы направленности которых взаимно перпенди- кулярны; 25 - блок электрической развязки; 26 - сумматор, например двух- входовый операционный усилитель; 28 - звуковой генератор; 29 - звуковой динамик (громкоговоритель); 30 и 31 - входы регуляторов громкости и тембра звукового генератора 28.

В статике две группы рамочных радиоприемных антенн 23 и 24 объемного тела 2 подключены через соответствующие усилители 21 и 22 ко входам преобразователя 20 сигналов, выходы которого соединены со входами соответствующих исполнительных механизмов качания 18 и 19 кабины 17 водителя 13 непосредственно и через блок 25 электрической развязки - к одному входу сумматора 26, другой вход которого подключен к выходу датчика 11 положения органа управления 12 регулятора скорости. На подвижном основании 4 модели 3 неподвижно установлены телевизионная камера5, радиопередатчик 6, радиопередающие антенны 7 и 8 и источник электрического питания 9. Телевизионная камера 5 по электрическому кабелю с помощью управляемого координатора 10 соединена через приемо-передаю- щий телевизионный блок 15 с выходами видеомагнитофона 16 и Телевизора 14, установленного в лобовом окне кабины 17. Управляющий вход координатора 10 подключен к выходам датчиков 11 органов управления 12. Выход сумматора 26 соединен со входом 31 регулятора тембра звукового генератора 28, вход 30 регулятора громкости которого подключен к выходу датчика 11 органов управления 12 расхода топлива. Выход звукового генератора 28 подключен ко входу звукового динамика 29, установленного в кабине 17 водителя 13. Электрическое питание звукового генератора 28 осуществляется от источника 27. Выход приемо-передающего блока 15 подключен ко входу телевизора 14 для предъявления водителю 13 визуальной дорожной обстановки на макете 1 местности.

Устройство работает следующим образом.

Телевизионное изображение макета 1 местности формируется на экране телевизора 14, и водитель 13 с помощью органов 12 управления из кабины 17 управляет движением модели 3 транспортного средства, получая полную визуальную иллюзию движения его кабины 17 по пересеченной местности, т.к. масштаб рельефа пересеченной местности макета 1 совпадает с масштабом

0 модели 3.

Одновременно с визуальной иллюзией водителю 13 создается вестибулярная иллюзия движения его транспортного средства по пересеченной местности за счет

5 качания кабины 17 в строгом соответствии с креном модели 3. Этот эффект вестибулярной иллюзии в основном изобретении достигается путем обработки исполнительными механизмами 18 и 19 качания разно0 стного сигнала между подвижными радиопередающими антеннами 7 и 8 модели 3 с одной стороны и неподвижными антеннами 23 и 24 объемного тела 2 с другой стороны. Разностный сигнал усиливается и

5 преобразуется с помощью соответствующих усилителей 21 и 22 и преобразователя 20 и с учетом местонахождения координатора 10 отрабатывается исполнительными механизмами 18 и 19 качания, формируя

0 водителю 13 вестибулярную иллюзию движения его транспортного средства по пересеченной местности. Высокое качество вестибулярной иллюзии обеспечивается за счет безынерционного измерения крена по5 движной модели 3 радиотехническими приемами передачи и приема радиоволн.

Правильность движения модели 3 оце нивается руководителем занятий как сразу

же непосредственно, так и спустя некоторое

0 время с помощью видеомагнитофона 16.

