Изобретение относится к механическим ступенчатым трансмиссиям с электропневматическим управлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства.
Цель изобретения - повышение надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач.
На фиг.1 изображена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - устройство контроллера; на фиг.З - принципиальная схема механизма блокировки; на фиг.4 - устройство датчика управления; на фиг.5 - схема кнопки выключения сцепления; на фиг.6 - схема пневмодатчика.
Устройство содержит контроллер 1 с сектором 2, датчики 3 управления, электро- пневмоклапана 4 передач и электропневмок- лапан 5 сцепления, источник 10 давления, механизм переключения передач (не показан) .с сервоцилиндрами б передач с пневмодатчи- ками 7 и сервоцилиндр 8 сцепления, механизм блокировки передач, включающего датчик 9 механизма блокировки и соленоид 11 со штоком, кнопкой 14 выключения сцепления и фиксаторов 15 фиксации передач и нейтралей,указательную пластину 16.
Контроллер с сектором 2 предназначен для выбора передачи и связан с датчиками 3 управления, которые соединены с элект- ропневмоклапанами 4 и 5 и блоком питания системы..
Датчик 3 управления состоит (см. фиг.4) из штока с контактом, пружины и контактов. Сектор 2 контроллера 1 при перемещении замыкает выступом через шток датчика 3 управления контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана б сцепления. При дальнейшем перемещении контроллера 1 сектор 2 размыкает впадиной, под действием пружины на шток датчика 3 управления, контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана 5 сцепления и замыкает контакты, соединяющие блок питания с обмоткой элек- f ропиевмоклапана 4 передачи. Электропнев- моклапаны 4 и 5 соединены с источником 10 давления и еэрвоцилиндрами 6 механизма переключения передач и сервоцилиндром 8 сцепления. Механизм блокировки сектора 2 контроллера 1 предназначен для последовательного переключения передач, включающего датчик 9 механизма блокировки, установленного на корпусе сервоцилиндра 8 сцепленяя и связанного одним выводом с блоком питания системы, а вторым с обмоткой соленоида 11, который через шток взаимодействует со стопорящими пазами 13 сектора 5 контроллера 1.
Пневмодатчик 7 имеет подвижный контакт (см. фиг.б), закрепленный на диафрагме, а с другой стороны установлен в направляющую и поджат пружиной. Диафрагма, направляющая и пружина установлены в корпусе. Корпус имеет контактное устройство для взаимодействия с подвижным контактом диафрагмы, установлены на корпусах сервоцилиндров 6 передач и соединены одним выводом с датчиком 3 управления, а вторым с обмоткой электропневмоклапана 5 сцепления. Кнопка 14 выключения сцепления предназначена для установки контроллера 1 в нейтральное положение (между первой передачей и передачей заднего хода) и расположена на рукоятке контроллера 1. Фиксаторы 15 предназначены для фиксации контроллера
I при включении на кронштейне контроллера 1 и взаимодействуют с его пазом.
Устройство работает следующим обра- зом, .- При перемещении контроллера 1 из нейтрального положения в положение первой передачи сектор 2 контроллера 1 вначале перемещения своим выступом (см. фиг.4) воздействует на датчик 3 и замыкает нижние контакты, соединяя обмотку электрб- пневмоклапана 5 с-блоком питания, Сжатый воздух, необходимый для работы устройства, поступает в сервоцилиндр 8 сцепления, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки выходит из паза штока сервоцилиндра 8 сцепления и соединяет обмотку лсоленоида 11 с блоком питания. Шток соленоида 11 входит в стопорящий паз 13секто- ра 2 контроллера 1. При дальнейшем
перемещении контроллера шток соленоида
II фиксирует сектор 2 в положение включенной передачи, а этб положение соответствует впадине на секторе 2 контроллера, при котором нижние контакты датчика 3 размыкаются, а верхние, управляющиевключением передачи, замыкаются, соединяя обмотку электропневмоклапана 4 передачи с блоком питания, сжатый воздух, поступающий от источника 10 давления в сервоцилиндр 6 передачи, замыкает контакты пневмодатчика 7, продлевая включение сцепления (удержание сцепления в выключенном состоянии осуществляется в незначительном времени прерывания электрической цепи и разностью диаметров впускных и выпускных каналов электропневмоклапана 5 сцепления).
При поступлении сжатого воздуха под диафрагму, она прогибается и перемещает подвижный контакт к контактному устройству корпуса, и замыкает электрическую цепь. Дальнейшее возрастание давления воздуха, необходимое для переключения
передачи, уравновешивается пружиной и длиной контактного устройства корпуса. После включения передачи, дальнейшее повышение давления воздуха увеличивает усилие на диафрагме и сжимает пружину, контакты перемещаются в сторону пружины и размыкают электрическую цепь электро- пневмоклапана 5 сцепления. Шток сервоци- линдра 8 сцепления под воздействием пружины возвращает его в исходное положение, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки, попадая в паз на штоке сервоцилиндра 8 сцепления, размыкает контакт датчика 9 механизма блокировки, отключает обмотку соленоида 11 от блока питания. Передача включена, механизм блокировки выключен, возможен переход на следующую передачу.
При остановке на второй и последующих передачах контроллер 1 переводится в . нейтральное положение между передачами, соответствующее метке на указательной планке 16, и. фиксируется фиксатором 15. Для установки контроллера Т в нейтральное положение между первой передачей и передачей заднего хода служит кнопка 14 контроллера 1. Электропневмоклапан 5 сцепления имеет две независимые обмотки. Одна соединена с блоком питания через пневмодатчики 7 и датчики 3 управления, а другая через кнопку 14 выключения сцепления (см.фиг.5). При нажатии на кнопку 14 выключения сцепления размыкаются (контакты, соединяющие блок питания с системой управления коробкой передач, (т.е. с датчиками 3 управления и механизмом блокировки передач), а замыкаются контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана 5 сцепления. Контроллер 1 переводится в указанное положение, кнопка 14 отпускается. Предложенное устройство повышает надежность управления и переключения передач за счет введения механизма блоки0 ровки и кнопки выключения сцепления, что исключает возможность выхода из строя синхронизаторов коробки передач. Формула изобретения Устройство управления коробкой пере5 дач и сцеплением транспортного средства, содержащее контроллер, соединенный с источником питания, электромагнитными клапанами управления еервоцилиндрами, штоки которых соединены с механизмом пе0 реключения передач и сцеплением, отл ича- ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач, оно снабжено
5 механизмом блокировки контроллера, включающим в себя датчик механизма блокировки, соленоид, при этом сектор контроллера имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен
0 на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами сектора контроллера.
5.
0
0
/Ј
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения ступенчатой коробки передач | 1976 |
|
SU637291A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, | 1969 |
|
SU237600A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕЛ\ И СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОЙ | 1973 |
|
SU368085A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2015937C1 |
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2170678C1 |
Устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства | 1977 |
|
SU686911A1 |
Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля | 1973 |
|
SU506523A2 |
ФЛЮОРОГРАФ | 1948 |
|
SU74296A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1972 |
|
SU328010A1 |
Использование: в механических ступенчатых трансмиссиях с злектропневматиче- ским..упр.авлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства. Сущность изобретения: устройство снабжено механизмом блокировки контроллера, включающего в себя датчик 9 механизма блокировки, соленоид 11, при этом сектор контроллера, имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами 13 сектора 2 контроллера. 6 ил. .
Л/г 4.
Фиг.$.
Ф&2.6.
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 0 |
|
SU328010A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1993-03-15—Публикация
1990-07-25—Подача