Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера Советский патент 1988 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение SU1401503A1

ел

о оо

Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности.

Ыа фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2 - макет местности.

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2. Модель 3 транспортного средства содержит подвижное основание 4, на котором укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами ра- диопередаюш,их антенн 7 и 8. Радиопередатчик 6 запитан от источника 9 питания. Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 органов 12 управления. Водитель 13 управляет органами 12 с помошью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок 15 с камерой 5. К выходу блока 15 подключен видеомагнитофон 16.

Кабина 17 тренажера имеет исполнительные механизмы 18 и 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Механизмы 18 и 19 связаны через преобразователь 20 сигналов с усилителями 21 и 22. Входы усилителей 21 и 22 подключены соответственно к радиоантеннам 23 и 24 (фиг. 2), образующим тело 2, при этом макет 1 выполнен из разнопрозрач- ного материала.

Устройство работает следующим образом.

Телевизионное изображение макета 1 местности формируется на экране телеприемника 14, и водитель 13 с помощью органов 12 управления из кабины 17 управляет движением модели 3 транспортного средства. По сигналам датчиков 11 координатор 10 управляет приводом основания 4 модели 3 и водителю создается визуальная иллюзия движения по пересеченной местности.

Масштаб рельефа макета 1 местности совпадает с масштабом модели 3 транспортного средства, что исключает искажения визуального отображения движения большегрузного транспортного средства с больщи- ми габаритными размерами.

Одновременно с визуальной иллюзией водителю 13 создается вестибулярная иллюзия качания кабины 17. Этот эффект

достигается путем отработки исполнительными механизмами 18 и 19 качания разностного сигнала между подвижными радиопередающими антеннами 7 и 8 моде- ли 3 и неподвижными антеннами 23 и 24, образующими тело 2.

Если модель 3 находится в центре макета 1 без крена, то разностный, сигнал между антеннами 7 и 8 и антеннами 23 и 24 равен нулю, исполнительные

0 механизмы 18 и 19 остаются в покое и кабина 17 находится в горизонтальной плоскости без крена. Если модель 3 переместилась по макету 1 при управлении водителем 13 и накренилась, то возг никает рассогласование сигналов антенн 7 и 8 и 23 и 24. Разностный сигнал усиливается и преобразуется с помощью усилителей 21 и преобразователя 20 и с учетом местоположения координатора 10, отрабатывается исполнительными механизмами

0 18 и 19. Поэтому кабина 17 совершает такой же крен, как и модель 3 на макете местности, создавая вестибулярную иллюзию движения транспортного средства по пересеченной местности. Так как блок определения крена модели 3 выполнен безынерционным, методические погрешности имитации условий движения большегрузного автомобиля по пересеченной местности с переменной скоростью не вносятся и обучаемому объективно прививаются навыки

Q вождения больщегрузного транспортного средства.

Правильность движения модели 3 оценивается руководителем занятий как сразу же непосредственно, так и спустя некоторое время с помощью видеомагнитофона 16.

5 Радиоприемные антенны 23 и 24 могут быть размещены не в виде цилиндрического тела (фиг. 2), а в любой другой объемной фигуре, например, по стенам помещения, внутри которого размещен макет 1 и координатор 10.

0

Формула изобретения

Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера,

с содержащее неподвижный макет местности, снабженную блоком определения крена подвижную модель транспортного средства, на которой установлены узлы съема и передачи информации, установленные в кабине тренажера с исполнительными меха0 низмами качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях органы управления с датчиками их положения и канал приема информации, отличающееся тем, что, с целью повыщения эффективности обучения водителя за C4et одновременного вос5 приятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности, оно снабжено координатором, через который датчики органов управления кабины связаны с приводом модели транспортного средства и узлом съема и передачи информации, представляющим собой телевизионный канал, и узлом представления визуальной информации, причем блок определения крена подвижной модели выполнен

в виде радиопередатчика с двумя группами радиопередающих антенн, а макет местности выполнен из радиопрозрачного материала и помещен в цилиндрическое тело, составленное из двух групп радиоантенн.

Похожие патенты SU1401503A1

название год авторы номер документа
Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера 1990
  • Живцов Денис Николаевич
  • Шелудяков Андрей Михайлович
  • Ерохин Роман Сергеевич
SU1798810A2
Тренажер транспортного средства 1983
  • Кривоносов Виктор Борисович
  • Михайлов Константин Сергеевич
  • Спичек Юрий Нестерович
  • Филиппов Валерий Иванович
SU1141442A1
Тренажер транспортного средства 1977
  • Крючатов Дмитрий Иванович
  • Минченко Василий Спиридонович
  • Кривоносов Виктор Борисович
  • Пугач Александр Васильевич
SU720471A1
Тренажер водителя транспортного средства 1980
  • Прокопчик Сергей Станиславович
SU938298A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН С РУЛЕВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2013
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Малышев Дмитрий Николаевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2542694C1
Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера 1984
  • Трофимов Геннадий Алексеевич
  • Алексеев Владимир Евгеньевич
SU1365109A1
ТАНКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР 1999
  • Москалев В.С.
  • Пуголовкин В.С.
  • Бурдейный Ю.А.
  • Сидоренко Р.В.
  • Филиппов В.В.
RU2166799C1
Телевизионный имитатор визуальной обстановки тренажера для обучения управлению колесной транспортной машиной 1972
  • Куперман Арнольд Иосифович
SU500538A1
Устройство имитации условий движения транспортного средства на тренажере 1976
  • Герасименко Григорий Николаевич
  • Цимберов Павел Иосифович
SU588553A1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Койнаш Виктор Иванович
  • Чередников Александр Александрович
RU2131146C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 401 503 A1

Реферат патента 1988 года Устройство имитации условий движения транспортного средства для тренажера

Изобретение относится к устройствам, имитирующим условия движения транспортных средств, и может быть использовано в тренажерах для обучения водителей навыкам управления большегрузных автомобилей по пересеченной местности. Цель изобретения - повышение эффективности обучения водителя за счет одновременного восприятия им визуальной и вестибулярной иллюзий движения по пересеченной местности. Устройство содержит неподвижный макет 1 местности, установленный внутри цилиндрического тела 2, и модель 3 транспортного средства, на основании 4 которой укреплены телевизионная камера 5 и блок определения крена, выполненный в виде радиопередатчика 6 с двумя группами радиопередающих антенн 7, 8. Привод основания 4 связан через координатор 10 с датчиками 11 органов 12 управления. Водитель управляет органами 12 с помощью узла представления визуальной информации, выполненного на телеприемнике 14, связанном через приемопередающий блок с камерой 5. К выходу блока 15 подключается видеомагнитофон 16. Кабина 17 тренажера выполнена с исполнительными механизмами 18, 19 качания в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Механизмы 18, 19 управляются сигналами радиоприемных антенн, которые образуют тело 2. При этом макет 1 выполнен из разнопрозрачного материала. Устройство позволяет избежать методических погрешностей при имитации условий движения большегрузного транспортного средства по пересеченной местности. 2 ил. В (Л

Формула изобретения SU 1 401 503 A1

911г.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1401503A1

Способ обработки материалов резанием 1985
  • Баранчукова Ирина Михайловна
SU1368109A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 401 503 A1

Авторы

Кочетов Анатолий Сергеевич

Степанченко Эдуард Петрович

Даты

1988-06-07Публикация

1984-04-10Подача