Истираемое уплотнение газотурбинного двигателя Советский патент 1993 года по МПК F01D11/08 

Описание патента на изобретение SU1799424A3

Изобретение относится к уплотнениям газотурбинных двигателей, а именно к уменьшению вредных начальных взаимодействий в системе с истираемым уплотнением, широко применяемой в настоящее время.

Целью изобретения является повышение эффективности уплотнения путем уменьшения прилипания истираемого материала на вращающемся элементе во время начального контакта между истирающей и истираемой поверхностями.

На чертеже изображена в поперечном сечении часть газотурбинного двигателя с предлагаемым уплотнением.

Двигатель срдерх ит множество вращающихся дисков 1, на которых установлено множество лопаток 2, вращающихся во внутреннем корпусе 3. Минимальная утечка между лопатками 3 и внутренним корпусом достигается посредством уплотнения 4 (наружное воздушное уплотнение), размещенного на внутреннем корпусе 3.

Множество лопаток 5 установлено и на внутреннем корпусе 3, на свободных концах 6 которых размещено другое уплотнение 7 (внутреннее воздушное уплотнение), которое размещено вблизи призм 8, установленных на удлинениях дисков 1. Призма 8 и уплотнение 7 взаимодействуют для уменьшения утечки и повышения эффективности.

В альтернативной схеме двигателя диски не имеют цельных выступов, а отделены прокладками, на которых могут устанавливаться призмы.

Слой истираемого материала уплотнения, согласно настоящему изобретению, предпочтительно размещать на внутреннем корпусе 3 смежно со свободными концами лопаток 2, имеющими абразивное покрытие с нанесенной на него коллоидной суспензией из керамического материала, несмачиваемого истираемым материалом.

Истирающая поверхность, которая взаимодействует с этим истираемым материалом уплотнения, может быть образована

ел

С

vj ю ю го

со

плазменным распылением на свободные концы лопаток 2 и призм 8 истирающего материала, состоящего из матрицы, стойкой к окислению и коррозии, содержащий абразивный материал, выбранный из группы WC, Сг2Сз. SioN/j, А|20з, SiC, и их смесей со связующим материалом.

В случае применения связующей она. выбирается - нереакционноспособной, т.е. несмачиваемой абразивом. Так.при приме- нении карбида вольфрама может быть использована смесь порошка, содержащая примерно 88 мас.% карбида вольфрама и примерно 12 мас.% связующей кобальта, в то время как в случае применения абразив- ного или истирающего слоя из карбида хрома применяют порошок, содержащий примерно 75 мас.% СГ2С2 и примерно 25 мас.% сплава, содержащего 80% никеля и 20% хрома. Часто желательно применить первоначальное связующее покрытие для обеспечения прилипания абразивного материала к основе; такое связующее покрытие, например, может содержать одни и те же одинаковые сплавы в сравнении с теми, которые используются в качестве материала матрицы или материала связующей в соединении с абразивным материалом. В качестве других связующих покрытий могут использоваться сплавы типа MCrAI, где М представляет материал, выбранный из группы, состоящей из железа, никеля, кобальта и их смесей, хром в этом сплаве содержится в количестве от 5% до 25 мас.%, а алюминий от 5 до 20 мас.%. Реакционные металлы ,.

например, V, La, Sc, Hf и т.п. могут добавляться в количестве 0,1-2%.

На абразивное покрытие наносится тонкий временный слой, например окиси циркония, в виде либо коллоидной суспензии водной и органической, т.е. на основу нитрата целлюлозы, либо легким плазменным распылением.

При работе двигателя лопатки 2 и призмы 8, взаимодействуя своим абразивным покрытием с истираемым материалом, нанесенным на внутренний корпус 3 и на свободные концы 6 лопаток 5, прорезают в нем канавки, образуя лабиринт и уплотняя зазоры между ротором и корпусом. При этом наличие слоя коллоидной суспензии на истирающей поверхности уменьшает вредное взаимодействие между истирающим .и истираемым материалами.

