Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам для соединения бортовых и наземных магистралей, расстыковывающихся ходом ракеты-носителя, и может быть использовано в авиации.
Целью изобретения является повышение надежности расстыковки агрегата за счет исключения заклинивания колодок.
На фиг.1 показан общий вид МРА; на фиг.2 - упрощенная схема расстыковки; на фиг.З - положение колодок МРА в момент расстыковки и схема сил.
МРА состоит из наземной 1 и бортовой 2 колодок со встроенными в них сопряженными штуцерами 3, скрепленными разрывным элементом 4. Части штуцеров 3, установленные на колодке 1.связаны с наземными трубопроводами компенсаторами 5 сильфонного типа.
На бортовой колодке 2 закреплен разрезной с одной стороны на отдельные части цилиндр 6, разрезные части которого внутренней поверхностью 7 охватывают наземную колодку 1. При этом концы каждой разрезной части 8 цилиндра 6 выполнены с выступами 9 с криволинейной поверхностью 10, обращенными к наземной колодке и контактирующими с ней.
Расстояние от плоскости разделения МРА 11 до точки касания криволинейных поверхностей выступов и боковых поверхностей наземной колодки превышает на ве- личину Н величину максимального взаимного сопряжения агрегата по штуцерам.
ел
с
XI
ю ю
со ю
СлЗ
Под плоскостью разделения в МРА понимается плоскость в которой в процессе расстыковки становятся возможным относительные смещения колодок в направлениях, перпендикулярных направлению отстыковки. ,
Под величиной взаимного сопряжения МРА по штуцерам подразумевается расстояние от плоскости разделения до торца соответствующего штуцера.
МРА работает следующим образом.
Перед стартом через штуцера 3 осуществляется подача-сброс компонентов. Усилия, возникающие при этом от действия давления воспринимаются разрывным элементом 4. При старте по мере нагружения МРА наземными магистралями происходит разрушение элемента 4 и начинается расстыковка.
Расстыковка происходит в условиях воздействия перекашивающего момента Мп, вызывающего поворот отстыковывае- мой части МРА относительно ее центра масс (фиг.2).
Под действием момента Мп колодки 1 и 2 придут в положение, изображенное на фиг.З, при этом в точках контакта разрезных частей 8 и наземной колодки 1 возникнет пара , F2, исключающая замыкание момента Мп на штуцерах 3,
Mn/h)
где h - плечо замыкания момента.
В процессе расстыковки величина h уменьшается и в этом случае может быть hmin. Это позволяет обеспечить сход колодки 1 из зацепления при действии силы Рр,.нё превышающей определенного значения.
Fpmax 2k Mp/hmln,
где k - коэффициент трения.
После выхода одной из сторон колодки 1 из зацепления с разрезными частями 8 (при этом части штуцеров тоже уже расстыковываются) исключение заклинивания по остальным штуцерам будет обеспечива.ться при действии момента сил Fi, Fs, также имеющим в процессе расстыковки ограничение
по минимальному плечу hmin. что обеспечи- ваег выполнение поставленной цели. Сила F2. возникающая в указанном случае, в точке А показана пунктиром.
Благодаря вновь введенной связи разрезного цилиндра с отстыковываемой частью МРА исключается возможность замыкания момента Мп на плече, величина которого стремится к нулю при движении с
поворотом относительно центра масс. Это позволяет) ограничить рост силы трения (кото1 рая и преодолевается усилием от наземных магистралей при расстыковке) кэкой-то конечной величиной, а учитывая, что при исполнении магистралей с. нежесткими компенсаторами, например сильфонными, нагрузки на МРА относительно невелики, т.е. и Мп - невелик, появляется возможность наиболее простого исполнения связей бортземля - скрепление колодок простым разрывным болтом и разделение связи относительно нежесткими трубопроводами. Выполнение МРА по приведенной схеме позволяет также упростить конструкцию
систем стартового комплекса, снизить вес изделия за счет уменьшения нагрузок, приходящихся на нижнее днище.
Формула изобретения Многоштуцерный разъемный агрегат,
содержащий стыкуемые между собой бортовую и наземную колодки со встроенными в них сопряженными штуцерами, скреплен ные разрывным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения
надежности расстыковки агрегата за счет исключения заклинивания колодок, снабжен разрезным с одной стороны на отдельные части цилиндром, закрепленным на бортовой колодке и охватывающим своими
разрезными частями наземную колодку, при этом на конце каждой разрезной части цилиндра выполнены выступы криволинейной формы, обращенные к наземной колодке и контактирующие с ней, причем
расстояние от плоскости разделения агрегата до точки касания криволинейных поверхностей выступов и боковых поверхностей наземной колодки превышает величину максимального взаимного сопряжения агрегата по штуцерам.
6Cfr66Al
fivp.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ | 1992 |
|
RU2023629C1 |
Быстроразъемный агрегат | 1991 |
|
SU1808105A3 |
Быстроразъемный агрегат | 1991 |
|
SU1825406A3 |
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ | 2013 |
|
RU2551450C2 |
Агрегат системы заправки под давлением топливных баков летательных аппаратов | 1990 |
|
SU1762067A1 |
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ | 2001 |
|
RU2197673C2 |
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2521694C2 |
РАЗЪЕМНЫЙ БЛОК ВНУТРЕННЕГО ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2004 |
|
RU2276045C1 |
БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ | 2015 |
|
RU2618669C2 |
МНОГОШТУЦЕРНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ АГРЕГАТ | 1997 |
|
RU2135878C1 |
Изобретение относится к космической технике, в частности к агрегатам.для соединения бортовых и наземных магистралей, расстыковывающихся ходом ракеты-носителя, и может быть использовано в авиации. Целью изобретения является повышение надежности расстыковки агрегата за счет исключения заклинивания колодок. Агрегат состоит из наземной и бортовой колодок со встроенными в них сопряженными штуцерами, скрепленных разрывным элементом. На бортовой колодке закреплен разрезной с одной стороны на отдельные части цилиндр, разрезные части которого охватывают наземную колодку. Концы каждой разрезной части цилиндра выполнены с выступами криволинейной формы, обращенными к наземной колодке и контактирующими с ней. 3 ил.
Композиция для пропитки нитей при изготовлении фрикционных накладок сцепления | 1990 |
|
SU1817781A3 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
Авторское свидетельство СССР № 661927,кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-02-28—Публикация
1990-12-25—Подача