Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства Советский патент 1993 года по МПК B60K41/20 

Описание патента на изобретение SU1801805A1

Изобретение относится к механическим ступенчатым трансмиссиям с электропневматическим управлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства.

Цель изобретения - повышение надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач.

На фиг.1 изображена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - устройство контроллера; на фиг.З - принципиальная схема механизма блокировки; на фиг.4 - устройство датчика управления; на фиг.5 - схема кнопки выключения сцепления; на фиг.6 - схема пневмодатчика.

Устройство содержит контроллер 1 с сектором 2, датчики 3 управления, электро- пневмоклапана 4 передач и электропневмок- лапан 5 сцепления, источник 10 давления, механизм переключения передач (не показан) .с сервоцилиндрами б передач с пневмодатчи- ками 7 и сервоцилиндр 8 сцепления, механизм блокировки передач, включающего датчик 9 механизма блокировки и соленоид 11 со штоком, кнопкой 14 выключения сцепления и фиксаторов 15 фиксации передач и нейтралей,указательную пластину 16.

Контроллер с сектором 2 предназначен для выбора передачи и связан с датчиками 3 управления, которые соединены с элект- ропневмоклапанами 4 и 5 и блоком питания системы..

Датчик 3 управления состоит (см. фиг.4) из штока с контактом, пружины и контактов. Сектор 2 контроллера 1 при перемещении замыкает выступом через шток датчика 3 управления контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана б сцепления. При дальнейшем перемещении контроллера 1 сектор 2 размыкает впадиной, под действием пружины на шток датчика 3 управления, контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана 5 сцепления и замыкает контакты, соединяющие блок питания с обмоткой элек- f ропиевмоклапана 4 передачи. Электропнев- моклапаны 4 и 5 соединены с источником 10 давления и еэрвоцилиндрами 6 механизма переключения передач и сервоцилиндром 8 сцепления. Механизм блокировки сектора 2 контроллера 1 предназначен для последовательного переключения передач, включающего датчик 9 механизма блокировки, установленного на корпусе сервоцилиндра 8 сцепленяя и связанного одним выводом с блоком питания системы, а вторым с обмоткой соленоида 11, который через шток взаимодействует со стопорящими пазами 13 сектора 5 контроллера 1.

Пневмодатчик 7 имеет подвижный контакт (см. фиг.б), закрепленный на диафрагме, а с другой стороны установлен в направляющую и поджат пружиной. Диафрагма, направляющая и пружина установлены в корпусе. Корпус имеет контактное устройство для взаимодействия с подвижным контактом диафрагмы, установлены на корпусах сервоцилиндров 6 передач и соединены одним выводом с датчиком 3 управления, а вторым с обмоткой электропневмоклапана 5 сцепления. Кнопка 14 выключения сцепления предназначена для установки контроллера 1 в нейтральное положение (между первой передачей и передачей заднего хода) и расположена на рукоятке контроллера 1. Фиксаторы 15 предназначены для фиксации контроллера

I при включении на кронштейне контроллера 1 и взаимодействуют с его пазом.

Устройство работает следующим обра- зом, .- При перемещении контроллера 1 из нейтрального положения в положение первой передачи сектор 2 контроллера 1 вначале перемещения своим выступом (см. фиг.4) воздействует на датчик 3 и замыкает нижние контакты, соединяя обмотку электрб- пневмоклапана 5 с-блоком питания, Сжатый воздух, необходимый для работы устройства, поступает в сервоцилиндр 8 сцепления, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки выходит из паза штока сервоцилиндра 8 сцепления и соединяет обмотку лсоленоида 11 с блоком питания. Шток соленоида 11 входит в стопорящий паз 13секто- ра 2 контроллера 1. При дальнейшем

перемещении контроллера шток соленоида

II фиксирует сектор 2 в положение включенной передачи, а этб положение соответствует впадине на секторе 2 контроллера, при котором нижние контакты датчика 3 размыкаются, а верхние, управляющиевключением передачи, замыкаются, соединяя обмотку электропневмоклапана 4 передачи с блоком питания, сжатый воздух, поступающий от источника 10 давления в сервоцилиндр 6 передачи, замыкает контакты пневмодатчика 7, продлевая включение сцепления (удержание сцепления в выключенном состоянии осуществляется в незначительном времени прерывания электрической цепи и разностью диаметров впускных и выпускных каналов электропневмоклапана 5 сцепления).