Формулаиз обретения

Истираемое уплотнение газотурбинного двигателя, содержащее слой истираемого материала на неподвижном элементе и взаимодействующий с ним относительно подвижный элемент с абразивным покрытием на его свободном конце, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности, на абразивное покрытие нанесен тонкий временный Слой коллоидных частиц из несмачивающихся истираемым материалом компонентов для. уменьшения отрицательного взаимодействия между слоем истираемого материала и подвижным элементом в начальный период работы двигателя.

Похожие патенты SU1799424A3

название год авторы номер документа
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ С ИЗДЕЛИЯ 1990
  • Чарльз С.Маккомас[Us]
  • Джон В.Эпплбай
  • Джерард А.Сайлео[Us]
  • Герберт Р.Барринджер[Us]
  • Майкл Дж.Петри[Us]
RU2071507C1
УСТРОЙСТВО УПЛОТНЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), ЛОПАТКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ОСТРАЯ КРОМКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Фрилинг Мелвин
  • Гупта Диниш К.
  • Лаго Кин
  • Де Маси-Марсин Женин Т.
RU2229031C2
Покрытие 1976
  • Джордж Уильям Говард
  • Дельтон Эндрюс Грей
  • Ричард Кэррол Крутенат
SU1505441A3
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ИЗДЕЛИЕ С КЕРАМИЧЕСКИМ ПОКРЫТИЕМ (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Малоней Майкл Дж.
RU2228389C2
ОКСИДЫ СТРОНЦИЯ И ТИТАНА И ИСТИРАЕМЫЕ ПОКРЫТИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ИХ ОСНОВЕ 2006
  • Хаддлстон Джеймс Б.
  • Заторски Реймонд
  • Мэзолик Жан
RU2451043C2
ЗУБЧАТЫЙ ВЕНТИЛЯТОР, СОДЕРЖАЩИЙ ВНУТРЕННИЙ КОМПРЕССОР ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ВРАЩЕНИЯ 2013
  • Магован Джон В.
RU2665572C2
ЛИТЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ДЛЯ ЛИТЬЯ ПО ВЫПЛАВЛЯЕМЫМ МОДЕЛЯМ (ВАРИАНТЫ), СБОРКА ЛИТЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ - ОБОЛОЧКОВАЯ ФОРМА, ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА И ОТЛИВКА, ПОЛУЧЕННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТОГО СТЕРЖНЯ 2002
  • Шах Дилип М.
  • Билз Джеймс Томпсон
  • Марсин Джон Джозеф Юниор
  • Мюррей Стефен Дуглас
RU2240203C2
ВЫСОКОПРОЧНЫЙ, СТОЙКИЙ К ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ КОРРОЗИИ И ОКИСЛЕНИЮ СУПЕРСПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И НАПРАВЛЕННО ОТВЕРЖДЕННОЕ ИЗДЕЛИЕ ИЗ ЭТОГО СУПЕРСПЛАВА 2002
  • Сетел Алан Д.
  • Шах Дилип М.
RU2295585C2
Истираемое уплотнительное покрытие (рабочая температура до 800С) 2022
  • Валеев Руслан Андреевич
  • Каблов Евгений Николаевич
  • Фарафонов Дмитрий Павлович
  • Патрушев Александр Юрьевич
  • Ярошенко Александр Сергеевич
  • Серебряков Алексей Евгеньевич
  • Лизунов Евгений Михайлович
RU2791541C1
Способ соединения металлических деталей 1989
  • Джэк Сэнфорд Трауэр
  • Деннис Кристофер Стюарт
  • Энрике Эдгар Монтеро
SU1799316A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 799 424 A3

Реферат патента 1993 года Истираемое уплотнение газотурбинного двигателя

Использование: в области газотурбинных двигателей. Сущность изобретения: в истираемом уплотнении на абразивное покрытие, выполненное на подвижных элементах двигателя, нанесен тонкий временный слой коллоидных частиц из несмачивающихся истираемым материалом компонентов для уменьшения отрицательного взаимодействия между слоем истираемого материала и подвижным элементом в начальный период работы двигателя. 1.ил.

Формула изобретения SU 1 799 424 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1799424A3

Патент США №3413136, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США № 3879831, кл
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок 1922
  • Баранов А.В.
SU1975A1
0
SU187612A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 799 424 A3

Авторы

Чарльз Картер Маккомас

Даты

1993-02-28Публикация

1989-12-20Подача