Изобретение относится к области контроля сил механического напряжения в кон- т ктных соединениях, в частности разборных контактных соединениях силового- электрооборудования.
Цель изобретения-снижение трудозатрат при обслуживании соединений с использованием болта и гайки.
На фиг. 1 изображено устройство контроля контактного соединения; на фиг. 2 - вариант исполнения этого устройства; на фиг. 3 - устройство в теплозащитном прозрачном кожухе в процессе приведения в исходное состояние; на фиг. 4 - последовательность функционирования устройства (схематически).
Устройство контроля контактного соединения, включающего токопроводящие элементы 1 и 2, соединенные с помощью болта (шпильки) 3 и гайки 4, содержит закрепленное на этом соединении, например на выступающем из гайки 4 конце (торце)
болта 3 (с помощью, например, клея),осно- ваниеб, на котором установлены консольно оппозитно друг другу незакрепленными контактирующими концами, с перекрытием в зон.е контакта, упругая пластина 6 и биметаллическая пластина 7.
Эти концы могут быть закреплены на противоположных сторонах основания 5 (вариант, показанный на фиг. 1) или на одной стороне основания 5 (вариант, показанный на фиг. 2). Но в любом случае незакрепленные концы пластин 6 и 7 направлены оппозитно друг другу и перекрывают взаимно друг друга по длине на величину взаимного смещения краев концов (в проекции на основание 5) от деформации при предельно допустимой температуре электроконтактного узла. Незакрепленные концы пластин 6 и 7 покрыты индикаторной краской (маркировкой) 8 и 9. Для приведения устройства в исходное состояние предназначен щуп 10. Устройство
СО
с
00
о
CJ
ю
4 00
может быть размещено в прозрачном теплозащитном кожухе 11 с отверстием для ввода щупа 10.
В исходном положении конец упругой пластины 6 установлен относительно биметаллической пластины 7 со стороны направ- ления изгиба этой биметаллической пластины при повышении температуры (фиг. 4а). При визуальном осмотре контактного соединения с торца болта 3 наблюдается маркировка 8.
При эксплуатации электрического соединения до момента ослабления резьбы сверх допустимой нормы, концы пластин взаимно смещаются в направлении,перпен- дикулярном плоскости основания. Эти концы по мере деформации пластин 6 и 7 сближаются друг с другом (фиг. 46). При отключении электрооборудования пластины 6 и 7 возвращаются в исходное положение (фиг. 4а). При визуальном осмотре отключенного контактного соединения с торца болта 3 наблюдается маркировка 8.
При эксплуатации электрического соединения после момента ослабления резьбы сверх допустимой нормы концы пластин 6 и 7 сближаются друг с другом (фиг. 46) и по причине перегрева биметаллическая пластина 7 искривляется настолько, что ее конец выходит из зацепления конца пластины 6, которая возвращается в исходное положение (фиг. 4в). При отключении электрооборудования пластина 7 устанавливается, прилегая концом с другой стороны пластины 6, прикрывая отличительную маркировку 8 (фиг. 4г). При визуальном осмотре отключенного контактного соединения с торца болта 3 наблюдается маркировка 9, указывающая на необходимость подтяжки резьбы.
При подтягивании резьбы, осуществляемой приложением вращающего момента к гайке 4, наличие устройства контроля не препятствует подводу ключа с любой стороны - как с торца, так и сбоку. Восстановление исходного положения устройства
осуществляют приложением усилия к пластине 7 с помощью щупа 10. Пластина 7 прогибается (фиг. 4д), ее края по мере прогиба сближаются с краем пластины 6 до
выхода последней из зацепления (фиг. 4е) и после удаления щупа 10 устройство проходит в исходное состояние (фиг. 4а). При визуальном осмотре отключенного контактного соединения с торца болта 3 наблюдается маркировка 8. Устройство готово к функционированию по аналогичной последовательности действий.
Описанное устройство по сравнению с прототипом позволяет повысить эксплуатационную надежность и пожаробезопасность электрооборудования эксплуатируемого в помещениях, где отсутствует обслуживающий персонал, например, в автоматизированных судовых электроэнергетических системах,
при сокращении объектов работ по эксплуатационному обслуживанию. Положительный эффект обеспечивается за счет простоты визуального наблюдения и подтягивания резьбовых элементов разборных контактных
соединений при регламентном обслуживании электрооборудования.
Формула изобретения
1. Устройство контроля контактного со- единения, содержащее основание, закрепляемое на этом соединении, и установленную на этом основании упругую пластину, отличающееся тем, что, с целью снижения эксплуатационных затрат для контактных соединений с использованием болта и гайки, оно снабжено биметаллической пластиной, а пластины установлены на основании консольно, оппо- зитно одна другой незакрепленными кон- тактирующими концами с перекрытием в зоне .контакта.
2. Устройство по п. 1,отл ичающее- с я тем, что незакрепленные концы пластин в зоне контакта покрыты индикаторной краской.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСЛАБЛЕНИЯ ЗАТЯЖКИ ГАЙКИ РЕЗЬБОВОГО КОНТАКТНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТОКОВЕДУЩИХ ШИН | 2011 |
|
RU2493640C2 |
УСТРОЙСТВО РЕГИСТРАЦИИ ОСЛАБЛЕНИЯ ЗАТЯЖКИ ГАЙКИ РЕЗЬБОВОГО КОНТАКТНОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2527567C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ | 2003 |
|
RU2321930C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОСЛАБЛЕНИЯ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВОГО КОНТАКТНОГО СОЕДИНЕНИЯ С ТОКОВЕДУЩИМ НАКОНЕЧНИКОМ | 2011 |
|
RU2491687C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЮДЕЙ С КОНТРОЛЬНЫМ И МАРКИРОВОЧНЫМ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ МАРКИРОВКИ ДЕФЕКТНЫХ СТУПЕНЧАТЫХ БЛОКОВ | 2017 |
|
RU2736242C2 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СТЕНД | 2014 |
|
RU2597630C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА И ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2199099C2 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ ШПИЛЕК (БОЛТОВ) | 2014 |
|
RU2579175C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕПОЗИЦИИ ОТЛОМКОВ КЛЮЧИЦЫ И СПОСОБ ЕГО УСТАНОВКИ | 1991 |
|
RU2069993C1 |
Устройство для крепления деталей на проволоку | 1983 |
|
SU1159964A2 |
Изобретение относится к средствам контроля электрических контактных соединений и может быть использовано для индикации надежности этих соединений. Цель изобретения снижение эксплуатационных затрат для резьбовых соединений 3d счет установки термочувствительного контактного узла на болте контролируемого соеди- нения. Этот узел выполнен в виде основания и установленной на нем термопары. Контакты последней покрыты индикаторной краской.4 ил.
Требования к усилию затяжки резьбовых контактных соединений и его контроль | |||
Вопросы судостроения, вып | |||
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Электрический контактный узел | 1985 |
|
SU1354293A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-03-23—Публикация
1990-12-06—Подача