При поступлении сжатого воздуха под диафрагму, она прогибается и перемещает подвижный контакт к контактному устройству корпуса, и замыкает электрическую цепь. Дальнейшее возрастание давления воздуха, необходимое для переключения

передачи, уравновешивается пружиной и длиной контактного устройства корпуса. После включения передачи, дальнейшее повышение давления воздуха увеличивает усилие на диафрагме и сжимает пружину, контакты перемещаются в сторону пружины и размыкают электрическую цепь электро- пневмоклапана 5 сцепления. Шток сервоци- линдра 8 сцепления под воздействием пружины возвращает его в исходное положение, шариковый 12 контакт датчика 9 механизма блокировки, попадая в паз на штоке сервоцилиндра 8 сцепления, размыкает контакт датчика 9 механизма блокировки, отключает обмотку соленоида 11 от блока питания. Передача включена, механизм блокировки выключен, возможен переход на следующую передачу.

При остановке на второй и последующих передачах контроллер 1 переводится в . нейтральное положение между передачами, соответствующее метке на указательной планке 16, и. фиксируется фиксатором 15. Для установки контроллера Т в нейтральное положение между первой передачей и передачей заднего хода служит кнопка 14 контроллера 1. Электропневмоклапан 5 сцепления имеет две независимые обмотки. Одна соединена с блоком питания через пневмодатчики 7 и датчики 3 управления, а другая через кнопку 14 выключения сцепления (см.фиг.5). При нажатии на кнопку 14 выключения сцепления размыкаются (контакты, соединяющие блок питания с системой управления коробкой передач, (т.е. с датчиками 3 управления и механизмом блокировки передач), а замыкаются контакты, соединяющие блок питания с обмоткой электропневмоклапана 5 сцепления. Контроллер 1 переводится в указанное положение, кнопка 14 отпускается. Предложенное устройство повышает надежность управления и переключения передач за счет введения механизма блоки0 ровки и кнопки выключения сцепления, что исключает возможность выхода из строя синхронизаторов коробки передач. Формула изобретения Устройство управления коробкой пере5 дач и сцеплением транспортного средства, содержащее контроллер, соединенный с источником питания, электромагнитными клапанами управления еервоцилиндрами, штоки которых соединены с механизмом пе0 реключения передач и сцеплением, отл ича- ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности управления переключением передач путем исключения непоследовательности переключения передач, оно снабжено

5 механизмом блокировки контроллера, включающим в себя датчик механизма блокировки, соленоид, при этом сектор контроллера имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен

0 на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами сектора контроллера.

5.

0

0

Похожие патенты SU1801805A1

название год авторы номер документа
Устройство для переключения ступенчатой коробки передач 1976
  • Дмитриев Алексей Алексеевич
  • Зубков Валентин Федорович
  • Кожушко Александр Андреевич
  • Петрухин Николай Николаевич
SU637291A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, 1969
SU237600A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕЛ\ И СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОЙ 1973
SU368085A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
RU2077997C1
УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 1991
  • Паршин Николай Егорович
  • Топорков Владимир Петрович
  • Аникин Леонид Михайлович
  • Рябков Александр Иванович
  • Шаронов Геннадий Иванович
  • Осипов Евгений Михайлович
RU2015937C1
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Каменский А.Д.
  • Раскин А.М.
  • Кеменов В.А.
  • Кожевников В.С.
  • Беляев В.Ю.
RU2170678C1
Устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства 1977
  • Дмитриев Алексей Алексеевич
  • Зубков Валентин Федорович
  • Колочкин Владимир Павлович
  • Петрухин Николай Николаевич
  • Семенов Валентин Константинович
SU686911A1
Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля 1973
  • Румянцев Леонид Александрович
  • Есеновский-Лашков Юрий Констинович
  • Будищев Владимир Яковлевич
  • Плечиков Михаил Александрович
  • Жбанников Сергей Иванович
SU506523A2
ФЛЮОРОГРАФ 1948
  • Бенский Я.С.
  • Дмоховский В.В.
  • Жегалкин Г.А.
  • Пружанский С.В.
  • Тумаркин Е.С.
SU74296A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1972
SU328010A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 801 805 A1

Реферат патента 1993 года Устройство управления коробкой передач и сцеплением транспортного средства

Использование: в механических ступенчатых трансмиссиях с злектропневматиче- ским..упр.авлением коробкой передач и сцеплением транспортного средства. Сущность изобретения: устройство снабжено механизмом блокировки контроллера, включающего в себя датчик 9 механизма блокировки, соленоид 11, при этом сектор контроллера, имеет стопорящие пазы, причем датчик механизма блокировки расположен на штоке сервоцилиндра привода сцепления и соединен с источником питания и соленоидом, шток которого имеет возможность взаимодействия с пазами 13 сектора 2 контроллера. 6 ил. .

Формула изобретения SU 1 801 805 A1

Л/г 4.

Фиг.$.

Ф&2.6.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1801805A1

УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 0
SU328010A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 801 805 A1

Авторы

Нагорнов Юрий Михайлович

Шитуев Геннадий Михайлович

Даты

1993-03-15Публикация

1990-07-25Подача