Для расширения имитационных возможностей автомобильного тренажера в дополнительном изобретении водителю 13 создается, кроме визуальной и вестибуляр5 ной иллюзий движения транспортного сред- ства по пересеченной местности, еще акустическая иллюзия работы двигательной установки этого транспортного средства. С этой целью при изменении положения орга0 на 12 управления в направлении увеличения расхода топлива увеличивающийся выходной сигнал соответствующего датчика 1 увеличивает громкость звучания звукового динамика 29, т.к. увеличился входной сигнал

5 регулятора громкости звукового генератора 28, что имитирует шум работы двигательной установки транспортного средства. При изменении (переключении) скорости движения транспортного средства соответствующий выходной сигнал датчика 11 поступает

через сумматор 26 на вход 31 регулятора тембра (тона) звукового генератора 28. Кроме того, при изменении величины и знака крена модели 3 выходные сигналы преобразователя 20 поступают через развязываю- щий блок 25 на один из входов сумматора 26, выходной сигнал которого тоже воздействует на регулятор тембра звукового генератора 28. Применение тембра и громкости звучания звукового генератора 28 создает акустическую иллюзию работы двигательной установки транспортного средства при движении по пересеченной местности.

Положительный эффект от использова- ния дополнительного изобретения состоит в том, что расширяются имитационные свойства автомобильного тренажера за счет формирования обучаемому водителю 13 акустической иллюзии работы двигательной

установки при движении транспортного средства по пересеченной местности. Формула изобретения Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера по авт. ев; № 1401503, отличающееся тем, что, с целью расширения имитационных возможностей, оно снабжено звуковым генератором с блоком его питания, динамиком, установленным в кабине водителя, логическим блоком ИЛИ и соединенным одним из входов с его выходом сумматором, другой вход которого подключен к выходу датчиков органов управления, связанному из входов звукового генератора, другой вход которого подключен к выходу сумматора, а выход - к входу динамика, при этом входы логического блока ИЛИ подключены к соответствующим выходам преобразователя.

Похожие патенты SU1798810A2

название год авторы номер документа
Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера 1984
  • Кочетов Анатолий Сергеевич
  • Степанченко Эдуард Петрович
SU1401503A1
Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера 1984
  • Трофимов Геннадий Алексеевич
  • Алексеев Владимир Евгеньевич
SU1365109A1
Устройство для неадекватного раздражения вестибулярного анализатора 1990
  • Бакай Эдуард Аполлинарьевич
  • Гурик Владимир Васильевич
  • Рикберг Анатолий Борухович
  • Райчук Борис Федорович
  • Гацуленко Владимир Васильевич
  • Гацанюк Сергей Григорьевич
  • Якубович Модест Модестович
  • Мухин Вадим Иванович
SU1734691A1
ТЕЛЕКАМЕРА НА ОСНОВЕ ФОТОПРИЕМНОЙ МАТРИЦЫ ПЗС 1996
  • Кощавцев Н.Ф.(Ru)
  • Пономаренко В.П.(Ru)
  • Таубкин И.И.(Ru)
  • Тришенков М.А.(Ru)
  • Хряпов В.Т.(Ru)
  • Вальдманн Иоганес Юрген
RU2129337C1
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЗВУКОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ СИСТЕМА 1996
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2106073C1
Телевизионный имитатор визуальной обстановки тренажера для обучения управлению колесной транспортной машиной 1972
  • Куперман Арнольд Иосифович
SU500538A1
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ТРЕНАЖЕРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2007
  • Прошкин Виктор Николаевич
  • Туровский Ярослав Александрович
  • Бояров Павел Анатольевич
RU2369909C2
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Койнаш Виктор Иванович
  • Чередников Александр Александрович
RU2131146C1
Устройство имитации условий движения транспортного средства на тренажере 1976
  • Герасименко Григорий Николаевич
  • Цимберов Павел Иосифович
SU588553A1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПЕРЧАТКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТА, ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ ДРЕМОТЕ ЗА РУЛЕМ 2011
  • Дементиенко Валерий Васильевич
  • Сонк Алексей Николаевич
  • Фомин Дмитрий Геннадьевич
  • Шахнарович Вячеслав Маркович
RU2455694C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 798 810 A2

Реферат патента 1993 года Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера

Формула изобретения SU 1 798 810 A2

SU 1 798 810 A2

Авторы

Живцов Денис Николаевич

Шелудяков Андрей Михайлович

Ерохин Роман Сергеевич

Даты

1993-02-28Публикация

1990-11-26Подача